Новости зоологии: Животные чувствуют приближение землетрясения

Ученые утверждают: животные способны чувствовать изменения химического состава грунтовых вод, которые происходят перед началом землетрясения. Рыбы развили у себя ноги для удобства охоты на болотах. Вымирание слонов привело к развитию человечества. Страх перед хищниками заставляет жертв сокращать потомство. В долине реки Меконг обнаружено более 200 новых видов животных.

Животные чувствуют приближение землетрясения

Животные способны чувствовать изменения химического состава грунтовых вод, которые происходят перед началом землетрясения. Именно это, как утверждают ученые, может являться причиной странного поведения зверей, перед землетрясением.

Это интересно

Исследователи занялись подробным изучением химических изменений грунтовых вод после того, как заметили, что за несколько дней до начала землетрясения два года назад в Италии целая колония жаб покинула свой пруд в Л’АкуИла. В результате исследования специалистам удалось подробно описать механизм, посредством которого скалы, находящиеся в напряженном состоянии выделяют в земную кору зарЯженные частицы, которые в свою очередь вступают в реакцию с грунтовыми водами, заставляя животных покидать привычную среду обитания.

Оказывается

Животные, которые обитают в грунтовых водах или около них, очень чувствительны к любым изменениям химического состава своей среды, поэтому они могут чувствовать приближение землетрясения раньше, чем скалы начнут двигаться, провоцируя толчки. Группа исследователей под руководством Фридмана Фреунда из НАСА и Рэйчел Грант из Открытого Университета Великобритании надеются, что их гипотеза вдохновит биологов и геологов, на сотрудничество. Цель работы — научиться распознавать по поведению животных некоторые скрытые от глаз человека признаки неминуемого землетрясения.

При этом ученые напомнили о том, как в 1975 году, за месяц до разрушительного землетрясения в Хайченге (это Китай), на улицах города неожиданно появилось огромное количество змей. Причем это произошло зимой, когда змеи находятся в спячке. И выход рептилий из нор, когда на поверхности преобладают отрицательные температуры, был самоубийством для хладнокровных животных. Между тем специалисты отметили, что каждый из подобных случаев – пробуждение рептилий, побег земноводных животных или появление на поверхности глубоководной рыбы – был по-своему особенным явлением. Кроме того, большие землетрясения настолько редки, что события, связанные с ними почти невозможно изучить подробно, передает портал «Энимал.пресс».

echo.msk.ru

Рыбы развили у себя ноги для удобства охоты на болотах

Американский биолог Грегори Реталлак из Орегонского университета выдвинул новую теория происхождения ног у живых существ. По его мнению, конечности сформировались в результате приспосабливания древних рыб к жизни в болотистой местности.

Ученые опубликовал статью в журнале  Journal of Geology, в которой отметил, что традиционно считается, что конечности сформировались у рыб, вынужденных переходить от одного высыхающего водоема к другому, в девонском (416-360 миллионов лет назад) периоде. Между тем, Реталлак отмечает, что никакие из имеющихся в распоряжении науки останков не были найдены в отложениях, характерных для описанного в гипотезе климата.

Зато исследователь выяснил, что многие древние рыбы предпочитали заболоченную местность, пишет «Лента.ру». Следовательно, заключает Реталлак, анатомические изменения могли стать следствием приспособления рыб к обитанию, в том числе и к охоте, в относительно сложной окружающей среде – между корнями и затопленными стволами деревьев.

Ранее ученые высказывали предположение, что рыбы научились ходить раньше, чем вышли на сушу.

Вымирание слонов привело к развитию человечества

Ученые из Израиля заявляют, что появление человека разумного напрямую зависело от сокращения численности древних слонов. К такому выводу Ран Баркай, Ави Гофер и Мики Бен-Дор (Университет Тель-Авива) пришли после изучения костей, обнаруженных в Гешер-Бнот-Яакове, где ранее была стоянка ашельской культуры. Не более 3% костей принадлежали слонам, тогда как доподлинно известно, что 60% рациона древнего человека составляло мясо этих животных.

На Ближнем Востоке слоны вымерли около 400 тысяч лет назад. Это не могло не оказать влияния на образ жизни прямоходящего древнего человека. Исследователями были обобщены данные о рационе предков человека. Оказалось, что кесемский гоминид был отличным охотником за мелкой дичью. Это позволило ему сменить прямоходящего человека на территориях Ближнего Востока. Подтверждением данной гипотезы служит тот факт, что появление разумного человека в Африке также совпадает с периодом исчезновения слонов.

Слоны были одним из главных источников еды древнего человека. Их мясо обладает идеальными пропорциями жиров и белков. Охота на слона не требовала особенных усилий, а мясо с одного животного надолго обеспечивало племя едой. Исчезновение этих гигантов заставило людей больше думать и меньше бегать.

Страх перед хищниками заставляет жертв сокращать потомство

Один лишь голос хищника приносит так много беспокойства его жертвам, что их плодовитость уменьшается почти наполовину.

Простое присутствие хищника уменьшает численность потомства у его жертв. Хищнику даже не нужно нападать: сам звук его голоса обеспечивает несчастным необходимый стресс, который сказывается на их потенции. Зоологи из Университета Западного Онтарио (Канада) экспериментировали с популяцией американских певчих зонотрихий (Melospiza melodia): учёные огораживали участок с птицами, чтобы хищники не могли проникнуть к ним, и ставили внутрь ограждения динамики. Через них транслировали как безобидные голоса (тюленей, гусей и др.), так и позывные хищников (енотов, ястребов, сов). Эксперимент занял 130 дней; психологическая обработка птиц шла в режиме «4 дня слушаем — 4 дня отдыхаем»; записи воспроизводились круглосуточно каждые несколько минут.

Крики хищных сов и ястребов заставляют американского певчего воробья хуже следить за своими птенцами. (Фото Red~Star.)
Как ожидалось, в первую очередь психологическая атака отразилась на поведении самок. В ответ на крики хищников они начинали вить гнёзда в более труднодоступных местах, в гуще ветвей. При этом больше времени тратили на меры предосторожности и меньше — на добывание пищи. Они откладывали меньше яиц — очевидно, из-за стресса и недоедания. А когда птенцы появлялись, матери оказывали им меньше заботы: так, за кормом самка вылетала всего 8 раз вместо обычных 11, а удалялась на вполовину меньшее расстояние, чем обычно. И вот результат: численность оперившегося потомства, готового покинуть гнездо, у стрессированных самок была на 40% меньше, чем у тех, кто слушал голоса безобидных животных.

Результаты исследования представлены в журнале Science.

Авторы подчёркивают, что это едва ли не первая работа, в которой сделана попытка оценить чисто «психологические» аспекты взаимоотношений хищника и жертвы. Из этого, в частности, следует несколько важных практических выводов. Например, когда в Йеллоустонский национальный парк в 1995 году подселили волков, чтобы они помогли в регулировании поголовья лосей, эту инициативу подвергли критике. Лосей в заповеднике развелось слишком много, так что они стали по-настоящему вредить растительности, и их численность после появления волков и впрямь сократилась наполовину. Но, по словам скептиков, волков в парке слишком мало, чтобы оказывать такое серьёзное влияние на количество травоядных, и уменьшение их численности, скорее всего, произошло по другим причинам.

Однако в свете полученных результатов становится ясно, что волкам, да и вообще хищникам вовсе не обязательно напрямую истреблять свою добычу: достаточно просто её пугать. В этом смысле экологам следует пересмотреть как представления о взаимоотношениях между хищниками и жертвами внутри экосистем, так и способы регуляции численности тех или иных видов с помощью их естественных врагов.

Подготовлено по материалам Университета Западного Онтарио.
science.compulenta.ru

В долине реки Меконг обнаружено более 200 новых видов животных

Ученые из Всемирного фонда дикой природы (WWF) обнаружили 208 новых видов животных в долине реки Большой Меконг и опубликовали доклад с их перечнем, сообщает испанская газета ABC. В их числе – безносая обезьяна с чубом “а-ля” Элвис Пресли, геккон невообразимого окраса и плотоядные растения.

Вместе с тем борцы за сохранение природы предостерегают: многие из обнаруженных животных, о существовании которых ученые до недавнего времени даже не догадывались, находятся на грани вымирания. Охота и активная вырубка леса представляют серьезную угрозу для существования этих зверей.

Новый вид обезьяны благодаря ее чубу так и назвали – “Элвис”. Ее обнаружили в тропических лесах Мьянмы. Жители Качина, самого северного штата этой страны, опознают этих обезьян по чиханию, которое они издают во время дождя. У бедняг нет носа, и вода проникает в “носовую” полость, вызывая чихание. Ученым не удалось сфотографировать ни одной особи, поэтому они прибегли к помощи компьютерной графики и нарисовали приблизительный облик такой обезьяны.

Среди недавно обнаруженных 28 видов рептилий – ящерица с “психоделично” ярким окрасом. А еще в докладе WWF упоминается несколько хищных растений, произрастающих в Таиланде и Камбодже. Они питаются мышами, крысами, ящерицами и даже небольшими птицами.

Специалисты сокрушаются о вымирании яванского носорога на территории Вьетнама. По мнению ученых, это один из знаков упадка, в который приходит природное разнообразие в долине Меконга из-за действий человека и глобальных изменений климата. Природное богатство региона истощится, если власти не будут вкладывать средства в сохранение его флоры и фауны, считают в WWF.

Всего в районе Большого Меконга с 1997 по 2007 год была открыта тысяча новых видов. Река протекает по территории Китая, Лаоса, Камбоджи, Вьетнама и Мьянмы. В этом регионе обитает несколько животных, уже давно известных науке, но, тем не менее, тоже находящихся на грани вымирания – например, азиатский слон, гигантский сом или иравадийский дельфин.

Другие статьи на эту тему: