Фестиваль филимоновской игрушки в Одоеве

Фестиваль филимоновской игрушки в Одоеве

Филимоновская игрушка — старейший  народный художественный промысел  России. 23-24 августа 2013 года в городе Одоеве пройдет Первый Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки Деда Филимона», на котором будут представлены работы лучших мастеров этого уникального ремесла

В целях  пропаганды и популяризации наследия игрушечных  и гончарных промыслов России, привлечения внимания к Одоевскому краю, как к одному из ярчайших центров игрушечного промысла России, музей «Филимоновская игрушка» при поддержке правительства Тульской области и администрации муниципального образования  «Одоевский район» проводит 23-24 августа 2013 года Первый  Одоевский фестиваль гончарного искусства и  глиняной игрушки   "Сказки Деда Филимона». 
 
В программе фестиваля запланированы круглый стол по вопросам сохранения и развития глиняных промыслов, мастер-классы, конкурсы и культурно-развлекательная программа с участием лучших творческих коллективов Тульской области.
 
23 августа на центральной площади Одоева, у здания музея «Филимоновская игрушка», на Соборной горе организуется выставка-ярмарка традиционной глиняной и авторской игрушки, изделий гончарных промыслов, современной авторской игрушки и предприятий-изготовителей игрушки с организацией мастер-классов мастеров различных промыслов.
 
Организаторы приглашают к участию в фестивале мастеров глиняной игрушки и гончаров!
 
Торжественное открытие фестиваля – 24 августа в 11.00.
 
 
Филимоновская игрушка
 
Филимоновская игрушка
 
Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий — свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками. 
 
По местным преданиям деревня Филимоново была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.
 
Филимоновская игрушка игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство местных мастериц (а именно женщины со­здают ее) было и остается крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины-синики как нельзя лучше под­ходили для лепки игрушек. Именно особенности глины придали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает — так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.
 
У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни — высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Юбка кажется большой по отношению к верхней части туловища. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор — повойник.
 
Фестиваль филимоновской игрушки в Одоеве
 
Мужские фигурки (это чаще всего кавалеры или солдаты) — высокие, длинноногие, в характерных костюмах — мундире с погонами, шляпке с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Каблуки дают дополнительную опору фигурке. Под мышкой солдаты держат птиц.
 
В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета — малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу — свой цвет. Из-за того что роспись велась пером (вернее, верхней его час­тью, а все остальное очищалось), она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа.
 
Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.
 
Игрушки из Филимонова жизнера­достны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие.
 
Источник: www.rukukla.ru
 
Оцените статью