Национальный обряд хантов «Медвежьи игрища» назван победителем в номинации «Праздники» в Международном конкурсе «7 чудес финно-угорского мира и самодийских народов». 5 дней проводятся «Медвежьи игрища», если охотники добыли медведя, и 4 дня, если принесли в стойбище медведицу. |
Андрей Шалыгин: Это сборный материал, соствленный из нескольких источников. Все Фотографии А.В. Новьюхова, президента общественной организации "Спасение Югры".
Мужчины, отправляясь в тайгу за добычей, свято верят, что у охотника пять душ. А вот у оставшихся дома женщин — четыре. Цифра "пять" для манси имеет особое значение, из-за него женщины не могут оставаться на медвежьих игрищах в последнюю — пятую ночь. Появление священных духов — кульминация праздника, происходит уже без их участия. Медвежий праздник — это пять дней ритуальных песен и танцев, с непременным финалом — торжественным обедом, в меню которого — одно блюдо — свежая медвежатина. А начинается праздник с шумного появления охотников, груженых добычей.
Медвежьи игрища — традиционно весенний праздник с традиционно зимними развлечениями. Снежные баталии продолжаются до тех пор, пока хозяин праздника — охотник, добывший медвежью голову, не закончит свой ритуал. Считается, что обкуривая жертву чагой и осыпая ее поцелуями, манси выспрашивает прощения у поверженного зверя. Охотники задабривают медведя, сообразно своим религиозным представлениям, украшая его шкуру яркой тканью и серебряными монетами. В череде ритуальных танцев и песен соседствуют сюжеты из жизни мансийских богов и будней самих охотников.
ТАТЬЯНА ГОГОЛЕВА, г. Ханты-Мансийск: "Охотник реабилитирует себя перед духом того "младшего" духа, которого сейчас отпевают. Его духовная сущность снова провожают к праотцам".
Мифологическая картина манси делит мир на три яруса. Нижний населяют темные и злые силы, на среднем, то есть на Земле живут люди, а на верхнем располагается Торум — верховный бог манси — олицетворение добра. Это его красавица дочь Номи Торум, однажды взглянув на прекрасную Землю, сбежала от отца, но, не выдержав скитаний по болотам и чащам, превратилась в медведицу.
С тех пор прошло много лет. В 18 веке манси приняли православие. Но вера в то, что медвежья голова на серебряном блюде приносит охотнику удачу и благополучие, каждую весну оказывается сильнее, чем христианские каноны.
***
Чудо из чудес — медвежьи игрища
Исследователи утверждают, что эта древняя церемония сохранилась до наших дней только у обских угров. Хотя почитали медведя в разные эпохи многие народы мира. Культ этого животного был развит у кетов, эвенков, северо-американских атапасков, японских айнов. Сегодня же «Медвежий праздник» проводят один раз в несколько лет или по случаю добычи зверя только ханты и манси. Представители научного сообщества признают, что обряд чудом дожил до наших дней.
В связи с этим в Югре уже несколько лет обсуждается вопрос о включении «Медвежьих игрищ» в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Возможно, победа в международном конкурсе сыграет свою роль в решении данного вопроса.
«Медвежьи игрища» подробно описали ханты-мансийские исследователи Тимофей и Татьяна Молдановы, приложившие немало сил для возрождения праздника.
В чем смысл обряда? Большинство этнографов видят его в стремлении людей помирить душу медведя с охотником. «Медвежьи игрища» проводятся пять дней (если добыт медведь) и четыре дня (если это медведица).
Праздничная церемония начинается с нескольких обрядово-ритуальных действий. Первым делом медведя разделывают — «раздевают, снимают шубу». Сначала его очищают снегом, водой или же мхом, землей. Шкуру с головы и передних лап до кистевых сгибов не снимают. Затем медведя укладывают на специальный обруч в жертвенной позе — голову зверя размещают между лап.
Далее следует ритуал «вой тэтты пант» (хант.) — зверя проносимая дорога. Медведя везут в стойбище через ближайшие священные места, делая по пути остановки на озерах, реках, болотах, в лесах.
На подходе к селению охотники кричат, оповещая своих соплеменников о приходе лесного гостя. Жители должны встретить зверя как подобает — дымящейся чагой.
В стойбище голову медведя устанавливают за священным углом дома. Здесь проводится обряд гадания. У хозяина леса спрашивают согласия на проведение игрищ. После этого выбирается животное, которого люди принесут в жертву. Тогда же гадающие определяют, каким духом хочет быть медведь по окончании праздника: домашним, родовым или местным.
На игрища приглашаются жители близлежащих стойбищ. Исполнители священных танцев приходят без приглашения. Все гости приносят угощение для медведя.
С началом самого праздника медвежью голову помещают в передний угол дома, который считается священным. На глаза и нос зверя кладут монеты, сверху накидывается платок. Медведице надевают бисерные украшения.
Каждое утро перед головой животного исполняется «песня пробуждения». Когда медведь «проснется», перед ним должна стоять чаша с дымящейся чагой. Вообще чагой очищается все, что подносится зверю: еда, платки, шкурки. Каждый вечер медведю поют «песню, укладывающую спать».
В течение всех дней праздника исполняется до трехсот «номеров»: песен, танцев, пантомим, кукольных представлений и т.д. На «Медвежьих игрищах» представлены все виды народного творчества, в которых проявляют себя исключительно мужчины. Единственное, где женщина может и должна показать себя, — женский танец, исполняемый каждый день по окончании цикла «звериных песен».
Все дни праздника имеют четкую структуру. Церемонии начинаются ближе к обеду и заканчиваются под утро. Каждый день исполняется несколько песен (3,5,7,9). Нечетное количество мужчин встают перед головой добытого зверя и, взявшись за мизинцы, поют о встрече человека с медведем, поднимая и опуская в такт песне руки.
В одной из песен рассказывается о небесном происхождении медведя, который наказан Отцом — великим Торумом за нарушение запретов. Небесный отец давал сыну наказ не трогать оленьи стада, не разорять лабазы и не разрушать могилы людей. Но голодный и одолеваемый гнусом медведь забывает об этом и учиняет разбой. Мать-земля вступается за людей, пророча зверю небесную кару. И она настигает разорителя в лице охотника, который уничтожает его физическое тело. Так медведь становится смертным. Однако душа его должна вернуться на небо.
После песен «звериного» цикла исполняются мужские и женские танцы. Каждый должен станцевать для лесного гостя, иначе тот может обидеться и причинить неприятности.
Вторая часть медвежьих игрищ отводится «дневным песням», посвященным духам-охранителям отдельных родов, хозяевам рек, озер, лесов. Третья — «смешным песням», исполнители которых выступают в берестяных масках, разыгрывая различные сценки на тему человеческих пороков. Четвертая часть праздника посвящена лесным божествам — менкам.
Последние день и ночь игрищ отличаются от всех остальных. Появляются новые персонажи — «муж и жена», поющие «святость отрезающую песню», а следом «брат и сестра», исполняющие «паутину размещающий танец». Эти действия отделяют священную часть праздника, когда на игрища «приходят» духи высокого ранга, от всего предыдущего периода.
В конце медвежьего праздника появляются персонажи, изображающие птиц и животных. Они хотят выкрасть душу медведя, чтобы он не возродился. Участники игрищ криками отгоняют непрошеных гостей. Душа должна остаться при медведе.
Существует еще одна, сакральная, часть праздника, на которой запрещено присутствовать женщинам и детям. Мужчины гадают о предстоящей охоте и поют «запретные песни» о душе медведя. Если зверь согласится быть духом-охранителем, его душа отправится на небо, если нет — останется с медведем.
В советское время «Медвежьи игрища», обвиненные в религиозной направленности, были запрещены. Возродили древнюю церемонию на ханты-мансийской земле в начале 90-х годов XX века по инициативе общественной организации «Спасение Югры». С тех пор праздник стал проводиться в округе регулярно.
P.S. В конкурсе «7 чудес финно-угорского мира и самодийских народов» хантыйские чудеса заняли три первых места из четырех. Помимо «Медвежьих игрищ» на верхнюю ступень пьедестала в номинации «Природа» поднялось урочище хантов — Барсова гора, расположенная рядом с Сургутом, а в номинации «Культура» — серия фольклорных сборников «Земля кошачьего локотка».
Ирина Тарабаева