|
С 24 по 26 мая в Сергиевом Посаде будет проходить Международный фестиваль «Русская матрёшка», приуроченный к празднованию 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Одним из спонсоров фестиваля выступил Национальный Фонд Святого Трифона
|
Фестиваль пройдет в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018 гг. Творческий форум проводится с целью сохранения нематериального культурного наследия, пропаганды народного творчества и поддержки мастеров декоративно-прикладного искусства в рамках празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Он способствует сохранению и развитию живых традиций художественного ремесла, игрушечного промысла, преемственности коллективного опыта изготовления всемирно известной куклы-матрёшки, а также является ещё одним механизмом популяризация матрёшки как яркого бренда России.
Финансовую и информационную поддержку организаторам фестиваля оказал Фонд возрождения народных традиций "Национальный Фонд Святого Трифона".
Участниками фестиваля станут представители стран Словении, Болгарии, Белоруссии, Украины и 15 регионов Российской Федерации, среди которых: Нижегородская, Тверская, Оренбургская, Вологодская, Пензенская, Кировская, Ярославская и Московская области
О своём участии в Международном фестивале «Русская матрёшка» заявили более 30 делегаций – представителей муниципальных образований Московской области. Коломенский, Павлово-Посадский, Дмитровский, Сергиево-Посадский, Орехово-Зуевский, Ступинский, Красногорский, Истринский, Егорьевский, Талдомский, Рузский и другие районы и городские округа Подмосковья достойно представят развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов в Московской области.
Главной частью фестиваля станет выставка-ярмарка «Город мастеров». В её рамках пройдут конкурсы на лучшую экспозицию, лучшую авторскую работу «Моя матрёшка» и лучшую работу детской выставки декоративно-прикладного творчества «Улыбнись, матрёшка!».
Более 40 мастеров в течение двух дней проведут уникальные мастер-классы, где каждый желающий сможет приобщиться к великой народной культуре. Одним их ярких событий проекта станет роспись гостями и участниками фестиваля самой большой матрёшки.
На главной сцене фестиваля пройдёт яркий танцевальный марафон «Матрёшка зажигает», в котором примут участие более 10 ансамблей народного танца.
Всех гостей фестиваля ждёт незабываемое представление театров мод «Матрёшкины наряды» на тему «Народные традиции и современность». Кроме того, состоится выступление артистов цирка, интерактивная программа театра ростовых кукол, викторина «Чудеса Подмосковья» и многое другое.
В рамках фестиваля будут организованы круглые столы и презентации проектов, направленные на развитие народной культуры и популяризацию народного творчества, а также становление и развитие событийного туризма в Московской области.
Ожидается, что более тысячи человек станут участниками этого большого праздника народного искусства.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ МАТРЁШКИ
Знаменитая русская матрёшка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот, сравнительно небольшой исторический период, она стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства.
В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрёшек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семёнове, в сёлах Полховский Майдан и Крутец. Известны расписные — вятские, тверские, марийские, мордовские матрёшки. Искусство росписи матрёшки шагнуло за пределы России, центры по её росписи появились на Украине и Белоруссии. Стремительное развитие получило искусство авторской матрёшки.
Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал так называемый мамонтовский кружок. Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) был крупный русский промышленник, меценат, прекрасный знаток искусства, собрал вокруг себя группу виднейших художников, среди которых были Репин, Васнецов, Врубель и др. В подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову были созданы художественные мастерские, где наряду с художниками-профессионалами работали народные мастера-умельцы. Энтузиасты, входящие в мамонтовский кружок, ставили перед собой просветительные, художественные и собирательские задачи, связанные с возрождением русской культуры на основе национальных и прежде всего народных традиций. В числе предметов народного искусства, которые она коллекционировала, были и крестьянские игрушки.
Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником, членом мамонтовского кружка С.В.Малютиным (1859-1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие.Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С.В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах.
Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.
Как правило, материалом для матрёшки служат такие породы деревьев как липа и берёза. Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер работу с самой маленькой матрёшечки, лишь потом их размер становится всё больше и больше. Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.