Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. 23-24 августа 2013 года в городе Одоеве пройдет Первый Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки Деда Филимона», на котором будут представлены работы лучших мастеров этого уникального ремесла |
В целях пропаганды и популяризации наследия игрушечных и гончарных промыслов России, привлечения внимания к Одоевскому краю, как к одному из ярчайших центров игрушечного промысла России, музей «Филимоновская игрушка» при поддержке правительства Тульской области и администрации муниципального образования «Одоевский район» проводит 23-24 августа 2013 года Первый Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки "Сказки Деда Филимона».
В программе фестиваля запланированы круглый стол по вопросам сохранения и развития глиняных промыслов, мастер-классы, конкурсы и культурно-развлекательная программа с участием лучших творческих коллективов Тульской области.
23 августа на центральной площади Одоева, у здания музея «Филимоновская игрушка», на Соборной горе организуется выставка-ярмарка традиционной глиняной и авторской игрушки, изделий гончарных промыслов, современной авторской игрушки и предприятий-изготовителей игрушки с организацией мастер-классов мастеров различных промыслов.
Организаторы приглашают к участию в фестивале мастеров глиняной игрушки и гончаров!
Торжественное открытие фестиваля – 24 августа в 11.00.
Филимоновская игрушка
Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий — свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.
По местным преданиям деревня Филимоново была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.
Филимоновская игрушка игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство местных мастериц (а именно женщины создают ее) было и остается крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины-синики как нельзя лучше подходили для лепки игрушек. Именно особенности глины придали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает — так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.
У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни — высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Юбка кажется большой по отношению к верхней части туловища. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор — повойник.
Мужские фигурки (это чаще всего кавалеры или солдаты) — высокие, длинноногие, в характерных костюмах — мундире с погонами, шляпке с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Каблуки дают дополнительную опору фигурке. Под мышкой солдаты держат птиц.
В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета — малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу — свой цвет. Из-за того что роспись велась пером (вернее, верхней его частью, а все остальное очищалось), она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа.
Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Игрушки из Филимонова жизнерадостны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие.
Источник: www.rukukla.ru