Летом 2012 года в подмосковном поселке Сосны появился музей-заповедник с говорящим названием «Хаски-Лэнд». Названный в честь северной ездовой собаки, он призван сохранить обычаи, быт и нравы малочисленных народов и познакомить с ними всех желающих. |
История с географией
Автор концепции «Хаски-Лэнда» журналист Игорь Кузнецов пятнадцать лет прожил на Камчатке и Чукотке, женился на местной красавице. Там же, на Севере, у него родилась дочь, а потом появилась идея создать музей-заповедник культуры и традиций малых народов. Составили смету, написали бизнес-план, сделали чертеж территории и пошли с предложениями в правительство.
Изначально создатель парка хотел открыть его в Анадыре, но не нашел поддержки ни в городской администрации, ни у спонсоров. Тогда москвич Игорь Кузнецов вернулся на историческую родину, предложил свой проект правительству РФ и Департаменту культуры народов Севера. В итоге созданием музея заинтересовались и частные спонсоры, и некоторые чиновники, и правительство Московской области. Под строительство заповедника выделили десять гектаров земли.
— Нам сказали: «Сможете организовать? Тогда в путь…» — вспоминает менеджер-администратор «Хаски-Лэнд» Любовь Зорина. – И мы зашли на эту территорию в конце мая — начале июня 2012 года. Зашли с двумя щенками хаски, морем энтузиазма и наполеоновскими планами.
— Всего народов Севера насчитывается около 120: чукчи, ительмены, якуты, камчадалы, эскимосы, поморы… — рассказывает Любовь Зорина. – Мы планируем сделать несколько деревень, каждая – для одного из племен. Там будут традиционные жилища, костровища, вешала (место, где сушат и выделывают шкуры), площадки для игр. Будут полностью восстановлены предметы быта, национальные костюмы, традиционные обряды и песнопения.
Деревня чукчей
Пока полностью построена только одна деревня – чукотская. В ярангах из оленьих шкур есть и костровища, и предметы культуры…
— Яранга – это живое существо, женское начало, — проводит для нас экскурсию Любовь Зорина. – Она ставится на треноге, которую во время обряда мажут кровью. К потолку обязательно подвешивается веточка ивы – она спасает от сглаза и раздоров в семье.
На застеленных шкурами лавках лежат традиционные предметы: бубен, деревянные чаши и человечек, испещренный лунками.
— Каждая такая лунка означает праздник, который был в жизни человека, — поясняет экскурсовод. — Чаши служат для обряда очищения. Их вырезают на бревнышке, обязательно вручную – четыре, по числу сторон света и первородных элементов. Потом в них складывают все, что есть на столе: мясо, хлеб, рыбу… Каждый член семьи берет щепотку из чаши и скармливает костру. Обойдя вокруг огня, человек переступает через него, тем самым очищаясь от всякого зла и принося благодарность духам огня, земли, воды и воздуха.
Это не единственный обряд, в котором можно поучаствовать. Причем традиционные праздники и экскурсии здесь проводят сами чукчи. Экскурсоводы рассказывают гостям музея-заповедника о своих обычаях и верованиях, о том, как и почему проводится именно этот обряд, откуда он появился. Можно посетить концерт народных танцев и музыки, услышать игру на варганах и горловое пение.
На всей территории деревни есть резные тотемные столбы.
— Сова – это символ мудрости, — рассказывает Любовь Зорина. — Медведь – силы и хитрости, ворон – посредник между людьми и богом, а человечки призваны отгонять злых духов.
На обрядовой площадке возвышается шест.
— Если хотя бы одна птица во время обряда сядет на него, значит, боги услышали.
На игровой площадке каждый может попробовать себя в традиционных чукотских забавах: поймать моржа деревянной палкой-копьем, заарканить оленьи рога или померяться ловкостью рук – кто быстрее скатает веревочку, в центре которой находится приз.
Началось строительство еще двух деревень – ительменской и эскимосской. Но пока деревянные каркасы иглу и балаганов дожидаются обшивки и обитателей.
— Невозможно построить деревни на все 120 народностей, — поясняет Любовь Зорина. – Но хотя бы пять мы хотим сделать. Предпочтение отдается тем народам, которые сохранили самобытность и пытаются сохранить свой язык.
— Многие представители малых народов своего языка не знают, — продолжает рассказ Зорина. – В 60 — 70-е годы прошлого века разговаривать на этих языках было запрещено. Тогда на территории СССР было всеобщее образование, детей забирали из кочевых племен, запирали в школах-интернатах.
Все, что они знают о языке и культуре своего народа, почерпнуто из справочников.
Ближе к природе
Знакомство с традициями и культурой малых народов – не единственная задача «Хаски-Лэнд». Есть и еще одна – помочь своим гостям окунуться в дикую, первозданную красоту северной земли.
На территории заповедника живут благородные пятнистые олени, которых желающие могут покормить с руки, есть здесь и множество хасок, к которым можно зайти в вольер.
— У нас сейчас есть собаки разных пород: аляскинские хаски, сибирские, канадские, маламуты… Есть даже финская дворняга, — перечисляет Любовь Зорина, открывая дверь вольера.
Единственный транспорт парка – собачьи упряжки.
— Прокатиться на такой – незабываемые ощущения, – мечтательно улыбается наш экскурсовод.
Город мастеров
Именно так называется один из проектов парка.
— Мы хотим построить на территории город мастеров, — делится планами Любовь Зорина. – Чтобы каждый человек мог попробовать себя в каком-то из народных промыслов.
Здесь будут учить резьбе по дереву и выделыванию оленьих шкур, лепке из глины и шитью бисером, рисованию и изготовлению яраров (бубнов). Каждый посетитель музея сможет сделать себе на память амулет или какой-то элемент традиционного костюма.
— А еще мы хотим поставить отдельный домик с традиционной печью. Чтобы каждый желающий мог попробовать испечь национальное чукотское блюдо – лепешки с олениной. Они на Севере, как у нас пончики.
Но пока все упирается в финансирование.
Хаски – не порода
Название «Хаски-Лэнд» появилось далеко не сразу. Первым вариантом было «С северной земли». Однако стилисты музея-заповедника решили иначе. Хаски здесь – символ Севера, а вовсе не порода собак.
— Хаски переводится как северная рабочая собака, — рассказывает менеджер-администратор. – Любая собака, которую запрягают в упряжку, — это хаски. Даже если это будет сотня йорков, то они все равно будут хасками. Хаски — та собака, которая ведет, служит, оберегает.
По легенде собаку-хаски послал на землю в помощь людям тот самый ворон-посредник. А так как на Севере холодно, ей пришлось надеть шкуру волка.
В XX веке хаски в России практически исчезли.
— Возможно, это связано со Второй мировой войной, – рассуждает Любовь Зорина. – Хаски – отличные ищейки, и их, если так можно выразиться, приняли на службу. К сожалению, они часто гибли, порода почти вымерла.
Снова они появились в России всего 12 — 15 лет назад.
— И то их приходилось закупать за границей.
Сейчас существует несколько питомников. Возможно, одним из них когда-нибудь станет и «Хаски-Лэнд».
Другие статьи на эту тему:
- Национальный Конный Парк «Русь»
- Жигулевская кругосветка — на собачьих упряжках
- Собачьи бега: Гонка на ездовых собаках
- Экспедиция на собачьих упряжках стартовала в Архангельской области
- Детский праздник в Национальном конном парке «РУСЬ»
- В Карелии прошел этап Кубка мира по гонкам на собачьих упряжках
- В Карелии пройдут Международные соревнования по гонкам на собачьих упряжках «По земле Сампо»
- Женщина-каюр: Четырехкратный чемпион России Ольга Протасова