Заглянув в справочники по мифологии, можно узнать, что во многих культурах Евразии и Северной Америки образ волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени, который «выступает в образе волка или обладает способностью превращаться в волка». |
Связь волка с первопредком просматривается в легенде о капитолийской волчице, вскормившей основателей Рима, Ромула и Рема. Это было знаком приобщения их к миру мёртвых, т.е. они с рождения стали лукумонами — владыками, обладавшими тайным знанием.
По древнеиранской легенде, царя Кира вскормила тоже волчица; китайская хроника VII в. сообщает о предках тюрок, истребленных врагами, кроме одного мальчика, которого спасла и вскормила волчица, впоследствии ставшая его женой и родившая ему девять сыновей.
А у Аполлона было прозвище «рождённый волчицей», поскольку её облик приняла богиня Лето.
Широко прослеживается символика волка и в славянской, и русской мифологиях, где он соотносится с мертвыми, предками, «ходячими» покойниками и т.п.
Былинный богатырь Волх Всеславич умел превращаться в волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение громадные расстояния.
Волку в культурной традиции присуща функция посредника между «этим» и «тем» светом, между людьми и силами иного мира, в т.ч. в их отношениях с Богом.
Нападение волка считалось выполнением карающей божьей воли.
С волком связывались важнейшие приметы, поскольку считалось, что он может предвещать судьбу.
Волк, перебегающий дорогу путнику, или показавшийся вблизи деревни, предвещал удачу, счастье и благополучие. А если забегал в селение — это было знаком неурожая.
Волчья стая означала приближение войны, вой их предвещал голод. Осенью волчий вой расценивался как предвестье дождя, зимой — мороза и метели.
Образ волка до сих пор присутствует в воинской, спортивной символике, в геральдике как знак доблести, силы и ума, а также справедливости и честолюбия, храбрости, свободы, независимости, самостоятельности, выносливости.
Так что не всегда стоит бояться волка.