В эпоху глобализации остро стоит проблема сосуществования культур и цивилизаций. Развивающиеся страны с их расширяющей границы экономикой и промышленностью постепенно проникают на территории, традиционно населенные людьми других культур. В России особенно явно эти процессы протекают на северо-западе страны, где по сей день продолжается освоение новых территорий. Федор Телков и фотограф Сергей Потеряев побывали в Ямало-Ненецком округе, где понаблюдали за изменениями в жизни коренных народов. |
1. Все это неизменно влечет за собой вмешательство в жизнь коренных народов, нарушает их традиционный образ жизни, что, в свою очередь, приводит к медленному вымиранию их культур. Сегодня одна часть коренных народов Севера продолжает традиционный образ жизни — оленеводство и рыболовство, другая начинает осваивать "оседлую", "европейскую" жизнь в городах и поселках.
2. В связи с этим появляется новая форма жизни исторически населяющих этот регион культур, которая в данный момент практически не изучена. Процесс перехода от традиционного к современному образу жизни находится в постоянном развитии. Важно зафиксировать этапы перехода представителей коренных народов к "городской" жизни, застать момент, когда этнические особенности и блага современного общества начинают сосуществовать и становятся одинаково ценными для человека.
3. Хорошим примером взаимодействия может служить возникновение так называемых "национальных" посёлков, где коренным жителям предоставляется дом, образовательная программа и медицинская помощь.
4. При этом исторические обитатели этих мест могут спокойно заниматься традиционными промыслами в тундре, при необходимости пользуясь различными благами цивилизации. Важным моментом является то, что государство сохраняет традиции народов и имеет возможность экспортировать продукты оленеводства и рыболовства за рубеж. Местные же жители имеют возможность получать качественное здравоохранение и не отставать от мирового технического прогресса. Телефон, телевизор уже прочно вошли в жизнь народов, живущих в природных условиях. Тем не менее большинство "националов", как называют их русские, не представляют своей жизни без тундры. "Я хочу, чтобы мой сын знал, что такое интернет и телевизор, но если он выберет жизнь в городе, то это будет самым большим горем для меня", — говорит Виталий Пяк, старший оленевод стада №3, о своем сыне Юре.
5. Для исследования был выбран город Тарко-Сале – административный центр Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Население города — свыше 20 тысяч человек. Тарко-Сале — типичный представитель небольших нефтяных городов, где бок о бок проживает русское население и коренные народы Севера. Именно на подобных территориях можно увидеть, как переплетается современный образ жизни с традиционным укладом коренных народов Севера.
6. Харампур – национальный поселок с населением свыше 700 жителей. Здесь построены кирпичные дома, напоминающие по форме ненецкий чум. Харампурцы живут между тундрой и цивилизацией, постоянно перемещаясь между двумя мирами. Такой образ жизни, по словам некоторых ненцев, лучший ответ на вопрос "что делать с коренными?". Ведь, как известно, Север суров в любое время года – зимой безумная стужа и ветра, летом тучи насекомых и болота – жить в голой тундре очень непросто. Поэтому возможность проводить часть жизни в комфортных условиях очень важна для ненцев.
7. На фотографии сестры Кунины – селькупки. Между селькупами и ненцами есть некоторое напряжение, оно чувствуется в разговорах. Объяснили нам это тем, что между народами когда-то была война, победители в которой, по утверждению ненцев – ненцы, по утверждению селькупов – селькупы. Однако довод ненцев убедительнее – их численность сегодня больше.
8. Множество представителей коренных народов Севера стоит на распутье между традиционным образом жизни и "европейским". Ненцы делятся на тундровых и лесных, они говорят на разных наречиях и не понимают друг друга. Часть ненцев в Пуровском районе остались язычниками, часть стали православными, часть баптистами, и часть воспринимают христианских святых как дополнительных богов языческого пантеона. А вообще, тема веры очень интимна для малых народов, они напуганы жестокими православными и советскими гонениями. Теперь, все что можно узнать, это обрывчатые сведения и общеизвестные факты, как только разговор начинает касаться чего-то более глубокого и настоящего, тема тут же меняется.
9. Айваседо Виктория, ненка, 17 лет, родилась и живет в деревне Харампур, школьница. Айваседо Любовь, ненка, 68 лет, родилась и живет в деревне Харампур, пенсионер. Айваседо Ольга, ненка, 35 лет, родилась и живет в деревне Харампур, сторож.
10. Айваседо Сергей, ненец, 56 лет, родился и живет в деревне Харампур, рыбак. Волов Владимир, ненец, 7 лет, родился и живет в деревне Харампур, школьник. Айваседо Кристина, ненка, 7 лет, родилась и живет в деревне Харампур, школьница. Фатеева Анна, ненка, 5 лет, родилась и живет в деревне Харампур, ходит в детский сад.
11. 9 класс школы-интерната городе Тарко-Сале. Воспитанников селят в отдельных блоках по родству, то есть только братья и сестры живет рядом. Такой принцип в определенной степени помогает сохранить традиции, но дети все равно слишком долго находятся в изоляции от родителей и, закончив школу, уже не хотят возвращаться в тундру.
12. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в нашей стране проживали: ненцы – 44 640 человек, ханты – 30 943 человек, манси – 12 269 человек, селькупы – 3 649 человек. Подавляющее число ненцев района имеют фамилии Пяк и Айваседо, что переводится как "Деревянные" и "Безголовые". Дело в том, что в первой половине XX века (год основания района 1933) здесь кочевали два рода – Пяк и Айваседо. Передвижение по Ямалу очень затруднено, в основном это немногие федеральные дороги, "зимники", ну и, конечно, вертолеты. В большинство уголков полуострова можно добраться только по небу, особенно в межсезонье и летом.
13. Холл Пуровского районного краеведческого музея. Справа вверху чучело головы белого священного оленя.
14. Вагоны – ледники (холодильники для мяса) на территории совхоза. В совхозе работают только "националы". Они занимаются оленеводством, рыболовством, звероводством, сбором дикоросов и производством сувенирной продукции. Например, в здании справа можно купить национальные изделия, на память, из шкур оленей и зверей, там работает целый цех народных умельцев. Еще неподалеку есть магазинчик, где продаются оленина и рыба, пойманная ненцами.
15. — Как вы ориентируетесь в тундре, тут же невероятные расстояния?
— Ты же знаешь, что и где лежит в твоей квартире?! – бригадир Виталий ехал в упряжке и обсуждал с администрацией района детали проведения Дня Оленевода, праздник срывался из-за резкого потепления.
16. Вэлло Алик, ненец, 18 лет, родился в городе Надым, живет в городе Тарко-Сале, безработный. Пяк Анатолий, ненец, 23 года, родился и живет в городе Тарко-Сале, сторож. Ягель вырастает лишь на несколько миллиметров в год. Если стада оленей в тундре съедают лишайник, то на восстановление его покрова потребуется около 10—15 лет.
— Счастливого пути! – Прощались мы с оленеводами, которые должны были отправиться далеко в тундру, а мы – обратно в Екатеринбург.
— Нет, это вам счастливого пути, мы-то у себя дома!