Главная / Статьи / Туристический брендинг вне и внутри Бурятии

Туристический брендинг вне и внутри Бурятии

Туристический брендинг вне и внутри Бурятии

Сейчас в России модно заниматься брендингом территорий. Пока Бурятия пытается пиариться на бренде, подаренном природой – озере Байкал, в самой республике на смену старым брендам приходят новые. Самые яркие примеры брендинга в других регионах дают большую пищу для размышлений и подражания.

История разработки брендов началась еще в 70-х годах XX века. Тогда и родились знаменитые I love NY и I AMsterdam. Интересно, что в России первой за брендинг взялась не Москва, а культурная столица нашей страны. На проект разработки бренда мэрия Питера выделила 10 млн рублей еще в 2006 году.

Задачи те же, что и сейчас перед Бурятией – раскрутка за рубежом с целью повышения туристической привлекательности. Другое дело, что проект провалился. Один только слоган «Никаких медведей. Только красота» чего стоит. Кстати, весьма подошел бы одному из степных районов Бурятии.

Вообще к медведям у россиян особая любовь. Так, будучи в Омске, я поразился тому, что в качестве логотипа Омской области выиграл отпечаток медвежьей лапы. Не плевались на неоднозначный рисунок только местные «единороссы».

Жить в большой П…?

Спорным считается и бренд города Перми. Ее автор – известный дизайнер Артемий Лебедев – придумал логотип до гениальности простой – красная буква «П». Слоган так и звучал: просто, понятно, повторяемо.

бренд Перми

Дизайнеры хвалили решение, но простые горожане тут же придумали несколько неприличных вариантов того, что скрывается под большой красной буквой «П». Автор большой «П» повторил опыт и в Калужской области. Ее логотип – тоже большая буква «К», обведенная «О». Обыгрывается популярный американизм ОК – о’ кей.

Денег на таком креативе Лебедев заработал немало. Интересно, если применить такой же прием к Улан-Удэ, много ли родится ассоциаций с двумя большими буквами У-У?

На журналистских семинарах часто встречаемся с коллегами из города с красивым названием Добрянка. Естественно, ее слоган обыгрывает название города: Добрянка – столица доброты.

Коллеги рассказали, что мэрия Добрянки потратила 400 000 рублей на свой логотип в московской фирме. Но! Эти деньги изыскали из внебюджетных средств. Есть в Добрянке даже городской бренд-менеджер. Интересно, что возглавил ее бывший капитан местной команды КВН. Вспомнилась прекрасная идея бурятских кавээнщиков сделать на горе под Батарейкой надпись «Улан-Удэ» на манер Голливуда. Жаль, что идею власти восприняли как шутку.

Используя свои таланты

Еще один пример, достойный подражания. В Нижнем Новгороде бренд предложила совершенно бесплатно уроженка города Мария Пономорева. Она учится в Британской высшей школе дизайна. В качестве дипломной работы студентка патриотично разработала логотип родного города – орнамент в стиле хохломы. Официально это еще не стало логотипом, но в народ ушло с легкостью посредством Интернета. Патриоты Бурятии и Улан-Удэ тоже могли бы дать волю своей фантазии.

Родина Ленина город Ульяновск в новых условиях решил стать «авиационной столицей России». Победил в конкурсе бренд – самолет со слоганом «К взлету готов». Вместо Ленина придумали образы горожанки Ульяны и горожанина Ульяна. С января 2011 года прошлого года здесь начала реализовываться 5-летняя целевая региональная программа развития бренда.

бренд Перми

Улан-Удэ может похвастать разве что самой большой «головой Ленина». Но совершенно не использует известных людей, бывавших в городе. Например, известная всей стране песня «Славное море священный Байкал» родилась именно в нашем городе. Где памятник ее автору – племяннику знаменитого поэта Дениса Давыдова? Украсил бы город и памятник Чехову, оставившему немало воспоминаний о нашей природе.

 Европейских туристов порадовал и удивил бы памятник Ярославу Гашеку, издававшему первую бурятскую газету. В Кяхте делал первые шаги военной карьеры будущий маршал Рокоссовский и даже нашел здесь жену.

Сказочный город

Лавры Великого Устюга, гениально раскрутившего себя как родина Деда Мороза, не дают покоя многим городам. Соседям особенно. Другой костромской городок – Шарья – тоже решил использовать сказочную тематику. Победил выдуманный еж Гоша – от слов ГОрод ШАрья. Сферического ежа поместили в рамочку. Слоган – немного переиначенный Пушкин: «Шарья – край неведомых дорожек».

Недовольные горожане тут же откликнулись карикатурами ежа в траве с надписью: «Че надо? Это моя трава!». Как тут не вспомнить нашу коноплю, по словам главы Тарбагатайского района, «высочайшего качества»?

Турфирмы Бурятии пытаются сделать популярным Белого Старца – Сагаан Убгэна. Но в отличие от сказочного Деда Мороза Белый Старец – почитаемое в Центральной Азии божество. Не получил должной раскрутки и замысел с Усан Лопсоном – хозяином воды как духом Байкала. Сайт Республиканского агентства по туризму, разработанный за огромные деньги, справедливо не ругал только ленивый.

Столицы республик

Если мы до этого рассказывали о городах областного значения, то столицы республик все же имеют более высокий статус. И об этом недвусмысленно заявил Татарстан со слоганом «Казань – третья столица России». Логотип, на первый взгляд, немудреный, имя города на латинице – KAZAN. Зато оно понятно любому иностранцу, к тому же написано шрифтом эпохи Возрождения и дополнено «восточным орнаментом и стилизованным изображением дракона Зиланта».

Более того, в 2009 году Казань запатентовала звание «третьей столицы России». К проведению последней Универсиады власти города раскрутили и новое название  «Казань – спортивная столица России».

У нас же древнейший спортивный праздник – Три игры мужей – в советские годы зачем-то переименовали из «Наадама» в куцый «Сурхарбан», хотя это слово обозначает только состязания по стрельбе из лука. Получается, что только в Бурятии под названием «соревнования в стрельбе из лука» проходят скачки и борьба. Монголия на свой «Наадам» привлекает десятки тысяч туристов. Но больше всего впечатляет «Наадам» во Внутренней Монголии. Там 3 сентября в городе Ордос грандиозным шоу закрылся II международный фестиваль «Наадам».

В нем приняли участие более 2000 спортсменов, представлявших 45 стран и регионов мира. Были там и гости из Бурятии. Они отмечают, что «Наадам» побил рекорд по количеству участвовавших в нем стран и регионов. Таким образом, организаторы заложили фундамент для превращения фестиваля «Наадам» в международный бренд. Нашим спортивным чиновникам стоит поучиться и тому, что, кроме традиционных спортивных соревнований, в рамках «Наадама» прошли также международный турнир по боксу и всекитайский чемпионат по хоккею на траве среди женщин.

К тому же мероприятия в рамках нынешнего «Наадама» охватили культуру, туризм, физкультуру, спорт и другие сферы. Жители Внутренней Монголии отметили, что на глазах выросло количество посетителей главных туристических зон города Ордос, в том числе туристической зоны «Мавзолей Чингисхана».

Только на презентации инвестиционных проектов заключили соглашения на общую сумму более 87 млрд юаней. Это договоры по сотрудничеству в области углехимии, автомобилестроения, аграрных технологий и многих других отраслей.

Исторические бренды

Кроме озера Байкал, самый древний бренд Бурятии – баргузинский соболь – и сейчас высоко ценится во всем мире. Так, в этом году на престижном пушном аукционе в Санкт-Петербурге, по данным компании «Союзпушнина», продали свыше 260 тысяч шкурок баргузинского соболя по цене в среднем 181,01 доллара США за штуку. Самую дорогую покупку сделал россиянин – лучшая шкурка соболя была приобретена за 3800 долларов США для московского модного дома «Эксклюзив-М».

 

соболь

С соболем тесно связан и другой древний бренд. Историки подсчитали, что в этом году исполняется 800 лет первой не только в России, но и в мире особо охраняемой природной территории. В 1212 году Уложением Великого Чингисхана Байкальский регион провозглашен заповедной зоной «Их Хориг» (что в переводе с монгольского означает «Великий Запрет»).

На этой территории запрещалось строительство городов, распахивание земель, устройство облавной охоты и рубка деревьев. Этот запрет действовал 300 лет. «Уже в то время Великий Чингисхан предвидел особое значение озера Байкал. Уложения Чингисхана выработали систему нравственных ограничений (табу) у бурятского народа на бережное хозяйственное использование природных ресурсов», – сообщает сайт госкомпании «Рослесозащита».

Обратим внимание, что на эту юбилейную дату обратила внимание не местная, а федеральная организация.

Советские бренды Бурятии

В советские годы к брендам республики добавился байкальский омуль. Развитие производства породило улан-удэнскую тушенку, которую до сих пор вспоминают добрым словом отслужившие в Советской Армии. Порождением советских времен была и боргойская баранина.

Главный исторический бренд советской эпохи, если можно так выразиться о религии, возник в 1946 году и до сих пор не имеет себе равных. Это центр буддизма сначала СССР, сейчас РФ – Иволгинский дацан.

Школьников возили по маршруту декабристов, они посетили специально открытый в Новоселенгинске музей.

Специфический бренд – наша конопля. Среди определенных кругов на западе России она весьма ценилась и ценится до сих пор. Был забавный случай в Москве, когда я долго пытался объяснить одному москвичу, где находится Бурятия. «Байкал – слышал, Республика Бурятия – не слышал. О! Травка высоко ценится, «бурятка» называется. У вас растет? Прямо в степях? Завидую!» – восхитился москвич.

Внутренние бренды

Внутри республики в советскую эпоху дефицита сформировались свои бренды. За закаменским пивом выстраивались очереди; из Закамны же заказывали знакомым «мраморную говядину»; из Оки – ячье мясо; из Еравны – рыбу, искусно разведенную в озерах пелядь; на рынке бойко торговали хурамшинскими огурцами.

Формирующиеся рыночные отношения выплеснули «оронгойские буузы». Их спорные качества легко доказали и обогнали «шэнэхэнские». Претендует на бренд и бичурская гречиха. Пытаются продвигать тарбагатайский мед, тугнуйскую баранину, селенгинскую картошку. Лечиться ездят не только на известные здравницы Аршан и Горячинск, но и «полудикие» курорты Шумак, Кучигер, Жойгон. Как видим, и на внутреннем рынке наши бренды – дары природы. Точнее, ее особенности по районам.

Выводы неутешительные: брендингом в Бурятии занимаются как в поговорке: кто в лес, кто по дрова. Турфирмы лезут из кожи, придумывая свои маршруты, чиновники заказывают дорогостоящие сайты и пытаются завлекать зрителей на скучный «Сурхарбан». А большинство гостей знает только о Байкале и даже самые высокие официальные гости просят свозить их в Иволгинский дацан.

Андрей Ян

Другие статьи на тему Развитие туризма:

 

Adblock
detector