Главная / Новости / Быт народов Сибири воссоздан в музее под открытым небом в Новосибирске

Быт народов Сибири воссоздан в музее под открытым небом в Новосибирске

Быт народов Сибири воссоздан в музее под открытым небом в Новосибирске

Историко-архитектурный музей (ИАМ) Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск) создал уникальную экспозицию, рассказывающую о жизни древних народов Сибири – под открытым небом рядом с памятниками деревянного зодчества установлены археологические находки и реконструированные предметы быта, сообщил РИА Новости в четверг завотделом музееведения института, доктор исторических наук Владимир Мыльников.

 

http://img.beta.rian.ru/images/22259/45/222594510.jpg

По информации пресс-службы СО РАН, коллекция ИАМ включает 76 каменных изваяний и археологических объектов, датируемых от эпохи палеолита до нового времени, доставленных из Хабаровского края, Нижнего Амура, Забайкалья, Хакасско-Минусинской котловины и Горного Алтая.

http://www.finnougoria.ru/upload/iblock/b9d/cazic-n-vhimm-iqytjyko-bjfq.jpg

Мыльников сообщил, что начало музею под открытым небом было положено еще в 70-х годах прошлого века, по инициативе известного сибирского археолога академика Алексея Окладникова. Ядром его экспозиции в те годы стали памятники деревянного зодчества – Спасская церковь из Зашиверска и две башни Казымского (Юильского) острога, которые были перевезены под руководством Окладникова из северных регионов Сибири.

Спасская церковь – это единственная сохранившаяся деревянная шатровая церковь Сибири, памятник федерального значения. По результатам исследований специалистов по дендрохронологии (определению возраста деревянного предмета), в этом году Спасской церкви из Зашиверска исполняется ровно 300 лет. 

Древний быт народов Сибири воссоздан в музее под открытым небом
Спасская церковь – единственная сохранившаяся деревянная шатровая церковь Сибири.

"Из экспедиций сюда стали постепенно доставлять каменный археологический материал. До недавнего времени многие из экспонатов не были до конца исследованы и описаны, поэтому вошли в коллекцию только сейчас", – пояснил собеседник.

По его словам, эпоха неолита представлена каменными плитами из нанайского села на берегу Амура, где сибирские археологи нашли петроглифы, высеченные на базальтовых валунах в переходный период от эпохи бронзы к раннему железному веку в скотоводческих племенах Центральной Азии возник обычай возведения каменных обелисков – так называемых "оленных камней". Их можно встретить среди горных долин и степей Алтая, Тывы, Забайкалья, Монголии.

"Еще несколько камней с изображениями животных и людей относятся к скифскому времени, которое продлилось в Сибири почти 500 лет, а самая большая коллекция ИАМ – это 40 древнетюркских камней в форме человека ("каменных баб") из Монголии, Тувы и Алтая. Эти культовые памятники располагались у последнего пристанища души умершего – оградки могилы", – рассказал Мыльников.

Полигон примитивных приспособлений глубокой древности для ловли животных и птиц занял отдельную большую площадку. Доктор исторических наук Павел Волков, специалист по реконструкции древнейших технологий показал в действии некоторые из изготовленных им ловушек.

"Если "можно так сделать", это не значит "так делали", но на то существуют этнографические источники и здравый смысл. Сложно придумать более удобную и простую ловушку, чем яма или петля. Но в старых охотничьих книгах описана надежная примитивная ловушка "слопец" из бревен и веревки, и нет сомнений, что древний человек мог сделать ее быстрее и лучше современного homo sapiens. Ведь с развитием прогресса наши способности выживать в дикой природе только уменьшаются", – пояснил Волков.

К настоящему времени экспериментальный полигон музея пополнился десятками разнообразных ловушек. В следующем году в ИАМ планируется создание экспериментальной площадки для изготовления примитивных орудий труда, веревок, тканей, керамической посуды и дальнейшее расширение экспозиций новосибирского музея под открытым небом.

Мария Роговая

Adblock
detector