Птиц обитающих в дикой природе, в парках, в городах – великое множество. Разнообразие видов, окрасок, размеров, манеры поведения — все это очень привлекательно для фотографа. Но, прежде чем ехать с камерой в лес или на водоем, давайте ознакомимся с приемами съемки птиц – начнем с основ, а затем разберемся, как создавать снимки на уровень выше. |
- Мы приводим материал фирмы Нокон и Садао Томизука в помощь всем желающим поучаствовать в фотоконкурсе СIC по фотосъемке птиц в естественной среде обитания >>>.
- Приемы фотосъёмки:
- Вам понадобятся:
- 1. Заранее выясните особенности поведения птиц в естественной среде обитания.
- 2. Старайтесь спрогнозировать место, где могут оказатся птицы, и заранее установите фотоаппарат.
- 3.Своевременный спуск затвора фотокамеры – залог успешного фотографирования птиц.
- 4. Для съемки водоплавающих птиц попробуйте воспользоваться короткофокусным объективом.
- 5. Используйте окружающее пространство для создания композиции.
- 6. Потренируйтесь снимать птиц с близкого расстояния.
Мы приводим материал фирмы Нокон и Садао Томизука в помощь всем желающим поучаствовать в фотоконкурсе СIC по фотосъемке птиц в естественной среде обитания >>>.
Приемы фотосъёмки:
1. Заранее выясните особенности поведения птиц в естественной среде обитания.
2. Старайтесь спрогнозировать место, где могут оказаться птицы, и заранее установите фотоаппарат.
3. Своевременный спуск затвора фотокамеры – залог успешного фотографирования птиц
4. Для съемки водоплавающих птиц попробуйте воспользоваться короткофокусным объективом
5. Используйте окружающее пространство для создания композиции.
6. Потренируйтесь снимать птиц с близкого расстояния.
Вам понадобятся:
Объектив
Лучше всего, если у вас будет возможность использовать светосильный объектив с диапазоном фокусных расстояний 400-600 мм или более, что позволит снимать на расстоянии от объекта съёмки.
Штатив
Понадобится, чтобы избежать эффекта смазывания изображения от дрожания рук.
Вспышка
Будет нужна при съёмке ранним утром и ночью.
Телеконвертер
Если он будет приближать двукратно, то светосила объектива упадет на две ступени, поэтому используйте увеличение на 1,4 – это будет являться оптимальным компромиссом.
Камуфляжная ткань
Используется, чтобы скрыть фотоаппарат.
Бленда
Используется, чтобы в объектив не проник лишний свет. Можно заменить картонной бумагой, у которой внутренняя сторона окрашена в чёрный цвет.
1. Заранее выясните особенности поведения птиц в естественной среде обитания.
Чтобы снимать диких птиц, самое главное условие – это знать их виды, места обитания и особенности поведения. В зависимости от своего вида, птицы отличаются не только по времени года, в течение которого их можно снимать, и географическим регионом обитания, но и местом, где их можно обнаружить: на деревьях, на открытом пространстве, у воды и т.п. Если вы не обладаете знаниями о птицах, вам будет сложно найти объект съёмки. Необходимо тщательно ознакомиться с энциклопедией птиц перед тем, как вы отправляетесь на съёмку.
Знание особенностей поведения разных видов птиц, их места обитания, периодов появления, привычек и пристрастий – все это поможет получить именно тот результат, на который вы рассчитываете.
При съемке дикой природы всегда стоит помнить о бережном к ней отношении – не подходите к гнезду, не заходите на запретные территории заповедников, уважайте других фотографов.
2. Старайтесь спрогнозировать место, где могут оказатся птицы, и заранее установите фотоаппарат.
Сфотографировать птицу «с лету» — то есть по принципу «увидели-вскинули фотоаппарат-сфокусировались-сняли» – очень сложно. Гораздо проще запланировать съемку заранее.
Оказавшись на месте съемки, зная привычки и особенности поведения птицы, установите камеру в направлении того места, где она вероятнее всего появится (ветка дерева, скала, провода ЛЭП и т.д.), сфокусируйтесь вручную и ждите. Когда птица прилетит – остается слегка подстроить фокусировку и щелкнуть затвором.
При съемке в лесу понадобится объектив с фокусным расстоянием 400-600 мм. Стоит учитывать, что зум-объективы, как правило обладают невысокой светосилой, поэтому лучше пользоваться объективами с фиксированным фокусным расстоянием. Работать будем при открытой диафрагме, и, даже если камера будет стоять в автоматическом режиме, в условиях лесного сумрака диафрагма, скорее всего, все равно будет максимально открыта. При таких условиях глубина резкости уменьшиться, а использование объективов с большим фокусным расстоянием вообще сведет ее к минимуму – поэтому будьте внимательны с фокусировкой. Экспозамер лучше установить в точечный режим (фото A). и замерять параметры следует по объекту съемки. Вспышка вспугнет птицу.
На снимке B было запечатлено, как родитель зимородка даёт птенцу пищу. Гнездо находилось на расстоянии 20 м от ветки, где сидели эти две птицы, и фотограф видел, как птенец на ветке, где находится гнездо, ждал своего родителя. Это упростило ему подготовку к съемке и ему оставалось лишь направить объектив на точку съёмки.
На снимке С зафиксированы цветы японской сливы с птицей «японский белый глаз». Это стандартная комбинация, которую достаточно часто запечатлевают фотографы в Японии ранней весной. В условиях средней полосы схожие фотосюжеты могут быть реализованы с любыми весенними птицами.
3.Своевременный спуск затвора фотокамеры – залог успешного фотографирования птиц.
Итак – мы подготовились и ждем. Возможно, пройдет много времени, прежде чем птица прилетит. Будьте всегда на чеку, следите за окрестностями и как только птица попадет в видоискатель – жмите кнопку. Жмите много раз – наверняка какой-то из кадров окажется удачным! И не забудьте – и пленка и карточка памяти имеют свойство заканчиваться. Лучше сменить их заранее, даже если есть еще несколько кадров.
На снимке D фотографу удалось поймать момент, когда свет упал на глаз птицы и отразился от него. Блики придали птице более живое выражение. Не упустите такое мгновение.
На снимке E зафиксирован момент, когда птенец японского дятла выглядывает из гнезда. Если вы найдёте гнездо, то очень высоки шансы сфотографировать и саму птицу. Найдя гнездо – нацельтесь и ждите.
На снимке F – зимородок. После того как он поймал рыбу, он по привычке встряхивает её от воды, чтобы она стала легче. Этот снимок фотограф сделал, установив заранее фокус и поставив фотоаппарат на скале. Как только зимородок прилетел, чтобы вытряхнуть воду, снимок был сделан с помощью дистанционного управления.
4. Для съемки водоплавающих птиц попробуйте воспользоваться короткофокусным объективом.
В отличие от лесных птиц, водоплавающие птицы обитают в местности, где есть много света и размер у них самих крупный, поэтому снимать их будет сравнительно легко. Можно их зафиксировать не только длиннофокусным, но и стандартным или даже широкоугольным объективами.
Снимки G и H были сняты с объективом 70-300 мм. На снимке G фотограф старался отразить красоту контраста между зелёным цветом японского тростника и белым цветом небольшой белой цапли.
Снимок H показывает купающуюся хохлатую чернеть. Главным было зафиксировать разлетающиеся водяные капли, и, чтобы подчеркнуть их белизну, было установлено значение компенсации экспозиции -1,0.
Интересно будет и снимать летящую птицу методом «проводки». При такой съемке вы стоите на месте, держа фотоаппарат в руках, и двигаете его в соответствии с движением птицы, наблюдая за ней через окуляр. Скорость птицы при взлете достаточно велика, так что будет лучше снимать птицу при посадке, когда она уменьшает скорость.
5. Используйте окружающее пространство для создания композиции.
Когда вы уже немного привыкли к обычной съёмке, то стремитесь работать на уровень выше, создавая композицию. Умело используя окружающую среду, придумайте композицию, где птица оживает как главный герой кадра.
На снимке J отражение на поверхности пруда было использовано для симметричной композиции. Сама птица – маленькая, но её яркий синий цвет сверкает, что усиливает впечатление от снимка.
На снимке K, композиция была составлена с добавлением в кадр окружающих тростников. Не только снимать птиц крупным планом, но и конструировать подобные сцены – вот правило для создания нескучных снимков.
На снимке L подобрали фон, где солнечные лучи проходят сквозь деревья, отражаются и сверкают проблеском. Использован контраст между синим цветом синехвостки и этим отблеском. Тонкая ветка, которая тянется вверх, была включена в кадр, чтобы добавить акцент и представляет образ, якобы «лесного дирижёра».
6. Потренируйтесь снимать птиц с близкого расстояния.
Можно фотографировать диких птиц и с более близкого расстояния. Для этого потренируйтесь в самых обычных условиях.
Воробей, который является одной их самых доступных диких птиц — идеальный объект для съемки (снимок M). Даже у воробьёв, на которых вы обычно не обращаете внимания, можно заметить разные выражения, когда наблюдаете за ними через окуляр.
Водоплавающих птиц, которые живут в прудах парков, легко снимать, т.к. они привыкли к людям. Поэтому, для практики они подходят практически идеально.
Снимок N автор сделал, когда хохлатые чернети приблизились, думая, что их будут кормить, в то время как автор подошёл к ним. Получился снимок символической «морской флотилии»
В парках легко сфотографировать симпатичных птенцов (снимок O).Стоит лишь дождаться сезона, когда они рождаются и отправиться на съёмку.
Фотосъёмка: Nikon Support Center. Член Японской Ассоциации Фотохудожников (JPA), Садао Томизука