Главная / Статьи / Осень: Лоси начинают мигрировать

Осень: Лоси начинают мигрировать

Осень: Лоси начинают мигрировать

Осенний гон лосей вызывает беспокойство автовладельцев: по их утверждениям, сохатые стали все чаще выходить на дороги. На дорогах становится все опаснее из-за увеличения числа животных: количество аварий с участием лосей только растет, а эффективных средств защиты от их появления пока нет. Что может сделать водитель, чтобы обезопасить себя и близких от столкновения? Лоси заходят и в города. Недавно лось зашел в город Великие Луки. Весь день наряды патрулировали город, а нашли зверя – на швейной фабрике.

Лоси начинают мигрировать

Страдают лоси, страдают люди

По традиции наиболее опасными для водителей трассами остаются Вологда — Новая Ладога, Череповец — Белозерск и отдельные отрезки ярославского направления (в основном территория рядом с Пошехоньем), где лоси выбегают с завидной регулярностью. Как пишет шекснинская газета «Звезда», в Шекснинском районе недавно за неделю зафиксировали три случая столкновения машин с лосями. Люди не пострадали, а вот животные погибли, автомобилям причинен серьезный ущерб, и некоторые не подлежат ремонту.

Последняя авария с участием дикого животного произошла на Вологодчине 26 августа около 23 часов в Череповецком районе. «Двое жителей Архангельской области отправились в путешествие по Вологодчине, — рассказали в управлении ГИБДД. — За рулем „Субару-Форестер“ в момент ДТП находился 18-летний молодой человек. Увидев, что к дороге подходит лось, водитель вместо того, чтобы сбросить скорость или остановиться, продолжил движение. Пострадал пассажир автомобиля, 26-летний мужчина. С закрытой черепно-мозговой травмой и сотрясением головного мозга его доставили в горбольницу».

Скачок численности

Как утверждают специалисты, численность лосей растет во многом из-за того, что лицензии на их отстрел стали слишком дороги (в деревнях на разрешение на одного лося, бывает, скидываются по 10 — 15 мужиков), а естественных врагов сохатого в лице волков повыбили. Биологи подсчитали, что в лесах Вологодской области сейчас водится около 250 особей волков, ежегодно они съедают по 500 — 700 лосей. Один матерый волк уничтожает до 15 лосей в год, но последним хоть бы что, они продолжают плодиться. По поводу количества лосей в Вологодской области есть только приблизительные данные: в ФГБУ «Центрохотконтроль» склонны считать, что информация об их численности, которую предоставляют различные охотхозяйства, «не соответствует реальному биологически научно обоснованному приросту численности данного вида». Проще говоря, владельцы хозяйств, вполне возможно, мухлюют с цифрами, чтобы получить побольше квоту добычи, что напрямую сказывается на числе проданных лицензий.

По мнению биологов, объяснить рост численности лося в Вологодской области притоком лосей с сопредельных территорий нельзя, так как анализ пространственного размещения лося на территориях соседних субъектов показывает, что, по учетным данным, в них тоже наблюдается рост численности. «Почему в отдельных охотничьих угодьях Вологодской области произошел резкий скачок численности, установить невозможно. Единственный напрашивающийся вывод — недостоверные данные учета и, как следствие, завышенные квоты добычи», — делает вывод биолог-охотовед, директор ФГБУ «Центрохотконтроль» Николай Моргунов.

Непредсказуемы

По мнению охотоведов, особо опасны для водителей так называемые сеголетки — лосята в возрасте до года, которые не понимают, где они находятся, и бегут куда глаза глядят. Особенность поведения лосей на дороге заключается в непредсказуемости. Сохатые имеют свойство неожиданно выпрыгивать из леса прямо под колеса автомобилей. Не последнюю роль здесь играет степень благоустройства придорожных территорий: если обочины очищены от деревьев и кустов, то и водитель видит лося, и лось видит машины.

— Помимо традиционных путей миграции, лоси перемещаются в поисках новой кормовой базы, — объясняет охотовед Павел Карпов. — Им может не хватать привычного корма в виде веток и коры, они могут перемещаться в поисках соли, если в угодьях не устроены или не поддерживаются в должном состоянии солонцы. Бывает, слизывают соляную смесь, которой поливают дороги, прямо с проезжей части. В период гона любой движущийся объект, даже машину, самец может воспринять как соперника и выбежать на него. На автомобиль лось, конечно, прыгать не будет и рогами его бодать тоже, но внезапно выскочить из леса — запросто.

лось на дороге

Московский ученый — исследователь лосей Александр Минаев, который работает на одной из немногих в России лосеферм в Костроме, утверждает, что лоси ведут не вечерний и ночной образ жизни, как многие говорят, а полицикличный, то есть активны 5 — 9 раз в сутки.

— Лишь при обилии слепней дневная активность снижается, но ведь по ночам активны комары, досаждающие лосям иногда не меньше, чем слепни, — констатирует исследователь.

Проблема безопасности

В течение нескольких лет дорожные службы ищут пути, как обезопасить водителей от непредсказуемых животных. В частности, неоднократно обсуждался вопрос об установке защитных сеток вдоль наиболее опасных отрезков трасс.

— У нас очень долго не было программы, которая бы касалась безопасности движения во всей стране, — рассказывает начальник Упрдор «Холмогоры» Константин Чупров. — Сейчас она работает, и мы сделали очень много освещения для населенных пунктов, выставили большое количество барьерного ограждения. Есть предложения от ряда фирм и по ограждениям от животных. В рамках серьезных комплексных строек мы это делать будем. У нас по трассам не только лоси, но и медведи ходят. Пока все это затруднительно по финансированию. Заборы должны быть трехметровые, чтобы лось не перепрыгнул, кроме того, должны быть переходы для них через какое-то определенное количество километров.

Стоит отметить, что многие специалисты воспринимают идею установки сеток с долей скепсиса, считая, что овчинка выделки не стоит и лось все равно найдет неожиданное место выхода или попросту прорвет сетку. В качестве альтернативной меры дорожники предлагают соблюдать скоростной режим и смотреть на знаки «Дикие животные», которые по согласованию с охотдепартаментом установлены на пересечении с путями миграции.

Как защищаются от лосей в других странах

Выбегающие на дорогу животные — самая частая причина возникновения ДТП на дорогах США и стран Северной Европы. В 2010 году белки и лоси спровоцировали 1,09 миллиона аварий с ущербом на общую сумму 3,5 миллиарда долларов.

В Швеции дорожные службы, контролирующие безопасность на дорогах, планируют использовать новый метод, который поможет снизить количество аварий, спровоцированных животными на дорогах, прежде всего лосями, оленями. Защитить трассу от животных помогут специальные устройства, которые будут смонтированы на протяжении всей дороги. Их конструкция сочетает в себе тепловые датчики и световые диоды: датчик реагирует на приближение животного, и светодиод начинает мигать, тем самым дает знак водителю об опасности, а оленя или лося просто пугает. Устройства будут созданы в виде дорожных столбиков, что позволит им удачно вписываться в дорожную структуру и не приведет к отвлечению внимания водителей от процесса управления автомобилем. Тепловая составляющая поможет настроить прибор на определенный объем, а это значит, что срабатывать он будет на крупных животных. Мелкая лесная дичь (вроде зайцев, лис, барсуков) может не беспокоиться, на их движение прибор не станет реагировать. Первые испытания планируется провести в Швеции в провинции Даларна. Это будет десять столбиков на протяжении 400 метров. Если результат испытания окажется успешным, то приборы установят в местах, где, по статистике шведского дорожного управления, происходит больше всего аварий с участием животных.

лось на дороге

Системы защиты от животных разрабатывают и автопроизводители. Так, компания Volvo в 2011 году объявила о разработке новой системы, которая будет предупреждать о появлении животных в зоне движения автомобиля. Система состоит из радара и инфракрасной камеры, установленных в фарах автомобиля, и индикатора, предупреждающего водителя о немедленном торможении. Концерн BMW для этих же целей использует термочувствительные камеры, оборудованные дополнительным прожектором. Если в районе обочины электроника замечает тепловую активность, автоматически включающийся прожектор освещает ее источник. Mercedes и Audi для предотвращения ночных столкновений, в том числе с животными, используют камеры ночного видения.

Андрей Ненастьев

***

Как автомобилисту уберечься от лосей на дорогах

За лето-2012 сохатые, как минимум, 4 раза становились виновниками крупных областных ДТП, в которых погибли 2 человека. Осень может сделать статистику еще более драматичной: в сентябре-октябре у лосей начинаются брачный период и активная миграция.

В воскресение, 26 августа в 22:40 в Сланцевском районе Ленобласти на дорогу перед автомобилем «Опель-Вектра» выбежал лось. От удара машину унесло в кювет, она врезалась в дерево. 47-летний водитель скончался на месте, его 38-летняя жена и 10-летняя дочь были госпитализированы. Это уже 4-е за лето столкновение с лосем.

Подобная трагедия произошла также 10 июля на 68-м километре дороги Петербург-Псков. Автомобиль ВАЗ-2114 сбил лося. В результате столкновения машины с животным погибла пассажирка. Водитель и второй пассажир были госпитализированы.

За день до этого, 9 июля на 740-м километре автодороги «Кола» с лосем, выбежавшим на трассу, столкнулся «Ниссан Альмера». 49-летний водитель и его 44-летняя жена были госпитализированы.

8 июля в районе часа ночи на дороге Зеленогорск-Приморск-Выборг  мотоцикл «Хонда» врезался во внезапно выбежавшего на трассу лося. Водитель и его пассажирка 1985 года рождения были госпитализированы.

ГИБДД по Ленинградской области просит водителей быть внимательными на дорогах: с мая по октябрь на трассах часто можно наблюдать лосей и кабанов. Каждое лето в Ленобласти регистрируется около 100 случаев ДТП с участием животных, причем большая часть (90%) приходится на аварии с лосями. Особенно внимательным нужно быть в сумеречное время.

Водителям также следует помнить, что лоси –  стадные животные: если на дороге появился один, не исключено, что рядом с ним есть и лосята. Водителям следует подавать друг другу сигналы, если они увидят животное у дороги.

За последние 10 лет поголовье лосей в Ленобласти увеличилось в 2 раза и достигло 15 тысяч.

Что может сделать водитель, чтобы обезопасить себя и близких от столкновения?

Сергей Карев, заведующий учебной частью школы водительского мастерства:

– Самое главное правило на дорогах в лесной полосе – соблюдать скоростной режим, особенно там, где есть знаки, сообщающие о животных. Быть предельно внимательными в сумеречное, темное время суток, позаботиться о хорошей оптике, протереть все лампочки. Если лось стоит на дороге, объезжаем, вспоминая «лосиный тест» в автошколе (резкий объезд препятствия). Бежит – едем за ним, в спину, так как он вряд ли побежит назад. В любом случае притормаживаем, если столкновение неизбежно, пытаемся смягчить удар.

Нужно понимать, что если едешь со скоростью выше 80 км/ч, то при столкновении с животным последствия могут быть фатальными.

Почему чаще всего происходят столкновения именно с лосями?

Татьяна Медник, зоолог, экскурсовод Ленинградского зоопарка:

– У лосей есть такая особенность: если он попадает в новое пространство, то встает, как истукан. Резко выбежит и встанет, потому что ему надо оглядеться. Он не понимает, что машина его собьет. Лось, как и многие другие животные, не стоит на месте, ему нужно мигрировать, перемещаться. Как по Африке перемещаются слоны, у нас – лоси ищут новые места для корма, новые территории. Самцы не могут рядом жить, они дерутся. Город разрастается, забирая территории у животных, а им тоже нужно куда-то двигаться. Они и в город заходят: если помните, лосиху спасали из фонтана в Петергофе.

В какое время года движение лосей наиболее активное?

– Вторая половина мая: у лосих происходит отел, а прошлогодние лосята – уже молодые лоси – уходят от матери, ищут свою территорию. И сентябрь-октябрь, когда у самцов вырастают рога, начинается брачный период. Самки зовут самцов. Но и в любое другое время года лось может выйти на дорогу.

Как обезопасить и людей, и животных?

–  Необходимо ставить заградительные сетки, побеспокоиться о миграционных коридорах для животных. Более действенной мерой я считаю усиление ответственности водителей за несоблюдение скоростного режима. Например, в Швеции и Финляндии, если стоял соответствующий знак, но водитель превысил скорость, страховка ему не выплачивается. И конечно, такие знаки должны стоять. Скажем, на Выборгском шоссе, на трассе «Скандинавия» знаки есть, а вот на Мурманском шоссе, где лоси очень часто выходят на дорогу, я видела только один.

mr7.ru

***

По Великим Лукам лось гулял

Около семи часов утра появилось первое сообщение о том, что по городу в районе острова Дятлинка гуляет крупный лось.

– Нам позвонили с улицы Зимина, кто-то на работу шел, кто-то собаку выгуливал, – сообщили «Комсомолке» в поисково-спасательном отряде Великих Лук. – Скорее всего, зверь ночью вышел из леса, было тихо, ни людей, ни машин. Мы тут же доложили во все службы: в полицию, ГИБДД, в охотслужбу и выехали на патрулирование.

Местные видели, как лось сиганул в Ловать и ее переплыл.

– Животное большое, бегает быстрое. В общем, мы его не нашли. Охотоведы решили, что лось, скорее всего, уплыл из города по реке. Но в 12.30 поступил очередной звонок, уже с великолукской швейной фабрики на улице Зеленой.

– Лось зашел через ворота вслед за машиной, – рассказал «Комсомолке» директор предприятия Виктор Незнанов. – Конечно, все, кто узнал об этом, начали выглядывать в окна, смотреть. Но он вел себя спокойно. Рога у него были сбиты. Потом выяснилось, что в первую половину дня его же видели в районе завода «Велмаш».

– Подъехала полиция, ДПС, охотовед, выставили оцепление, хотели  выгнать его с территории к Ловати.

Все верили, что у лося сработают инстинкты и он рванет по реке домой – в лес. Но то ли устал зверь (все два часа его гоняли по территории завода), то ли испугался такого повышенного внимания к себе. Но бежать в сторону воды напрочь отказывался. В итоге решил снова перепрыгнуть через забор, зацепился ногой и повис на заборе. Около получаса он еще был жив.

лось

– Сейчас мы решаем вопрос об утилизации тела, – сообщила «Комсомолке» Елена Николаевна, руководитель городской ветеринарной станции по борьбе с болезнями животных. – Это же ни кошка, ни собака, это 200-килограмовый зверь.

На вопрос, что могло заставить дикого зверя прийти в город, Елена Николаевна ответила: «Сейчас идет период гона (самцы борются за самку), возможно, это и привело самца в город».

Другие статьи на эту тему:

Adblock
detector