Коренник-рысак и две пристяжные с изогнутыми «лебедиными» шеями, идущие галопом, звон бубенцов – этот образ давно стал символом России, символом русской удалой и широкой души. Сейчас без «птицы-тройки» не обходятся народные праздники-гуляния, на ней приезжают под Новый год Дед Мороз и Снегурочка; её порой заказывают на свадьбу – жениха с невестой и гостей покатать… |
Однако впервые появилась тройка лишь в середине XVIII века. На гоголевский вопрос «кто тебя выдумал», вполне можно ответить – Пётр Первый: царь издал Указ «О тройках». Повозка (или сани), запряженные тремя лошадьми должны были заниматься исключительно доставкой почты. К примеру, путь от Екатеринбурга до Перми, с учетом качества российских дорог, давно ставшего притчей во языцех, занимал не меньше 8 дней. Тройка проходила это расстояние вдвое быстрее. Этому способствовали бубенцы – их можно вешать только на шею почтовых лошадей, – заслышав звон, экипажу все должны были уступать дорогу. За эти переливы бубенчиков тройку окрестили «ямской гармонью» – каждый ямщик имел «личный» набор колокольчиков и индивидуальную манеру развешивать их на сбруе. Поэтому каждая тройка «наигрывала» свою собственную «мелодию». Ее было слышно за несколько километров, и на ближайшей ямской станции к прибытию почтового экипажа успевали приготовить сменных лошадей. Так что неудивительно, что русская почта вплоть до середины 19 века оставалась самой быстрой в Европе. Про нее даже исторический анекдот сложили. Однажды, мол, матушка Екатерина спросила у одного из ямщиков, может ли он довезти за 36 часов австрийского императора из Петербурга в Москву. На это ямщик ответил: довезти-то, довезу, да только останется ли он жив… Как говорится, в каждой шутке есть доля правды – упряжка могла пройти до 120 километров в день!
Памятник-фонтан почтовой тройке в городе Ленске
Сейчас тройки ассоциируются у нас в основном с орловскими рысаками. А до того, как граф Орлов вывел эта породу, наибольшей популярностью пользовались вятские лошади. Эта порода «народной» селекции – вероятно, она появилась благодаря скрещиванию местных пород и клепперов с финскими лошадьми, которых завез в Вятскую губернию Петр Первый. В результате появилась некрупная, мохнатая, но очень выносливая и быстрая лошадка. Еще один тип лошади для быстрой езды был выведен Забайкалье. Это – так называемые «бегунцы» с ярко выраженной рысью. Их, как правило, запрягали в пассажирские повозки. В те времена аллюр и его красота значения не имели. Правила, согласно которым коренник должен идти только рысью, а пристяжные – галопом, появись лишь в середине XIX века, когда тройки начали выступать на ипподромах.
Со временем лошадей для тройки стали подбирать по масти, экстерьеру и полу. Собрать хорошую тройку—настоящее мастерство: коней необходимо «выровнять» по темпераменту, по складу и силе. Считается, что эффектнее всего смотрятся серые в яблоках орловские рысаки. Коренник должен быть на несколько сантиметров выше пристяжных, уравновешенным по характеру, однако пристяжки должны признавать в нем лидера, ибо он, по сути, единственная «управляемая» лошадь в упряжке. «Заезд» лошадей в тройку начинается, когда им исполняется три-четыре года. Сначала лошадей «знакомят» друг с другом, ставят в соседних денниках, выпускают гулять в одну леваду. Затем трое всадников начинают «объезжать» лошадей, едут рядом и совершают различные маневры. Затем постепенно коней начинают приучать к упряжке и экипажу: запрягают пару, по очереди съезжая коренника с пристяжками, и лишь потом соединяют лошадей в тройку. В общем, это долгая и кропотливая работа – на тренировку современной спортивной тройки иногда уходит до 10 лет. К кучеру тоже предъявляются высокие требования – он должен обладать сноровкой, силой и вниманием, ибо он один должен управляться с 3 лошадьми. В его руках — четыре вожжи: две центральные от коренника и по одной от пристяжных. При управлении тройкой существует множество нюансов. К примеру, при остановке необходимо одновременно сдерживать всех трех лошадей, чтобы пристяжные не мешали, не сбивали коренника, и наоборот.
Грузинский Петр Николаевич. Масленица (1889)
Троечные скачки всегда пользовались популярностью в России. Особенно эффектные зрелища проводились зимой. Так, в хрониках можно найти красочное описание таких состязаний на льду Москвы-реки в 1880 году. После революции соревнования троек возобновили только в 1956 году. Их стали проводить на ВДНХ и на столичном ипподроме. Судьи оценивают буквально все – экстерьер лошадей, внешний вид экипажа, «слаженность» действий тройки и кучера при выполнении фигурной езды, резвость.
Кстати, в 50-е годы произошла любопытная история. На роскошной тамбовской тройке орловских рысаков по Москве катали Н.С. Хрущева и его гостя из США – миллиардера Сайруса Итона. Лошади поразили американца, и он, в итоге, получил их в подарок от советского руководства. Однако не умевшие обращаться с тройкой американские конники стали тренировать лошадей по отдельности, а не вместе, как положено. В результате, когда их потребовалось снова запрячь вместе – у местных специалистов ничего не получилось. Пришлось срочно вызывать из СССР мастера, работавшего с этой тройкой дома. Он по памяти запряг лошадей, но на показательных выступлениях отвыкшие ходить тройкой лошади понесли. Их удалось остановить только благодаря мастерству кучера.
Всё-таки русская тройка – она и есть русская…
***
Другие статьи на эту тему:
- История русской тройки
- Король Русской Тройки: Не стало еще одной владимирской легенды
- Конноспортивный комплекс Левадия — Национальный конный парк
- О конном спорте, конном походе, конных пробегах и Дне лошади
- Конное поло с Алексеем Родзянко и конный туризм (ВИДЕО)
- Драйвинг : Мастера экипажной езды из КСК Левадия
- Драйвинг — искусство управления лошадью
- Конный спорт: Конкур, выездка, троеборье, драйвинг и другие дисциплины
- Занятия драйвинг ом и вакансии инструкторов берейторов в КСК Левадия