Музей имени Пушкина празднует 100-летний юбилей

Музей имени Пушкина празднует 100-летний юбилей

Сто лет назад в Москве открылся ГМИИ имени Пушкина, тогда носивший название Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев открыл торжественный вечер, посвященный юбилею Пушкинского музея. За сто лет музей собрал около 670 тысяч экспонатов, став одним из крупнейших художественных собраний в России. 

Праздничный вечер, посвященный 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, состоялся 31 мая 2012 года. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев приехал в Большой театр, чтобы поздравить с юбилеем его сотрудников и гостей вечера. Приветствие главы российского кабинета министров и открыло праздничный вечер.

"Мне доставляет огромное удовольствие приветствовать сидящих в зале гостей из очень многих стран, без преувеличения представляющих мировое музейное сообщество. Хочу поздравить с юбилеем всех присутствующих, и прежде всего, коллектив музея — людей, чьим трудом, талантом и беззаветным служением развивался и развивается наш прекрасный музей", — сказал Медведев.

С отдельным поздравлением премьер обратился к бессменному директору ГМИИ имени Пушкина Ирине Антоновой, возглавляющей его с 1961 года.

После обращения премьера к Антоновой, сидевшей вместе с супругой Медведева в главной ложе театра, все присутствующие поднялись со своих мест и продолжительными аплодисментами приветствовали директора музея.

В своем обращении Медведев отметил, что музей обладает не только собственной экспозицией, но и проводит выставки, на которых представлены шедевры из ведущих музеев мира.

"Здесь впервые наши граждане получили возможность увидеть картины Дрезденской галереи и знаменитую "Джоконду", — сказал премьер.

Он подчеркнул, что без тех людей, которые ежедневно и ежечасно занимаются музейным делом, даже самая богатая коллекция не заиграет. Государство хорошо это понимает и всячески поддерживает музейную деятельность, добавил он.

"Я надеюсь, что и через 100 лет те, кто будут жить в нашей стране и других государствах, будут гордиться нашим Государственным музеем изобразительных искусств имени Пушкина", — сказал российский премьер.

Концертную программу праздничного вечера открыла актриса Ольга Остроумова, она прочла воспоминания Марины Цветаевой, чей отец был основателем музея и его первым директором, об открытии Музея изящных искусств (будущего ГМИИ). Этот номер сопровождался фото- и видеорядом, рассказывающим об истории создания музея и его открытии. Некоторые другие номера праздничной программы также сопровождал видеоряд, демонстрирующий галереи и залы музея.

В программу концерта были включены произведения российской и зарубежной классики, в частности, отрывки из опер Беллини, Пуччини, Баха, а также произведения Чайковского, Брамса, Рахманинова, Грига, Шостаковича и Прокофьева, а также народные мелодии и песни. В концерте участвовали ведущие музыканты, дирижеры и артисты, в частности, Юрий Башмет, ставший музыкальным руководителем вечера, пианист Николай Луганский, солистка Большого театра Светлана Захарова, а также солистки театра Вероника Джиоева, Екатерина Шипулина, оркестр Большого театра России, Государственный академический хор, камерный ансамбль "Солисты Москвы" и другие артисты и коллективы. В программе праздничного вечера — не только музыкальные номера, но и дефиле костюмов Дома "Кристиан Диор" из коллекции-2012.

Среди гостей вечера были представители российской и зарубежной элиты — деятели культуры, дипломаты, директора зарубежных и российских музеев, в частности, руководители музеев Кремля, Эрмитажа, Третьяковской галереи, Московского Мультимедиа арт-музея, представители бизнес-элиты, режиссеры, композиторы.

Пушкинскому музею 100 лет

Датой основания Пушкинского музея считается 17 (29 по новому стилю) августа 1898 года, когда был заложен первый камень здания, а 31 мая (13 июня) 1912 года он был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

Инициатором создания и главным вдохновителем новоявленного музея в 1893 году стал профессор МГУ Иван Цветаев, филолог, искусствовед, изначально задумывавший собрать копии важнейших шедевров в истории искусства. В дальнейшем концепция претерпела изменения, и благодаря пожертвованиям, дарам и конфискованным произведениям коллекция начала пополняться оригиналами. Сначала восточными древностями, а уже с середины 1920-х музей начал собирать западноевропейскую живопись.

Сейчас музей обладает редкой коллекцией произведений искусства, от античности до XXI века, которая за столетие увеличилась чуть ли не в 70 раз. Большую часть собрания составляют живописные работы, которых насчитывается более 500 тысяч, — им уже не хватает места в запасниках. Одно из самых сильных мест ГМИИ, безусловно, собрание импрессионистов и постимпрессионистов, что отчасти объясняет любовь россиян именно к этим художественным направлениям.

Собрание продолжает пополняться и по сей день, и, как ранее, важную роль в его расширении играют коллекционеры. Несмотря на исключительные образцы живописи, представленные в ГМИИ, равноценной им по значимости всегда была и остается экспозиционная деятельность музея.

За столетнюю историю ГМИИ успел повидать многое — музейщики признают, что особенно нелегкими были военные и послевоенные годы, когда, например, в главном здании вместо картин выставлялись подарки Иосифу Сталину. Переломный момент, положивший начало выставочным "подвигам" Пушкинского музея, пришелся на 1955 год. Тогда в музее экспонировались произведения искусства из Дрезденской галереи перед их возвращением на родину. Уже в 1956 году музей показывал картины Пикассо, что и сейчас представляется удивительно современным и актуальным.

Ирина Антонова на открытии выставки
Ирина Антонова на открытии выставки "Пушкинскому музею 100 лет"

Акцент на продуманную выставочную политику — фирменная "фишка" Пушкинского музея и ее бессменного директора на протяжении последних пятидесяти лет Ирины Антоновой, которая собирает в своем музее истинные шедевры. В прошлом году, прошедшем под знаком перекрестного года России и Италии, ей, например, удалось заполучить для выставки 11 картин Караваджо. Точно так же в 1974 году ГМИИ стал на несколько месяцев пристанищем для картины другого великого итальянца: в музее демонстрировали "Мону Лизу" Леонардо, оказавшуюся в Москве проездом из Японии во Францию.

Сейчас можно сказать, что Москве просто повезло и Пушкинский сделал невозможное. "Джоконда" да Винчи вряд ли вновь когда-нибудь покинет Лувр — если шедевр отказались отправлять на крупнейшую выставку итальянского живописца, проходившую в лондонской Национальной галерее в 2011-2012, то о других потенциальных возможностях думать и вовсе не стоит. Причина тому — баснословные суммы, которые придется выплачивать страховым компаниям, если с "Моной Лизой" не дай бог что-то случится.

В активе ГМИИ есть редкие парные выставки "Москва-Париж" и "Москва-Берлин", рассказывающие о двух культурах и искусстве двух стран. Первая в 1981 году стала настоящим открытием для советских людей, по сути предвосхитившим перестройку. Стремление к новизне — ключевое в деятельности музея — проявилось и спустя 20 лет. Заметным событием в столичной жизни стала экспозиция работ выдающегося модельера XX века "Диор: под знаком искусства", где демонстрировались удивительные платья и туфли, созданные мастером. Такого масштаба выставок, посвященных творчеству одного кутюрье, в России не проводилось.

К своему столетнему юбилею ГМИИ подошел в отличной форме: признание, очереди, опоясывающие здания, давка у ворот. За плечами — успешные выставки, впереди — наверняка тоже много интересного, но в Пушкинском есть что посмотреть и в эти дни. В честь юбилея в музее проходят три выставки: одна из них подробно рассказывает об истории музея, вторая демонстрирует произведения западноевропейского и русского искусства из собраний московских коллекционеров.

Третья и самая богатая на шедевры называется "Воображаемый музей". Более 20 крупнейших музеев мира, среди которых Прадо, Лувр, Тейт, пинакотека Брера, отправили в Москву 46 картин выдающихся творцов — от Босха, Веласкеса, Гольбейна до Магритта, чьих работ, например, в собрании Пушкинского нет. Таким образом Антонова хотя бы на пару месяцев восполнила существующие "лакуны" в коллекции музея. Необычность этой выставке придает тот факт, что привезенные полотна не собраны в одном зале, а развешены по всему музею, так что их еще нужно поискать.

В дальнейшем празднование юбилея ознаменуется еще несколькими масштабными экспозициями. Так, например, ГМИИ договорился с музеями Украины о показе западноевропейской живописи старых мастеров из их собраний. На осень запланирована выставка, посвященная творчеству архитектора Ле Корбюзье; затем откроется проект работ архитектора Эриха Борхардта, который одновременно будет приурочен к перекрестному году Россия-Германия.

Проект Пушкинского музея

Единственное, что может омрачить юбилей Пушкинского, так это до конца не утвержденный план по преобразованию институции в "Музейный городок". Масштабная реконструкция, приуроченная к столетию, должна завершиться до 2018 года, а четкой ясности о ее проведении, похоже, пока не наблюдается. Не случайно, одну из первых встреч новый министр культуры Владимир Мединский провел с Ириной Антоновой, где обсуждал не только юбилей музея, но и перспективы его развития.

Понятно, что ГМИИ критически не хватает места, однако его в общем понятное желание "прихватить" близлежащую территорию и находящиеся там памятники культуры встретило еще несколько лет назад резкое сопротивление "Архнадзора". И хотя проект британского архитектора Нормана Фостера немного скорректировали, критика в адрес ГМИИ продолжает звучать, а вопрос о сохранении исторического наследия остается самым насущным.

Предполагается, что реконструкция ГМИИ обойдется в 22 миллиарда рублей (это меньше, чем ушло на Большой театр). Но с другой стороны, все та же история с ГАБТ показала, что как тратам, так и запросам предела нет. Вступая в почтенный возраст, статусные учреждения культуры в России порой теряют голову от собственного величия и значимости. В столетний юбилей музею изобразительных искусств хочется пожелать долгих лет и напомнить, что по сравнению с культурными долгожителями, тем же Большим театром или Эрмитажем, он еще пребывает в возрасте студента.

Другие статьи на тему Музеи:

Оцените статью