Драйвинг — искусство управления лошадью

Драйвинг - искусство управления лошадью

Самой дорогой и самой зрелищной дисциплиной конного спорта считается драйвинг. В 1970 году драйвинг включен в программы национальных и международных соревнований под эгидой Международной Федерацией конного спорта (FEI). Возможно, драйвинг станет олимпийским видом спорта. В драйвинге три этапа: дрессаж, марафон и паркур. 

Драйвинг как искусство управления лошадью: День первый — дрессаж

Драйвинг зрелищный и интересный вид конного спорта, очень популярный в Европе, драйвингом увлекается принц Филипп, герцог Эдинбургский, муж королевы Англии. Драйвинг доступен для людей различного возраста и физических возможностей. Попробуем разобраться, что же такое — драйвинг.

Драйвинг, занятия драйвингом, соревнования по драйвингу

Драйвинг – это соревнования на экипажах, запряженных одной, двумя (парные упряжки: две лошади, запряженные параллельно одна возле другой; тандем – две лошади, запряженные цугом одна за другой) или четырьмя лошадьми (цугом), в зависимости от класса упряжек. Управляют экипажами несколько человек – драйвер и один или несколько грумов, которые помогают драйверу держать баланс экипажа, вписываться задними колесами в повороты, а также выполняют штурманские функции.

Подобно троеборью, соревнования по драйвингу включают в себя три вида:

  • соревнования A – дрессаж (манежная езда),
  • соревнования B – марафон (по пересеченной местности),
  • соревнования C – паркур (преодоление конус-препятствий).

Чаще всего соревнования проводятся в три дня. Иногда в соревнования включают только два вида, но в любом случае марафон является обязательным.

Драйвинг. День первый — дрессаж

В первый день проходит манежная езда или дрессаж. Экипажи выполняют заезды и элементы по заданной схеме на площадке 40х100 метров с ровным травяным покрытием. В соревновании по дрессажу оценивается съезженность всех лошадей в упряжи, точность пейса (темпа), гармоничность и синхронность движений, импульсивность, гибкость, легкость и правильность исполнения фигур и вольтов лошадей в движении.

Лошадь должна реагировать на малейшую, незаметную для окружающих, работу вожжей, а использование голосовых команд судьями не приветствуется.

Большое значение при оценке придается внешнему виду экипажа. Экипаж должен быть сделан под старину или под определенный стиль, которому следуют участники, быть оборудован фонарями и задним светом (или рефлекторами) и сиденьем для грума. Шины колёс экипажа должны быть из твердой резины или железные. Пневматические или накачиваемые воздухом шины запрещены. Внешняя поверхность шин должна быть гладкой. Несоблюдение этих правил влечет за собой исключение.

Большое внимание уделяется одежде драйвера: он должны быть одет в рединготы, цилиндры, перчатки, колени прикрыты «фартуком». За выезд на площадку без головного убора или фартука начисляются штрафные очки. 

Грумы должны носить пиджаки или национальную одежду, головные уборы и перчатки. В дрессаже грумы не играют особо важной роли, они просто сидят рядом или сзади драйвера, дополняя общую картину.

Особую роль играет хлыст в руках драйвера. Участник должен держать в руках хлыст в традиционном стиле, а длина его ремня, который может быть привязан к кнутовищу, должна быть достаточной для того, чтобы доставать всех лошадей. Если участник роняет или опускает вниз свой хлыст во время нахождения на поле он получает штрафные очки.

Драйвинг, соревнования по драйвингу

При манежной езде лошади должны выполнить следующие упражнения:

  • Остановка
  • Шаг
  • Рабочая рысь
  • Собранная рысь
  • Прибавленная рысь
  • Рабочий галоп
  • Осаживание
  • Движение плечом внутрь
  • Переходы
  • Изменения аллюра и смена упражнений

Участник проходит заданную схему маршрута по памяти.  Если участник допустил ошибку в схеме, то дается сигнал в колокол, состязание останавливается, и участник должен возобновить тест с начала упражнения, в ходе которого была допущена ошибка.

***

Драйвинг как искусство управления лошадью: День второй – марафон

Вторым, самым сложным и зрелищным состязанием драйвинга является марафон.

Марафон делится на три или пять отрезков, каждый из которых участник должен пройти за определённое время с заданной в программе соревнований скоростью. Начало и окончание каждого отрезка отмечается парой красных и белых флажков и знаками старта и финиша. Участник должен проходить каждый пронумерованный флажок или пару флажков с правильной стороны и в правильной последовательности.

На марафоне одежда драйвера и грумов уже не играет такой важной роли как в дрессуре. Единственное правило – участник должен быть в головном уборе и с хлыстом в руках. Экипажи на марафоне используются менее нарядные, но зато более прочные. Любая поломка экипажа или упряжи грозит потерей времени, штрафными очками, а то и вовсе снятием с дистанции.

  • Первый отрезок (А) – это кросс по пересеченной местности, аллюр может быть любой, главное, чтобы он не превышал 15 км/ч. Участок А может быть протяжённостью от 5000 до 8000 метров;
  • Далее идёт отрезок B – прямой участок без спусков и подъемов. Пройти его нужно шагом, со скоростью семь км/ч. Превышение минимального времени и задержки штрафуются. Протяжённость этого маршрута от 800 до 1000 метров. После прохождения этого отрезка лошади должны пройти ветеринарный осмотр, и отдохнуть 10 минут;
  • Отрезок C – так же прямой и ровный отрезок, длинной 4 км., преодолеть его нужно на рысистом аллюре со скоростью 19 км/ч. Непроизвольный переход на другие аллюры более пяти секунд штрафуется;
  • D — еще один шаговый отрезок, где если одна или более лошади перейдут другой аллюр, отличающийся от установленного для отрезка D, и не исправят его в течение пяти секунд, участник получает штрафные очки. Намеренная смена аллюра на галоп или рысь на отрезке D наказывается исключением. В шаговый отрезок D естественные препятствия, такие как: ворота, резкие повороты, вода и крутые холмы в маршрут не включаются. После завершения отрезка D устраивается обязательный отдых и ветеринарный осмотр.
  • E — самый длинный и наиболее зрелищный отрезок. На этом маршруте участникам необходимо преодолеть различные как естественные, так и разрушаемые препятствия: ворота, резкие повороты, водные преграды, сильные наклоны, лабиринты. Таких препятствий на отрезке длинной в 9 км. может находиться от пяти до восьми.

Драйвинг, марафон

Экипажи для марафона должны быть на четырёх колесах и иметь сзади место для грума. В классе четвериков необходимо наличие двух грумов. Грумы в марафоне играют очень важную роль. Грум направляет драйвера по маршруту, следит за изменением ландшафта, ориентирует по времени, следит за скоростью упряжки. Кроме того, грум откренивает экипаж на крутых поворотах, уберегая от переворачивания и задевания препятствия. В крайних случаях грум может перевести лошадь через препятствие взяв под уздцы.

Многие любители данного вида конного спорта, не имеющие возможности приехать на все три дня соревнований, выбирают именно марафон, так как летящие на бешенной скорости разгорячённые лошади, входящие в резкие повороты экипажи со свешивающимися грумами, преодоление на всей скорости водных препятствий и опасных наклонов вызывает бурю эмоций и оставляют незабываемые впечатления.

***

Драйвинг как искусство управления лошадью: День третий – паркур

Паркур испытывает лошадей на хорошую физическую подготовку, подчиняемость и гибкость после марафона. Также проверяется мастерство участников. Паркур проводится на поле размером не менее 120 х 70м. Маршрут планируется так, чтобы участники могли поддерживать довольно быстрый аллюр на соревновании. Экипаж должен проехать по заданной траектории среди препятствий.

Простое препятствие – два конуса с утяжелёнными мячами в отверстии на вершине конуса. Расстояние между конусами совсем небольшое, всего на 10-30 см. шире колёс экипажа. Если лошадь или экипаж задевают препятствие – начисляются штрафные баллы.

Так же есть и более сложные препятствия – мосты, серпантины, зигзаги, «двойные коробки» или «двойные U», “двойные L” есть и водные препятствия с минимальной шириной 3 метра и глубиной от 20 до 40 см.

В паркуре используется тот же экипаж, что и в дрессаже. Такие же и требования к одежде и общему стилю запряжки.

Паркур делится на два этапа

Первым этапом будет соревнование на время. Соревнование проводится по принципу учета времени в секундах, которое требуется участникам для завершения маршрута, при этом все штрафы за допущенные ошибки переводятся в штрафные секунды. Соревнование на время может проводиться только для определения распределения мест в соревновании С.

Второй этап соревнования —  Соревнование с решающим гитом (соревнование на ошибку)
Соревнование проводится в один гит (круг). Далее в соответствии со штрафными очками и временем прохождения круга  определяются  25% участников для прохождения решающего гита и распределения мест.

После проведения всех этапов соревнования судьи подсчитывают штрафные очки и выявляют победителей.
В драйвинге существует много интересных традиций, мне удалось найти только две из них: после крупных соревнований маршрут паркура пытаются пройти спонсоры, причём драйверы выступают у них в виде грумов. И ещё одна: при составлении упряжки допускаются разномастные лошади, но если одна из лошадей серой масти, то запряжка считается одномастной.

***

Занятия драйвингом в КСК Левадия

Гужевое отделение КСК Левадия приглашает на занятия драйвингом. Квалифицированные инструкторы проводят занятия драйвингом для детей и взрослых. Для обучения драйвингу в КСК Левадия имеются экипажи и содержатся лошади фризской породы и лошадь породы липициан. Для занятий драйвингом с детьми есть пони. Также в КСК Левадия желающие обучаться драйвингу имеют возможность заниматься как на лошадях и пони нашего конноспортивного комплекса, так и на своих.

Другие статьи на эту тему:

Оцените статью