Историко-архитектурный музей (ИАМ) Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск) создал уникальную экспозицию, рассказывающую о жизни древних народов Сибири — под открытым небом рядом с памятниками деревянного зодчества установлены археологические находки и реконструированные предметы быта, сообщил РИА Новости в четверг завотделом музееведения института, доктор исторических наук Владимир Мыльников. |
По информации пресс-службы СО РАН, коллекция ИАМ включает 76 каменных изваяний и археологических объектов, датируемых от эпохи палеолита до нового времени, доставленных из Хабаровского края, Нижнего Амура, Забайкалья, Хакасско-Минусинской котловины и Горного Алтая.
Мыльников сообщил, что начало музею под открытым небом было положено еще в 70-х годах прошлого века, по инициативе известного сибирского археолога академика Алексея Окладникова. Ядром его экспозиции в те годы стали памятники деревянного зодчества — Спасская церковь из Зашиверска и две башни Казымского (Юильского) острога, которые были перевезены под руководством Окладникова из северных регионов Сибири.
Спасская церковь — это единственная сохранившаяся деревянная шатровая церковь Сибири, памятник федерального значения. По результатам исследований специалистов по дендрохронологии (определению возраста деревянного предмета), в этом году Спасской церкви из Зашиверска исполняется ровно 300 лет.
"Из экспедиций сюда стали постепенно доставлять каменный археологический материал. До недавнего времени многие из экспонатов не были до конца исследованы и описаны, поэтому вошли в коллекцию только сейчас", — пояснил собеседник.
По его словам, эпоха неолита представлена каменными плитами из нанайского села на берегу Амура, где сибирские археологи нашли петроглифы, высеченные на базальтовых валунах в переходный период от эпохи бронзы к раннему железному веку в скотоводческих племенах Центральной Азии возник обычай возведения каменных обелисков — так называемых "оленных камней". Их можно встретить среди горных долин и степей Алтая, Тывы, Забайкалья, Монголии.
"Еще несколько камней с изображениями животных и людей относятся к скифскому времени, которое продлилось в Сибири почти 500 лет, а самая большая коллекция ИАМ — это 40 древнетюркских камней в форме человека ("каменных баб") из Монголии, Тувы и Алтая. Эти культовые памятники располагались у последнего пристанища души умершего — оградки могилы", — рассказал Мыльников.
Полигон примитивных приспособлений глубокой древности для ловли животных и птиц занял отдельную большую площадку. Доктор исторических наук Павел Волков, специалист по реконструкции древнейших технологий показал в действии некоторые из изготовленных им ловушек.
"Если "можно так сделать", это не значит "так делали", но на то существуют этнографические источники и здравый смысл. Сложно придумать более удобную и простую ловушку, чем яма или петля. Но в старых охотничьих книгах описана надежная примитивная ловушка "слопец" из бревен и веревки, и нет сомнений, что древний человек мог сделать ее быстрее и лучше современного homo sapiens. Ведь с развитием прогресса наши способности выживать в дикой природе только уменьшаются", — пояснил Волков.
К настоящему времени экспериментальный полигон музея пополнился десятками разнообразных ловушек. В следующем году в ИАМ планируется создание экспериментальной площадки для изготовления примитивных орудий труда, веревок, тканей, керамической посуды и дальнейшее расширение экспозиций новосибирского музея под открытым небом.
Мария Роговая