Главная / Новости / Регионам ЦФО рекомендуют создавать туристические кластеры

Регионам ЦФО рекомендуют создавать туристические кластеры

Регионам ЦФО рекомендуют создавать туристические кластеры

Тема развития внутреннего туризма была поднята на заседании Совета при полномочном представителе президента в ЦФО по содействию развитию малого и среднего предпринимательства. Регионам ЦФО рекомендуют создавать туристические кластеры, которые позволяют сосредотачивать гостевые объекты на ограниченной территории.

Как выяснилось в ходе обсуждения, прошедшего в режиме видеоконференции, проблема туристской привлекательности территорий в действительности является проблемой далеко не во всех регионах. Руководитель профильного федерального агентства Александр Радьков, в частности, положительно оценил опыт Рязанской, Ивановской и Ярославской областей, где созданы туристические кластеры. По тому же пути идет и Калуга.

– Пилотные проекты показали хорошие результаты и стали мощным стимулирующим фактором развития отрасли в формате государственно-частного партнерства, – отметил Александр Радьков. По его словам, максимальная эффективность кластеров обеспечена за счет "сосредоточения на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающих производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также смежной деятельностью".

Речь идет о целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ". В ее рамках из федерального бюджета регионам дают средства на реализацию привлекательных инвестиционных проектов.

– В прошлом году на развитие туристско-рекреационного комплекса страны было выделено 9,1 миллиарда рублей, в 2013-м предусмотрено 9,5, – сообщил Александр Радьков. – Регионы в 2012 году получили субсидии более чем на два миллиарда рублей. Кроме того, ими было привлечено свыше 3,6 миллиарда рублей от частных инвесторов.

В качестве примера был приведен опыт Ярославской области, которую считают столицей "Золотого кольца". Федеральные субсидии здесь тратят, в основном, на создание инфраструктуры – строительство дорог, газо- и электроснабжение и другое. Понимают, что туриста надо привлекать не только достопримечательностями, уже во многих регионах. Если к памятнику нет хорошей автотрассы, если в районе нет хорошей гостиницы, как туда "заманить" гостя?

– Центральная Россия отличается уровнем развития этого сектора экономики, но и здесь имеющиеся ресурсы используют не полностью, – отметила заместитель полпреда президента в ЦФО Ольга Атюкова. – Туристская индустрия находится на стадии реформирования, однако динамика рынка говорит о тенденции к росту количества туристов.

Регионам ЦФО рекомендуют создавать туристические кластеры

По ее мнению, создание туристических кластеров "является одним из эффективных инструментов развития отрасли", а регионам к тому же надо заниматься созданием и развитием новых перспективных видов туризма. Кстати, на заседании прозвучала мысль о том, что для ЦФО следует разработать единую программу развития туризма, в рамках которой появились бы и новые межрегиональные туристические маршруты, подобные "Золотому кольцу". Вопрос в том, готовы ли регионы к такому объединению?

Уровень готовности, действительно, разный. Например, Орловская область в федеральную "туристическую" программу не попала. Хотя, как говорят в местном правительстве, для вхождения в нее здесь делают все возможное. Пока федеральное финансирование орловцы получают по программе "Культура России", при том, что потенциал у региона огромен. Недаром Орловщину неофициально называют "третьей литературной столицей России". Подсчитано, что к ней имеют отношение почти две сотни писателей.

Если к памятнику нет ровной автотрассы, если в районе нет хорошей гостиницы, как туда заманить гостя?

Кстати, местные энтузиасты предлагали закрепить за Орловщиной вышеупомянутый бренд. Такую идею еще два года назад подал, в частности, доцент Орловского госуниверситета Владимир Петрунин. Он изложил ее в заявке на участие в областном конкурсе PR-проектов, посвященных 450-летию основания Орла. Ученый сослался на опыт Казани, которая в 2009 году зарегистрировала в Роспатенте товарные знаки "Третья столица России", "Третья столица", "Третий город России" и "Третий город".

Это дает право использовать бренд, например, на международных форумах и выставках. Затраты на такую работу по бюджетным меркам смехотворны – несколько десятков тысяч рублей. Другое дело, что этим надо заниматься. В Орле много говорят о достижениях в сфере развития туризма, но даже обычный путеводитель по городу и области купить в киоске проблематично. А туристу тяжело найти действительно стоящий сувенир, который ассоциировался бы именно с Орлом. В лавках предлагают магниты на холодильник, брелоки, тарелки и часы, куклы, картины – но такие сувениры можно купить в любом городе.

В то же время в Орле влачит жалкое существование уникальный "литературный уголок", известный как "Дворянское гнездо". Лишь в последние годы власти обратили на него внимание. "Дворянку" с расположенным на ней "Домом Лизы Калитиной", описанным в романе Ивана Тургенева, обещают привести в порядок к 2016 году, когда Орел и отметит 450-летний юбилей.

Но есть мнение, что этого недостаточно. "Дворянское гнездо" при желании можно превратить в туристический кластер, тем более что такой проект был презентован и получил поддержку общественности еще несколько лет назад. Он предполагает строительство "исторического квартала", лодочной станции, гостиниц, музеев, сувенирных мастерских, эстрады… Власти уверяют, что создать все это за бюджетный счет в нынешних условиях невозможно, но и источника финансирования нет.

С инвестициями в сфере туризма дела вообще обстоят неважно. Достаточно сказать, что участниками областной целевой программы стали лишь Орел и четыре муниципальных района. В правительстве региона отмечают всего несколько частных проектов, имеющих хорошую перспективу. Один из них реализуют в Болховском районе – крае, богатом храмами. А в Новосильском районе инвестор сделал ставку на спортивный туризм – туда съезжаются парапланеристы.

Впрочем, по словам начальника облуправления культуры и архивного дела Аллы Егоровой, в регионе все же взят курс на создание если не кластеров, то рекреационных туристических зон. Четыре из них – город Орел, национальный парк "Орловское Полесье", музей-заповедник Ивана Тургенева "Спасское-Лутовиново" и Болховский район – вошли в областную программу развития туризма и признаны местным правительством приоритетными. Их и предложит регион для включения в единую программу развития туризма в ЦФО, если такая будет создана.

Вклад туристической отрасли в экономику региона пока невелик по сравнению с ее потенциалом. И все же, по словам Аллы Егоровой, ежегодно туристские объекты Орловщины посещают свыше 330 тысяч экскурсантов, а сумма налоговых поступлений от предприятий туризма в бюджеты всех уровней достигает 125 миллионов рублей.

Пока же ставку регион делает, видимо, на деловой туризм. "Лямку" тянет крупный инвестор, уже создавший в Орле многофункциональный туристический центр и обещающий построить крупнейший в Европе аквапарк. Надо понимать, что использовать его исключительно для орловцев будет слишком неэффективно.

Денис Передельский

Другие статьи на тему Развитие туризма в России:

Adblock
detector