В тверском музее Лизы Чайкиной с 4 декабря по 18 января проходила VI Всероссийская выставка-смотр «Гончары России. Глиняная игрушка. Детская художественная керамика». В рамках выставки прошли III Всероссийский конкурс молодых мастеров-игрушечников и научно-практическая конференция «Проблемы развития традиционной и авторской игрушки». В Москве набирают популярность кружки гончарного дела. |
В Твери завершилась VI Всероссийская выставка-смотр «Гончары России»
17-18 января в тверском музее Лизы Чайкиной прошло закрытие VI Всероссийской выставки-смотра «Гончары России. Глиняная игрушка. Детская художественная керамика».
17 января в музее прошла научно-практическая конференция «Проблемы развития традиционной и авторской игрушки», где участники обсудили проблемы развития традиционной и авторской игрушки. На выставку приехали мастера из 21 региона России.
В рамках выставки проводился III Всероссийский конкурс молодых мастеров-игрушечников. В конкурсе приняли участие молодые мастера глиняной игрушки в двух возрастных номинациях: от 10 до 15 лет и от 16 до 25 лет. В нем приняли участие ученики Центра романовской игрушки Дарья Бородина, Яна Харина, и Анна Ильина.
Липчане вернулись домой с отличным результатом. В своей возрастной подгруппе (от 16 до 25 лет) Яна Харина заняла второе место. По условиям конкурса необходимо было представить на суд жюри законченную скульптурную композицию, с определенным сюжетом. Работа Яны называлась «Масленица» и изображала «потешный бой» мужика с медведем.
Работа 15-летней Анны Ильиной была отмечена специальным призом от директора музея игрушки в Сергиевом Посаде Александра Грекова. Как выразился сам искусствовед, приз мастерица получила за сохранение традиций народного промысла. Работа Анны также была выполнена по всем канонам романовской игрушки.
— Композиция называлась «Гуляние». Скульптурная группа состоит из медведя-офицера, который ведет под руки двух барышень-романушек, с ними еще два медведя, с балалайкой и гармошкой, и маленькие медвежата, — рассказывает Аня.
Стоит отметить, что изначально романовские игрушки делались в статичных позах. Движения романушкам добавил известный местный мастер Иван Гункин, основоположник целого направления в этом промысле.
— Романовскую игрушку делают тремя способами: из заготовки «пельмень» делают гудухи на 3-6 нот, в виде птицы или барашка. Из заготовки «катушка» выходят собаки, бараны, коники — это свистульки. А из «конуса», который еще называют куканом, лепят все женские образы, — рассказала мастер-преподаватель лепки Ольга Волокитина. — Романовские мастера исконно расписывали игрушки тремя цветами — желтым, зеленым и красным. Именно эти правила мы соблюдаем при изготовлении наших работ, и тому же учим наших ребят.
На выставку привезли свои работы хранители традиций гончарного и игрушечного дела из 21 региона России. Из Калуги привезли хлудневскую игрушку, из Тулы — филимоновскую, из Рязани — скопинскую, пензенские мастера привезли свою, абашевскую, из республики Коми прибыли изготовители сыктывкарской игрушки. У каждого — свой почерк, свои особенности. У курян глина с большой примесью песка, дымковские — яркие, как кремовые пирожные, филимоновские — полосатые, хлудовские раскрашены цветными пятнами.
В жюри входили искусствоведы, специалисты в области старинных игрушечных промыслов России, а возглавила его Юлия Иванова, заведующая отделом декоративно-прикладного и декоративного искусства Государствекнного российского дома народного творчества в Москве. Искусствоведы пристально следили за тем, чтобы игрушки соответствовали своим историческим образцам. Любые отклонения от канонов знатоками не приветствуются, даже порицаются. Именно потому так высоко были оценены работы липчан: наша экспозиция продемонстрировала чистейшие признаки традиционной, исконной романовской игрушки.
— Наши местные фестивали «Поет игрушка-романушка» и «Ты душа моя, игрушечка» со временем вполне смогут стать такими же массовыми и известными в стране мероприятиями, как и традиционная гончарная выставка в Твери, — говорит мастер центра Романовской игрушки Людмила Тюмина. — Для этого у нас есть и база, и старинные традиции, которые передаются мастерами из поколения в поколение.
Следующая, VI Всероссийская выставка-смотр «Гончары России. Глиняная игрушка. Детская художественная керамика» пройдет в Музейно-выставочном центре Тверского областного Дома народного творчества в конце осени. Эта выставка проводится с 1997 года раз в три года, включает в себя смотр произведений российских мастеров и призвана помочь возрождению, сохранению и развития гончарного дела и глиняной игрушки и популяризации этого вида народного творчества.
Учредителями выставки выступают Министерство культуры РФ, Государственный Российский Дом народного творчества, Комитет по делам культуры Тверской области и Тверской областной Дом народного творчества.
На выставке в Твери будут представлены более 1200 экспонатов 350 авторов из 21 региона – Тульской, Челябинской, Липецкой, Московской, Смоленской, Архангельской, Белгородской, Воронежской, Калининградской и других областей.
***
В Москве набирают популярность кружки гончарного дела
Древние ремесла возвращаются. В Москве все популярнее становятся кружки по гончарному делу. На одном из мастер-классов побывала корреспондент МТРК «Мир» Наталья Дюжикова.
Школьная доска и мел, вместо парт — широкий деревянный стол. По выходным в мастерской Александра Поверина многолюдно. Приезжают ученики. Татьяна Ляховенко уже несколько занятий делает глиняную свистульку. Хочет подарить ее соседской девочке.
«На мой взгляд, самое сложное — это сделать саму свистульку. Чтобы она свистела. У меня это не сразу получилась. Вот сейчас свистит», — говорит Татьяна.
Юрист по образованию, она хочет кардинально изменить свою жизнь и переехать в деревню. Умение мастерить глиняную посуду там ей понадобится больше, чем знание юридических коллизий, уверена девушка. Александр Поверин говорит: офисные работники на его занятиях — самые частые гости.
«В основном, уже взрослые, которые поработали в какой-то специальности, и что-то их не удовлетворяет. Надоело сидеть в офисе за компьютером или что-то еще. И они хотят поменять свою жизнь. Пока это у них в качестве хобби, но многие уже видят себя гончарами», — рассказывает мастер.
Тонкости ремесла Поверин раскрывает не скупясь. К примеру, чтобы добиться разных оттенков глины, готовый предмет перед обжигом окунают в молоко, или в ржаное тесто, или даже в отвар мухоморов.
Возврат к истокам — дело трудоемкое. И недешевое. Инструменты лучше покупать в Европе, советует мастер. Там культура керамики очень развита. А вот в России гончаров не так уж много. В советское время ремесло практически кануло в лету. Александр Поверин, инженер и скульптор, начал заниматься гончарным делом в 90-е. Сегодня от учеников отбоя нет. Ведь то, что приготовлено в глиняном горшке, совсем не похоже по вкусу на блюда из обычной посуды.
Андрей Котов уже год учится гончарному ремеслу, но до сих считает себя начинающим. При этом вещи, которые он делает из глины, сразу же расходятся по друзьям. Андрей радуется: глиняная посуда не пылится на полках.
Другие статьи на эту тему:
- В Твери открылась выставка глиняной игрушки « Гончары России»
- Народные промыслы России нуждаются в господдержке
- Изборские пенсионеры возродили старинный промысел
- Выставки народных промыслов в Москве, Екатеринбурге, Барнауле
- Народные промыслы: Дело белых кузнецов
- Хлудневская глиняная игрушка
- Выставка-ярмарка «Ладья. Зимняя сказка – 2012» открылась в Экспоцентре
- В традициях скопинских гончаров