Главная / Статьи / Национальные традиции: Дед Мороз как бренд

Национальные традиции: Дед Мороз как бренд

Национальные традиции: Дед Мороз как бренд

В 2013 г. проекту «Великий Устюг – Родина Деда Мороза» исполнится 15 лет. Дедушка Мороз превратился в национальный символ, а сам Великий Устюг изо всех сил старается стать туристическим центром общероссийского значения. Многие российские регионы эксплуатируют образы национальных Дедов Морозов. А недавно в Гатчине появился Казачий Дед Мороз.

Великий Устюг – Родина Деда Мороза

В 2013 г. проекту «Великий Устюг – Родина Деда Мороза» исполнится 15 лет. За это время о малюсеньком городке на севере России узнали не только в нашей стране, но и во всём мире. Дедушка Мороз превратился в национальный символ, а сам Великий Устюг изо всех сил старается стать туристическим центром если не мирового, то общероссийского значения.

Сугроб как двигатель туризма

Как смеются местные жители, первое, что приходится делать столичным гостям в Великом Устюге, – срочно покупать валенки. Корреспондент «АН» убедился в этом на собственной шкуре: приличные сапоги, вполне жизнеспособные в условиях хлипкой московской зимы, моментально сдали позиции перед суровыми вологодскими морозами. Их здесь, кстати, кое-кто напрямую связывает с раскруткой «дедморозовского» проекта.

«Хотите верьте, хотите нет: пятнадцать лет назад зимы были мягче, – доверительно, с фирменным вологодским оканьем рассказывает сотрудница великоустюгской администрации. – Как Дед Мороз на вотчине поселился – каждую зиму хоть на неделю да приходят тридцатиградусные морозы, иначе уже не бывает!»

 Дед Мороз из Великого Устюга

Отметим, что тягости климата сполна компенсируются красивейшими пейзажами и непривычным для жителей Центральной России обилием снега – который, к слову, мог бы стать для Устюга туристическим брендом не хуже вотчины. Как рассказывают местные экскурсоводы, детские группы из Центральной России, здесь едва ли не впервые видя настоящие снежные сугробы и ледяные горки, приходят в неописуемый восторг. К примеру, однажды столичная группа отказалась от всех оплаченных экскурсий ради того, чтобы провести весь день на горке на местном пруду, катаясь на санках и мешках.

«Прежде чем показывать московским детям город и вотчину, их сначала из снега достать надо, – смеётся директор Великоустюгского музея-заповедника Антонина Андре­ева. – Сколько раз было: вылезают из автобуса и с визгом несутся в сугробы. И никакие достопримечательности не нужны!»

Но сугробы сугробами, а посмотреть в Великом Устюге и впрямь есть что. Исторический центр города сказочным образом избежал разрушений и после революции, и в лихие девяностые. Сегодня на центральных улицах стоят сплошь уютные купеческие особнячки да деревянные двухэтажные дома. Кроме того, в Великом Устюге уцелело большинство старинных храмов. Как рассказал глава администрации Великоустюгского района Игорь Хабаров, спасал соборы первый директор Великоустюгского музея-заповедника Николай Георгиевич Бекряшов – причём весьма оригинальным способом. Он добивался у партийных органов перевода бывших храмов на баланс музея и тут же вешал на двери амбарные замки: мол, тут у меня будет склад, тут – хозяйственное подразделение, ломать не дам. Так были спасены не только сами постройки, но и ценнейшие старинные иконостасы. Так что туристов зовут в город не только гулять по вотчине и общаться с Дедушкой Морозом, но и приобщаться к русской истории. К слову, поначалу в городе обижались, что их малая родина раскручивается исключительно за счёт «развлекаловки». Впрочем, обиды давно позади.

«Деду Морозу мы благодарны в первую очередь за то, что люди к нам поехали, – говорит А. Андреева. – Вотчину туристы успевают осмотреть за день или два. Остальное время гуляют по городу, ходят по музеям. Мы предлагаем интересные программы – и мастер-классы, и выставки. На низкую посещаемость не жалуемся».

Десять дней, которые…

Превращение Великого Устюга в родину зимнего волшебника сыграло с городом злую шутку. Туристический сезон оказался «замкнут» на новогодние праздники – те самые полторы недели в году. Если посчитать декабрьские предновогодние дни, получится от силы полтора месяца. По словам местных жителей, в период новогодних каникул город переполнен, в гостиницах нет мест, а все без исключения кафе и рестораны обслуживают только «коллективных» туристов. Да и в самой вотчине возникают сложности: попасть на Тропу Сказок и в Дом Деда Мороза в самые напряжённые недели в дневное время могут только организованные группы. Зато сразу после праздников в Великом Устюге наступают тишина и покой: поток туристов падает в десятки раз, город погружается в привычную провинциальную неторопливость. И так до начала следующего сезона.

«С сезонностью мы боремся, причём вполне успешно, – говорит Татьяна Муромцева, директор ОАО «Дед Мороз» – компании, которая полностью принадлежит Вологодской области и в данный момент пытается объединить всех тех, кто делает бизнес на проекте. – Различные мероприятия проходят в вотчине круглый год: тут и Масленица отмечается, и День Ивана Купалы, и праздник Спаса, летом работает детский лагерь. Кроме того, мы делаем ставку и на исторический туризм. Так что взгляд в будущее вполне оптимистичный».

 Дед Мороз из Великого Устюга

Переписка с Волшебником. Избранное

«У нас тут в каждой газете пишут про конец света. Никак не хочется в него верить, а всё равно верю. А ты веришь?..» (г. Кириллов, Вологодская обл.).

«Дед Мороз, ты офигел, где моё волшебное кольцо? Тебе жить надоело? Давай всё спокойно решим. Ты мне шлёш кольцо, которое исполняет любое моё желание. А за ожидание шлёш ещё планшет, плазму, ноутбук и дивидюшник последней модели. Заранее спасибо за всё» (Пермский край, девочка).

«Дедушка Мороз, мой папа сейчас живёт и работает в Москве. Мне очень плохо без него. Зделай пожалуйста так, чтобы у него была хорошая работа. Очень хочу чтобы мы могли жить вместе!..» (пос. Шексна, Вологодская обл.).

«Дедушка Мороз, помоги моему брату – подари ему мозги, чтобы он в 2013 году устроился на работу!» (16 лет, г. Чебоксары).

«Пожалуйста, подари всем добра! А если не получится, новая тачка мне тоже не помешает» (22 года, г. Златоуст).

«Дедушка, ты не мог бы мне выслать конфет на Новый Год? Я бы их ел, и ел, и ел…» (г. Челябинск).

«Хочу набор для ванной: ванну, умывальник, унитаз, туалетную бумагу, шторку для ванны, зеркало, мочалку, мыло, шампуни, гели, полотенце» (пос. Тотьма, Вологодская обл.).
Авторские орфография и пунктуация сохранены.

Пишите письма

Вот уж где не знают понятия «сезонность», так это на Почте Деда Мороза. Она занимает симпатичный деревянный теремок в центре города, где работа кипит и зимой и летом. Все письма, адресованные Деду Морозу, слетаются именно сюда. Их обязательно читают, а каждому ребёнку отправляется ответ в красочном конверте. Подарки сотрудники почты по понятным причинам не рассылают, но добрые слова, как они говорят, у Дедушки Мороза найдутся для каждого. Хотя, увы, не до каждого доедут. Почту Деда Мороза не финансирует ни «головное» ОАО «Дед Мороз», ни городской бюджет, а деньги за рассылку ответов «Почте России» надо платить приличные. Отправка одного письма обходится всего в 15 рублей, но писем – 180 тыс. в год. Таких денег у почты нет.

«По организационной форме мы сегодня – акционерное общество, и этот статус загоняет нас в ловушку, – рассказывает директор почты Людмила Суранова. – Городские власти коммерческую структуру финансировать не могут, спонсоры тоже отказываются: мол, не хватало ещё коммерсантам помогать. У нас есть интернет-магазин подарков со сказочной символикой и экскурсионное обслуживание. Это всё, на чём мы можем заработать. Выручка – 4 миллиона в год. Чтобы ответить всем детям, нужно в два раза больше средств, а взять их неоткуда. Так что отвечаем мы примерно половине ребят. Обидно, но выхода нет».

Маленькой надеждой «почтарей» остаётся обещание главы города – вывести из состава АО «Почта Деда Мороза» отдельную структуру, которая будет заниматься исключительно ответами на письма со всей страны. Тогда можно будет и бюджетное финансирование привлечь, и спонсоров приглашать. К слову, такую идею корреспондент «АН» озвучила главе района Игорю Хабарову, который пообещал помочь – и, как стало известно буквально на днях, слово своё намерен сдержать. Во всяком случае на встречу с директором почты он уже съездил. Остаётся ждать и надеяться…

Впрочем, финансовые тяготы сполна компенсируются теми эмоциями, которые приносит работа на «волшебной» почте. Несмотря на то что большинство писем сводится к неизбывному «я хочу», по детским посланиям, как говорят сотрудники, можно понять, что в данный момент происходит в России (см. Почтовый аргумент).

«Дети удивительно чутко реагируют на то, чем живёт страна, – говорят сотрудники почты. – Например, сейчас, в преддверии Олимпиады, популярной просьбой стали лыжи и коньки. А в кризис 2008 года очень многие просили у Деда Мороза хорошую работу для родителей или деньги для того, чтобы мама с папой расплатились по кредиту».

Пишут Деду Морозу не только дети, но и взрослые. В таких письмах материальных просьб меньше, зато очень много добрых слов в адрес самого Деда Мороза, пожеланий «мира во всём мире» и счастья всем людям на земле. Много посланий прилетает из армии. Солдаты-срочники просят, чтобы поскорее пролетел срок службы, а иногда и в шутку сетуют на то, что встречать Новый год придётся в казарме: «шампанское нам, солдатам, не положено, а Снегурочки на территории части не водятся…» – написал Деду Морозу гвардии рядовой из Ленинградской области.

Бывают взрослые письма и печальными – скажем, Деда Мороза порой просят заставить бывшего мужа платить алименты на детей. Впрочем, у таких пожеланий из Вологодской области есть все шансы исполниться: на этот счёт у почты имеется договорённость с региональной Службой судебных приставов, которые забирают такие письма и работают с нерадивыми отцами.

Столичный аргумент

«Крёстным папой» великоустюгского проекта на родине Дедушки Мороза неизменно называют бывшего столичного мэра Юрия Лужкова. Именно он в 1998 г. во время поездки в Вологодскую область подал руководству региона идею поселить в области сказочного волшебника. Впоследствии столичные власти, как рассказывают в администрации, вложили немало средств в развитие проекта и района в целом. Например, в Великом Устюге появились школа и бассейн, построенные по столичному проекту, а на вотчине – зоосад площадью 3,5 га,который работает как филиал Московского зоопарка и финансируется из московского бюджета.

Как рассказывают сотрудники зоосада, некоторым здешним обитателям, в том числе прибывшим сюда из столицы, приходится… менять имена. Дело в том, что многие носили иностранные клички, которые тут, в «сказочной» вотчине, сочли неуместными. Например, колоритный козёл по имени Найк здесь превратился в Варфоломея. По словам сотрудников, характер у него вполне «варфоломеевский» – упрямый и драчливый. Живут в зоопарке и глухари Федя с Федорой, ёж Сеня, лось Гаврюша. Не по-русски зовут разве что пару северных оленей – Кая и Герду.

Надежда Ларина

***

Национальный Дед Мороз как бренд

Образ русского Деда Мороза как бренд уже зарегистрирован и охраняется законом, поэтому предприниматели спешат занять еще свободные ниши, регистрируя права на новогодних божеств разных народов России. Насколько это успешно коммерчески — вопрос непростой, так как Дед Мороз из Великого Устюга все-таки пока больше символ, чем бизнес-актив.

Кыш Бабай - татарский Дед Мороз
Дед Мороз и Снегурочка из Татарстана – Кыш Бабай и Кар Кызы

В 2011 году Казанская туристическая компания «Трэвэл-Эндвок» подала в Роспатент заявку на регистрацию имен татарских зимних духов — Кыш Бабай (Дед Мороз) и Кар Кызы (Снегурочка). На заявке изображен логотип в виде мешка с подарками, вокруг которого обвивается надпись «Резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы».

Многие российские регионы эксплуатируют образы национальных Дедов Морозов. Например, правительство Удмуртии организовало резиденцию местного Тол Бабая в природном парке «Шаркан». В Карелии ежегодно проходят новогодние соревнования в городе Олонец: там меряются силой карельские новогодние божества по имени Паккайне. В качестве специальных гостей в Олонец ежегодно приезжают прописанный в Улан-Удэ буддистский Сагаан Убугун и якутский Чысхаан. Чуть меньшей популярностью пользуются марийский Йушто Кугыза, калмыцкий Зул, мордовский Якшама Атя и осетинский Артхурон. Имя ни одного из этих персонажей до сих пор не было зарегистрировано в Роспатенте.

Особняком среди национальных героев стоит Ямал Ири — Дед Мороз из Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2010 году его имя оформил в собственность туристско-информационный центр «Ямал», который позже передал знак Молодежному центру технологий и занятости. Обе организации принадлежат правительству ЯНАО. Дмитрий Фролов, отвечающий за все вопросы, связанные с Ямал Ири, рассказывает, что молодежный центр сейчас занимается выпуском различной сувенирной продукции с изображением старца и зорко следит за тем, чтобы оформленный в собственность бренд больше нигде не появлялся. «Но в целом мы готовы вступать в переговоры и продавать лицензии на использование Ямала Ири, хотя обращений до сих пор не было», — признается Фролов.

В правительстве Карелии подтвердили, что олонецкий праздник Паккайне — проект местного министерства культуры, но права на имя они не регистрировали.

Совсем другая ситуация с русским Дедом. Генеральный директор ОАО «Дед Мороз» Татьяна Муромцева объясняет, что на ее организацию, подведомственную правительству Вологодский области, оформлен бренд «Великий Устюг — Дед Мороз» с соответствующим изображением: охраняемыми элементами в этом случае считаются все части товарного знака. Муромцева рассказывает, что, когда проект только запустился, бренд разрешали использовать всем подряд, эта политика была частью рекламной кампании. Но несколько лет назад все закончилось — теперь за новогодний символ просят заплатить. Впрочем, много заработать не получается: по словам Муромцевой, сейчас официально символику Деда Мороза используют только местные предприятия — «Устюгмолоко», «Вологодское мороженое» и Вологодская кондитерская фабрика. Сколько именно платят предприниматели за использование бренда — не раскрывается, но вряд ли речь идет о больших суммах.

По данным Роспатента, вологодское правительство не единственное, кто может использовать в коммерческих целях новогоднее божество: марки «Дед Мороз» и «Снегурочка» в различных вариантах и по разным классам зарегистрированы целым рядом небольших компаний. Впрочем, Муромцева обещает, что скоро все это закончится: до сих пор у Великого Устюга не было времени отсудить эксклюзивное право на национального героя, но это стоит в планах ОАО «Дед Мороз».

Александра Мерцалова

***

В России появился первый Казачий Дед Мороз

В городе Гатчине под Петербургом живет свой Дед Мороз. Он не только раздает детям подарки, но и следит за патриотическим воспитанием юных россиян. Статус позволяет — этот Дед Мороз мало того что казачий, так еще и всемирный.

Казачий Дед Мороз из ГатчиныВ каждой стране есть свой зимний волшебник — у кого-то это Санта-Клаус, у кого-то Папа Ноэль, у кого-то просто Дед Мороз. Под Петербургом в городе Гатчина появился свой символ Нового года — Казачий Дед Мороз, который без лишней скромности взял себе статус всемирного. Впрочем, поспорить с этим сложно, так как больше нигде в мире именно казачьих Дедов Морозов замечено не было.

Образ и герб Всемирного Казачьего Деда Мороза придумал уроженец Челябинской области 51-летний потомственный казак Василий Петрович Пестряк-Головатый несколько лет назад. Сам автор пояснил, что новый сказочный персонаж появился не только для того, чтобы вручать новогодние и рождественские подарки, а в первую очередь для воспитания духа патриотизма у подрастающего поколения.

Кроме того, гатчинский Дед Мороз проводит благотворительную работу, направленную на помощь детям-инвалидам и сиротам. Когда персонаж только появился, у гатчинцев в первую очередь возникал вопрос не о том, зачем им собственный Дед Мороз, а как их город связан с казачеством. На все вопросы новоиспеченный персонаж отвечал на сайте газеты «Гатчинка.рф».

Казачий Дед Мороз, сайт газеты «Гатчинка.рф»:
Представители казачества живут во всех уголках мира, тем более во всех городах России. И образ сказочного казачьего детского патриотического персонажа придуман жителем Гатчины, потомственным казаком Пестряком-Головатым В.П., казачьим полковником БОКО государственного реестра казачьих обществ. У Всемирного Казачьего Деда Мороза настоящая офицерская казачья шашка образца 1881 года.

Казачий Дед Мороз из Гатчины
Казачий Дед Мороз из Гатчины приветствует гостей во время празднования дня рождения Деда Мороза в Великом Устюге

За последние два года дедушка активно путешествовал. Он побывал в Карелии, Калининграде, Костроме, Москве, Иркутске — встречался со своими «сказочными» коллегами, устраивал акции, посещал детей. Во Франции в рамках «Дней русской культуры в гостях у Пьера Кардена» гатчинский персонаж останавливался в резиденции известного кутюрье. Однако там он не новые туалеты примерял, а занимался благотворительной деятельностью. Даже на дне рождении российского Деда Мороза, который отпраздновали в Великом Устюге 18 ноября, он не только веселился, но и занимался делом — побывал в казачьих кадетских классах, где пообщался с воспитанниками на патриотическую тему.

За столь активную деятельность в копилке гатчинского Деда Мороза уже немало наград, но в основном они иностранные — Почетный знак высшего президентского признания волонтерской деятельности от Национального наградного комитета США, грамота от итальянского Международного парламента безопасности и мира, Калифорнийского университета и других. В прошлом году Всемирный Казачий Дед Мороз Василий Пестряк-Головатый получил звание «Человек года» от ЮНЕСКО в номинации «Современные аспекты милосердия и благотворительности». Благотворительную деятельность он не прекращает даже летом.

Казачий Дед Мороз, официальный сайт
:
Прежде всего, Всемирный Казачий Дед Мороз — это детский герой. Но он не только приносит подарки или оказывает помощь детям-сиротам или инвалидам. В первую очередь моя задача — в воспитании духа патриотизма у молодого поколения, любви к Родине, приобщении к истокам духовности и национальным традициям.

Найти новый символ Гатчины не так сложно. Резиденция Казачьего Деда Мороза находится в самом центре города на улице Соборной. Дверь украшает надпись «Резиденция Гатчинского Деда Мороза». Каждый год Василий Пестряк-Головатый публикует отчеты о своей деятельности — сколько детей посетил, сколько больниц объехал, какие беседы провел и какие подарки вручил.

Казачий Дед Мороз, сайт газеты «Гатчинка.рф»:
За время работы резиденции Всемирного Казачьего Деда Мороза были приняты и получили новогодние подарки почти все детские сады Гатчины и несколько детских садов Гатчинского района, несколько классов гатчинского кадетского корпуса.

Сами гатчинцы уже привыкли к тому, что в их городе поселился Дед Мороз, и многие уже оценили его общественную деятельность.

Наталья, сайт газеты «Гатчинка.рф»
:
Дед Мороз, здравствуйте! С Новым годом Вас! Восхищаюсь Вашей подвижнической деятельностью.

А вот те, кто не знал о его существовании, воспринимают зимнего волшебника просто как фрика.

botev, «Живой журнал»:
У него классный сайт! И там всякие фотографии, абсурдные в хорошем смысле слова, ну примерно как Путин и журавль. Он ездит по великой стране и везде фотографируется: с детьми, с местной администрацией, с курсантами, с высшим командованием. С казаками и казачатами, это уж как водится. Участвует, между прочим, в Играх Дедов Морозов (вместе с Йоллапукки и обычным Дедом Морозом) и так далее.

smartnews.ru

Другие статьи на тему Национальные традиции:

Adblock
detector