Ученые обнаружили у птиц «компас» в клюве

Ученые обнаружили у птиц

Нейронные структуры в верхней части клюва способны помогать птицам разных видов воспринимать магнитное поле Земли и ориентироваться на местности, считают немецкие ученые, чья работа опубликована в журнале PLoS ONE.

Герта Фляйснер (Gerta Fleissner) из университета Гете во Франкфурте и ее коллеги обнаружили у садовых славок (Sylvia borin), зарянок, или малиновок (Erithacus rubecula), а также у домашних кур (Gallus gallus) похожие по форме и размеру сети дендритов — ветвистых отростков нервных клеток, ответственных за восприятие сигналов и передачу их к телу нейрона, сообщает РИА Новости.

Ранее такие дендритные сети, содержащие соединения железа, во внутренней выстилке верхней части клюва исследователи обнаружили у почтовых голубей (Columba livia), после чего они решили проверить, могут ли такие структуры встречаться у других видов птиц, или же они уникальны и свойственны только голубю.

На краях каждого отростка ученые насчитали по 10-15 "шариков" диаметром в один микрометр, богатых железом. Кроме того, некоторые дендриты расположены строго вдоль пучков аксонов в одном направлении.

Рентгеновский анализ структуры дендритов показал, что в них содержатся оксиды трехвалентного железа, а также, предположительно, некоторое количество других оксидов. Эти оксиды, например, магнетит и маггемит, обладают ферримагнитными свойствами — спонтанной намагниченностью. Считается, что кристаллы магнетита были первыми естественными магнитами, открытыми человеком.

Ученые считают, что распределение железа в дендритах, а также структура их сети и местоположение (подобных образований им не удалось обнаружить в других органах чувств) указывает на то, что это не случайные отложения железа, а "биологический магнитометр", воспринимающий магнитное поле и проводящий сигналы о нем.

"Наши данные предполагают, что эта сложная дендритная система в клюве — общая черта птиц, и она может составлять необходимую сенсорную основу для развития, по крайней мере, некоторых типов поведения, управляемого магнитным полем", — пишут авторы.