Главная / Новости / День жаворонка, День медведя и другие национальные праздники

День жаворонка, День медведя и другие национальные праздники

День жаворонка, День медведя и другие национальные праздники

В Ивановской области кличут весну. В Самару «прилетели» жаворонки. На Дне Медведя косолапому почистили зубы и расчесали шерстку. В Хакасии отметили Чыл Пазы. Шорцы Кузбасса отметят Новый год. В Благоварском районе прошел обрядовый башкирский праздник «Грачиная каша». 170 человек борются за награды XI праздника коренных народов севера Сахалина.

В Ивановской области кличут весну

Народный праздник "сорок сороков" отметили в регионе в соответствии с древними славянскими обычаями – перетягивали канат, чтобы весна наконец победила зиму, печеньем призывали птиц, прыгали через костер, избавляющий от всех хворей и недугов.

Весне, которая по календарю наступила более 3-х недель назад, до сих пор никак не удается проявить свой теплый характер – зима не спешит сдавать позиции. В Иванове с этой проблемой решили бороться с помощью языческих обрядов. Закликать весну отправилась и наш корреспондент Валентина Перекрестова.

Это сегодня современный человек четко знает, что весна начинается 1 марта. У древних славян такой уверенности не было. Казалось, что зима будет длиться вечно. Если, конечно, весну во время не позвать. День "сорок сороков" для этого самый подходящий.

Светлана Пигарева, председатель Общества русской народной культуры:
– 40 заморозков как раз до Пасхи, после Масленицы. А еще "сорок сороков" – есть красивая легенда, что это сороки, которые возглавляют стаю птиц, вот 40 птиц – "сорок сороков", которые на крыльях несут весну.

Заклик весны должен быть шумным, веселым и ярким. Делали все, чтобы привлечь внимание теплого времени года. Народные забавы, такие как "стенка на стенку" или перетягивание каната, – оказывается и не забавы вовсе, а серьезные обряды, которые символизируют борьбу времен года. Побеждает, естественно, весна.

Лариса Орлова, директор "Заповедника народного быта":
– В этот праздник пекли обрядовое печенье. Обязательно в виде птичек, в виде лесенок – то, что символизировало прилет птиц.

Главная задача птичек из теста – заманить настоящих птиц. Поэтому печеных жаворонков вешали на веточки, шесты, крыши, раскладывали вокруг дома, подбрасывали в небо. Правда, малыши, которые тоже приехали кликать весну, нашли этим птичкам более естественное применение.

Егор Власов:
– Понравилось жаворонки и перетягивание каната – как мы встречали весну. И мне особенно понравилось, как мы дрались на мешках с мальчишками.

Но самой яркой приманкой для весны, конечно, был костер. Огонь не только согревал, но и нес сакральный смысл.

Светлана Пигарева, председатель Общества русской народной культуры:
– Прыжки через костер, катание зажженных колес – это все для того, чтобы солнце, этот жар, огонь пришел на землю. И в душе человека, чтобы огонь топил лед.

Валентина Перекрестова, корреспондент:
– Костер имел значение оберега, символизировал теплое весеннее солнце. Считалось, что прыгающие через огонь проходят обряд очищения – избавляются от всех хворей и недугов.

В конце праздника стало очевидно, что весна заклик все-таки услышала.

***

В Самару «прилетели» жаворонки

В самарском зоопарке отметили День жаворонка. Именно 22 марта на Руси встречали этих птиц из заморских теплых стран. Наши предки верили, что жаворонок приносит на своих крыльях весну.

Согласно народному обычаю, в этот день пекли фигурки птичек из постного теста. Освоить эту науку, а заодно выучить народные песни-заклички, вчера смогли самарские школьники – 25 первоклассников из городской гимназии №4. И если к фольклору дети отнеслись с прохладцей,   то возможность слепить жаворонка вызвала настоящий ажиотаж. Под руководством ведущего методиста зоопарка Алены Киреевой, которая в творческий процесс почти не вмешивалась, ребята раскатали тесто, сделали фигурки птиц, украсили их семечками и орешками. Затем все «произведения» отправились в духовку. И пока «вестники весны» подрумянивались, школьникам рассказывали, какие птицы живут в нашей области, проводили игры и конкурсы. Ответы первоклашек были забавны: по их мнению, в регионе проживает «лебедь- шипучка» (на самом деле шипун).

Но вот выпечка готова,: и все отправились кормить ею Умку – 14-летнего бурого медведя. И хотя косолапый отдыхал, ребятам удалось разбудить лежебоку смехом и криками. Выпечку медведю передал сотрудник зоопарка. Семилетняя Дарья Перфильева была очень рада, когда ее «работа» была съедена одной из первых и пришлась мохнатому гурману по вкусу.

– Я очень рада, что идея приобщить детишек к старинным традициям и привести их на День жаворонка оказалась удачной. Я сама интересуюсь славянскими народными праздниками и когда увидела объявление о мероприятии в самарском зоопарке, сразу поняла: будет интересно. И не ошиблась. Детям тут очень понравилось, ребята в игровой форме многое для себя почерпнули и запомнят эти сведения лучше, чем на обычном уроке, -считает Наталья Перфильева, мама Даши.

Теперь осталось дождаться настоящих жаворонков, которые обязательно вернутся после долгой зимы.

***

На Дне Медведя косолапому почистили зубы и расчесали шерстку

25 марта в Ярославле отпраздновали День медведя. Событие собрало около сотни горожан и гостей Ярославля.

В 12 часов дня на Богатырское подворье при туристическом  комплексе «Алёша Попович Двор» на улице Первомайской напротив ярославского кремля началась шоу-программа. На ней ярославский театр каскадеров представил зрителям инсценировку легенды об основании города, когда князь Ярослав Мудрый встретил огромного медведя. Также зрители могли поучаствовать в различных играх и конкурсах.

А затем действо переместилось к скульптуре рычащего медведя. Здесь разыгралось настоящее представление с участием самих горожан. Мишку стали «будить», чтобы его рык ознаменовал приход весны.

Сначала косолапого попыталась «разбудить» одна из участниц шоу – девушка Агафья в русском народном наряде. Она забралась мишке на холку, но этого, по словам ведущего, оказалось мало. Он предложил повторить подвиг Агафьи кому-то из девушек-гостей. Но никто из ярославн так и не решился взобраться на бронзового мишку. Зато к скульптуре выстроилась очередь детишек, которые с азартом гладили и трепали мишу за то, до чего могли дотянулись – в основном за лапы и хвост.

– Он теплый! – удивленно крикнул один из малышей.

– Значит начал просыпаться! – подыграл ведущий.

Также хозяину леса почистили огромной щеткой зубки, расчесали гребешком шерстку, сунули в пасть ложку настоящего меда и до блеска натерли левую лапу, дотронуться до которой считается к удаче.

Только после этого медведь, наконец, зарычал.

После этого всем собравшимся раздали по кусочку пирога.

В 14 часов на Богатырском подворье открылась выставка фотографий, посвященных отгремевшей в Ярославле Масленицы. По словам организаторов она будет работать до середины апреля. На ней все желающие смогут проголосовать за то фото, которое им понравилось больше всего. А 15 марта организаторы подведут итоги этого фотоконкурса.

Напомним, День медведя проводится в Ярославле уже второй год подряд. Дата его празднования приходится на последнее воскресенье марта не спроста – древние славяне в это время справляли Комоедицу – своеобразную предшественницу Масленицы. Считалось, что в конце марта медведи просыпаются после зимней спячки и выходят из своих берлог, символизируя тем самым приход весны.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Живые символы Ярославля – медведица Маша и ее сородичи из зоопарка все еще спят. Их пробуждение ожидается лишь в апреле.

в Ярославле отпраздновали День медведя
На празднике девушкам предлагали забраться на мишку, чтобы его разбудить.

Екатерина Лещенкова

***

В Хакасии отметили Чыл Пазы

Хакасия масштабно отметила национальный праздник Чыл Пазы. Основные действа прошли на абаканском ипподроме.

Празднование открылось обрядово-ритуальной частью, а также театрализованным представлением «Тус терпегi – колесо времени», после чего собравшихся поздравил глава Хакасии Виктор Зимин.

Участие в национальном празднике приняли все муниципальные образования Хакасии. Каждый район также поучаствовал в конкурсе «Пайзан иб» – национальная юрта.

В рамках празднования Чыл Пазы на территории ипподрома состоялась сельскохозяйственная ярмарка-выставка товаропроизводителей республики, а также ряд спортивных соревнований.

***

Шорцы Кузбасса отметят Новый год

шорцы кузбасса

В профессиональном училище № 88 г. Новокузнецк пройдет шорский народный праздник Чыл-Пажи.

Чыл-Пажи – это Новый год шорского народа. Традиционно он отмечается 22 марта в день весеннего равноденствия. В этом году в рамках празднования в училище впервые пройдёт мастер-класс и конкурс на приготовление любимого блюда шорцев – шорских пельменей. Мастер-класс проведёт хранительница старинных шорских рецептов и секретов национальных блюд Светлана Пашева. проведёт Также гостей праздника ожидают фотовыставка и презентация второго издания книжки «Чыл-Пажи» – Новый год по-шорски. А фольклорный ансамбль «Чаптыган» из Алтая порадует всех исполнением народных композиций.

В Новокузнецке Чыл-Пажи после долгого перерыва начали праздновать в 2004 году. С тех пор Новый год отмечают не только в Новокузнецке, но и в других местах проживания шорцев – в Таштаголе, Мыскфх, Шерегеше.

Исконно с праздником встречи Нового года у шорского народа связано очень многое – это возвращение с зимней охоты, поклонения духам на урожайность, планы на новый год. В этот период были строго запрещены ссоры, как в семье так и в обществе, наоборот, старались делать своим близким что-нибудь приятное, нельзя было употреблять алкогольные напитки, считалось, что с ними могли войти в человека темные силы. К празднику все шорцы должны были освободиться от всех низменных чувств, очистить свою душу для вхождения всего нового, чистого.

***

В Благоварском районе прошел обрядовый башкирский праздник «Грачиная каша»

Накануне в средней школе деревни Сарайлы Благоварского района прошел башкирский национальный праздник «Грачиная каша» («Карга бутка»), организованный историко-культурным центром «Сарайлы» имени Канзафар-бия. Этот праздник является одним из самых популярных весенних праздников башкир и татар и отмечается в конце марта. В народе считается, что птицы приносят весну на кончиках своих крыльев.

Для школьников был организован конкурс рисунков «Птицы нашего края», после уроков ребят пригласили на само торжество. Учащиеся собирали ленты, платочки и украшали ими елку. Затем для них провели старинные башкирские игры «Йозок халыу» и «Ак тирэк, кук тирэк». Мальчики и девочки пели частушки, рассказывали стихи про грачей, отгадывали загадки про птиц.

Завершением праздника по традиции стали добрые пожелания, совместное угощение кашей и исполнение «Весенней песни».

***

170 человек борются за награды XI праздника коренных народов севера Сахалина

Делегации семи сахалинских муниципальных образований 24 марта открыли торжественное шествие на XI областном празднике коренных народов севера острова, состоявшегося на городском стадионе Поронайска.

В традиционных спортивных состязаниях и фестивале искусств приняли участие 170 человек из Александровск-Сахалинского, Тымовского, Ногликского, Охинского, Поронайского, Смирныховского районов и Южно-Сахалинска, представляющих места традиционного проживания нивхов, эвенков, уильта и нанайцев на острове. Кстати, областной центр только в 2010 г. был включен в этот список.

XI праздник коренных народов севера Сахалина

Праздник открыл глава администрации Поронайского городского округа Александр Радомский. Он приветствовал участников и гостей большого островного события. К поздравлениям главы муниципалитета присоединились начальник отдела коренных народов Севера аппарата губернатора и правительства области Екатерина Королева, депутат островного парламента Наталья Захарчук, вице-президнт ассоциации коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Алексей Лимонзо. Теплые слова нашли для участников и представители спонсоров праздника – «Сахалин Энерджи», «Газпром», «Эксон Нефтегаз Лимитед».

XI праздник коренных народов севера Сахалина

Программу спортивной части праздника начали стрелки из лука. Сборные всех муниципалитетов выставили команды из трех человек. Три пробных и пять зачетных выстрелов должны выявить самого меткого стрелка. По словам художника-реставратора эвенка Александра Дегтярева, представляющего областной центр, к сожалению, на Сахалине сейчас нет мастеров, изготавливающих луки и стрелы и технология производства этого древнейшего вида орудия охоты утеряна. Кроме того, цивилизация постепенно отодвинула лук из средства охоты в разряд спортивных развлечений.

«Но увлекающихся этим национальным видом спорта среди представителей коренных малочисленных народов севера (КМНС) Сахалина достаточно. Раз в четыре года на острове проводятся соревнования среди взрослых, а для стрелков от 7 до 17 лет – ежегодно. К сожалению, луки приходится приобретать за границей. На Сахалине сейчас остались только два мастера, владеющие техникой из изготовления – это Леонид Югайн и Владимир Изгин из Охи», – рассказал главный судья всех спортивных состязаний, представитель КМНС в областной Думе Владимир Агнюн.

Следующий вид соревнований – тройной прыжок – специальной подготовки не требует. Единственное условие – отталкивается и приземляется прыгун обеими ногами, причем между прыжками не должно быть паузы. В участниках недостатка не было, причем свои силы рискнули попробовать и девушки.

XI праздник коренных народов севера Сахалина

Организаторы спортивную часть праздника продумали для всех участников – в части состязаний могли принимать участие и дети, которые этим не преминули воспользоваться. Многих подвигнул на участие и главный приз соревнований – снегоход «Буран».

Что касается фестиваля коренных народов севера, проходившего в рамках праздника, то он прошел в Поронайске в шестой раз. Состав участников изобиловал именами коллективов, известными не только на Сахалине,- «Пила Кен» из Охи, «Морошечка» из Александровска-Сахалинского, «Кех» из Тымовского, «Серебряные узоры» хозяев праздника и «Люди Ых-мифа» из Южно-Сахалинска. Авторитетное жюри во главе с преподавателем Сахалинского колледжа искусств Натальей Мамиевой назовет имена победителей, два из которых представят область на международной выставке-ярмарке в Москве.

А перед концертом все могли полюбоваться парадом работ народных мастеров-умельцев из семи районов области. Выставка продемонстрировала факт, что народный промысел жив и процветает, более того, востребован, поскольку желающих приобрести продукцию было достаточно. Сувениры, сделанные мастером резьбы по дереву Вадимом Левкуном из Ноглик, поражают верностью древним технологиям работы с материалом, которых народный умелец придерживается неукоснительно. Практически все гости останавливались перед миниатюрной избушкой (тораф), сработанной из березы. Модницы задерживались перед стендами с традиционной одеждой и украшениями коренных этносов Сахалина, изобретательности которых, похоже, нет предела. Причем в ход идут самые необычные материалы, как, например, чешуя толстолобика и части хребта кеты.

XI праздник коренных народов севера Сахалина

В целом, фестиваль и спортивные соревнования действительно стали праздником и для жителей города, и гостей. По словам А. Радомского, подготовка к нему длилась более полугода. Организаторы учли все, в том числе и не очень теплую сахалинскую весну, организовав походную кухню с горячим чаем и ухой, а также дегустацию блюд национальной кухни.

Имена победителей очередного праздника коренных народов севера Сахалина будут оглашены на гала-концерте в управлении образования, культуры и спорта администрации городского округа.

Другие статьи на эту тему:

 

Adblock
detector