Главная / Галерея / Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Умение правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Николаю Егоровичу Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Получая заказы от известных коннозаводчиков, Н.Е.Сверчков часто преодолевал большие расстояния, чтобы запечатлеть на полотне лучших лошадей заказчиков, ведь писал известный художник только с натуры…

Николай сверчков - художник-анималистЛошади в России были и кормильцами, и средством передвижения, и средством демонстрации своего положения в обществе. Пристальное внимание уделяли лошадям художники.

Особо известен среди художников-анималистов Николай Егорович Сверчков (1817—1898) – выдающийся, русский баталический и жанровый живописец. Своим артистическим развитием был обязан исключительно собственному влечению и природной способности к искусству.

Ещё в детстве с любовью рисовал животных, особенно лошадей.

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Охотники в степи. 1873 (Частное собрание)

Отец Николая Егоровича был выходцем из крестьян, служившим старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Это стечение обстоятельств способствовало тому, что юный Сверчков рано начал рисовать лошадей и других животных. Заметив талант сына, в 1827 г. родители отдали Николая в Воспитательное училище при Академии Художеств, в котором мальчик проучился полтора года, покинув стены училища по состоянию здоровья. Николай Сверчков продолжал заниматься художественным самообразованием, изучал работы мастеров живописи, постоянно рисовал, особенно любил изображать сцены с лошадьми, добившись в этом больших успехов.

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Лошадь в конюшне. 1850 (Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)

Первую портретную серию лошадей Н.Е. Сверчков написал в 1840 году для известного в Санкт-Петербурге любителя С. А. Яковлева. Уже в возрасте 22-х лет (в 1839 году) он выставил свои первые картины на академическую выставку и,  получив звание свободного художника портретной живописи, оставил службу и стал живописцем.

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Охота. 1881 (Национальный художественный музей Республики Беларусь)

Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород лошадей и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Лейб-гусар на коне (Портрет К.А.Дружинина) (Вологодская областная картинная галерея)

Известный историк В. И. Коптев в "Очерке русского коннозаводства" (1872 г.) отмечал: "Н. Е. Сверчков написал много портретов знаменитых Хреновских рысаков, которые навсегда останутся в глазах будущих коннозаводчиков прототипами и идеалами, от которых не следует отдаляться. Не будь этих драгоценных изображений рысаков, закрепленных меткой и кистью Н.Е.Сверчкова в картинах, а потом карандашом в эстампах, коннозаводчикам представлялось бы широкое поле гадательно мечтать о наружном виде прежних лошадей и воображение, конечно, рисовало бы совсем иным, а не такими, какие они были на самом деле". Н.Е.Сверчков писал только с натуры и часто преодолевал большие расстояния, чтобы запечатлеть по просьбе заказчиков на полотне их лучших лошадей.

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Л.А.Татищев

Картины художника все чаще появляются на выставках, к нему приходит известность. В 1852 г. за картину "Помещичья тройка" он получает почетное звание академика по живописи народных сцен, а в I855 г. за картину "Грузный экипаж" становится профессором Академии художеств.

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Тройка зимой (Частное собрание)

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. У кабака зимой. 1891 (Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева)

Сверчков работает в различных жанрах живописи. Он пишет портреты, изображая портретируемых верхом, в конном экипаже, или просто рядом с лошадьми. Уже к концу сороковых годов он становится признанным мастером модного в те годы "конного портрета".

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Портрет императора Александра II

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Портрет императора Александра II (Музей-усадьба "Останкино")

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Н. Сверчков. Портрет Императора Александра Третьего в форме лейб-гвардии гусарского полка

Ему позируют Александр III и придворные сановники, генералы Д.И. Скобелев и А.А. Болдырев, граф А.Г. Орлов-Чесменский и персидский шах Насреддин, маркиза Траверсе и А.Я. Панаева.

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Царь Александр III в открытом ландо. 1888

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Николай I в санях

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Орлов-Чесменский в санках на Барсе.

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. А.Я. Панаева верхом на лошади орловско-ростопчинской породы. (Музей коневодства Тимирязевский сельскохозяйственной академии)

Академия художеств заказывает Николаю Егоровичу серию картин, посвященную истории России XVI-XVIII веков. Над ними он работал почти двадцать лет. Картины из этой серии – "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы" и "Выезд царя Ивана Грозного на богомолье" хранятся в Оружейной палате.

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы. 1873 (Государственный Русский музей)

Сверчков также пишет пейзажи. Он тонко чувствует неяркую красоту российской природы и стремится передать ее в своих картинах.

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Охотник, застигнутый вьюгой. 1872 (Тульский областной художественный музей)

Особенно поэтичны его зимние пейзажи с мерцающим зимним светом, снежным маревом или метелью, сквозь которую пробиваются усталые кони.

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Охота на медведя. 1885 (Витебский художественный музей)

В жизни художника 1850-е гг. были отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабахе, он провел много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок".

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Откуда дровишки (Частное собрание)

В каком бы жанре не писал Сверчков, на большинстве его картин изображены кони. Страстную любовь к лошадям художник пронес через всю жизнь, став основоположником анималистического направления в русском искусстве.

Лошади и охота в творчестве художника Николая Сверчкова

Сверчков Н.Е. Рабочая лошадь. 1859 (Государственная Третьяковская галерея)

Николай Егорович Сверчков умер 25 июля 1898 года в Царском Селе в возрасте 81 года. Проводить русского самородка в последний путь на царскосельское Казанское кладбище придут только родные и близкие. За свою жизнь он создал 350 картин, 1000 рисунков и 12 скульптур.

Adblock
detector