Соколиная Охота в Коломенском — развлекуха?

Полгода назад, 20 июля 2010 года в Коломенском, в "восстановленном комплексе Соколиного двора", открылась экспозиция «Соколиная охота царя Алексея Михайловича», посвященная многовековой традиции русских великих князей и царей – соколиной охоте. Мы решили навестить Виктора Федорова и его подопечных ровно через полгода после открытия "Соколиного Двора" в Коломенском. Тем более, того требовала официальная информация, поступающая из Коломенского.

Андрей Шалыгин: «Соколиная охота царя Алексея Михайловича» в Коломенском курируется Виктором Федоровым, известным нашим читателям по пространным статьям об истории соколиной охоты в нашем журнале "Охотничий Двор".  И у меня к Виктору накопился ряд вопросов, ответы на которые я и хотел бы получить из первых рук.

Виктор Федоров в Сокольничьем дворе — фото пресс-службы музея

Например, меня интересовал такой вопрос: Если Виктор всерьез занимается историей соколиной охоты, и пишет на данную тему статьи, Оружейная палата - фото Андрей Шалыгинто почему тогда на сайте Коломенского они именуют, как они указывают "небесного покровителя соколиной охоты" —  святого Трифона,  — Святым Великомучеником Трифоном, — если на самом деле он "Святой мученик Трифон — покровитель охотников и рыболовов". Уж как Церковь канонизировала поминание — так никто с тех пор ничего и не менял. Разве что музей "хранитель истории" блеснул своей исторической безграмотностью прямо у себя на сайте.

Потом, я хотел выснить кое что по тексту сайта музея и интервью официальных лиц, где было указано что они построили "типовой дом сокольничих". То есть поселения сокольничих (даже не не сокольников), оказывается, имели типовые строения. Да и слова Федорова о том что соколиная охота при Алексее Михайловиче это была уже не охота а "развлекуха", как он выссказался в интервью ТК "Столица" — требовали пояснений. Одно дело когда такое заявит прохожий, и другое когда это заявляет заведующий сектором птиц отдела живой природы музея — заповедника "Коломенское".

Потом — непонятно, вот слева мною сделанное фото из Оружейной Палаты Кремля — облачение сокольничьего. Если музей претендует на хоть какую-то "историчность", то почему столь велико отличие в облачении (надеваемом только на телесъемку, а не для каждого посетителя даже в выходные)? Слева — это облачение, а сверху — это скомороший кафтан.

Да и герб-то, простите, какой на нем? Это что за непотребство такое историческое? Это музей такую клоунаду ряженых нам в качестве просвещения несет? Там вообще сотрудники историческое образование имеют, аль нет?

Да и вопросы о статусе "Соколиного двора" и его месте в соколиной охоте в России не интересовать меня не могли, потому как, например, "Музей Охоты" у нас в Попечительском Совете, а вот от "Соколиного Двора" в Коломенском мы никаких общественных движений пока еще не наблюдали. Захотелось побеседовать. Да и много всяких небылиц рассказывают, нужно было проверить информацию из первых рук.

Музей Коломенское - фото Андрей Шалыгин

Музей Коломенское — фото Андрей Шалыгин

Само Коломенское москвичам известно давно, и я не буду как досужие "историки" переписывать все подряд в погоне за наукообразностью материала (дурное дело не хитрое). Собери в кучу массу общеизвестных фактов и, авось, прослывешь знатоком истории… Это модно. Этим все статьи нынче по "истории" и отличаются. Только Истина в них открывается все реже и реже. Но кого это нынче интересует.

Недействующие храмы в Коломенском снаружи в хорошем состоянии, а действующие в плачевном. Это уже то что в глаза бросается сразу и не производит хорошего впечатления.

Музей Коломенское - фото Андрей Шалыгин

Попытки администрации музея свести все в одном месте, устроив "этнографическую мекку", — вероятно не очень находят единомышленников среди историков и ученых, но могут быть интересны горожанам и администрации. Именно поэтому экспонатами Коломенское не особенно блещет. Сходите в любой московский музей и Вы сразу обнаружите, что в Коломенском, увы, экспозиция весьма и весьма слабая.

Единственные мероприятия, которые вызывали устойчивый приток посетителей в Коломенское — это были "лужковские" ярмарки меда, за счет которых и завлекался посетитель. Но с "медовыми лужками", судя по всему, в ближайшем будущем аншлага не предвидится. Что же внутри будет дальше?

Музей Коломенское - фото Андрей Шалыгин

Музей Коломенское — фото Андрей Шалыгин

Устроить "новодел", да еще и закрыв его для посещения (как на фото сверху, вплоть до сравнивания ступенек на лестницах), — дело не хитрое. Понятно, люди у нас всякие разные, и подожгут "за здрасьте". Но поджечь-то и так можно легко, — почто тогда казенный кошт в расходе, как не токмо за внешний вид?

Музей Коломенское - фото Андрей Шалыгин

Музей Коломенское — фото Андрей Шалыгин

Храм 17-го века из Архангельска перевезти в Коломенское, конечно, можно (причем там от храма — только небольшой кусочек бревен от стен, да резьбы по периметру). Но, ведь его там до этого не было, да и новодел не работает как храм. Опять — один внешний вид, причем додуманный на 90%. О какой исторической реставрации разговор — непонятно.

Была надежда на то, что именно в деле возрождения национальных традиций музей преуспеет. С этой целью, вероятно, музей и пытается "воссоздать" тематические "домики" типа "Сокольничьего двора", или я слышал что вскоре и "Рыбацкий Двор" будет. Ну давайте, глянем на полугодовалой давности анонсы.

Как было анонсировано при открытии: "Посетители экспозиции смогут посмотреть созданный в формате 3D документальный фильм на тему соколиной охоты. К билету прилагаются специальные очки, позволяющие увидеть фильм в 3D формате. Экспозиция рассчитана на широкий круг посетителей музея-заповедника и несёт в себе познавательную и образовательную функцию".

«Кретчатня» ставшая прообразом Соколиного двора в Коломенском, чисто исторически находилась не здесь, да и что когда находилось здесь — совершенно неизвестно до конца, так как по причине ветхости "Коломенское" было разобрано еще по указанию Екатерины II. Современный ландшафт Москвы не позволил воспроизвести её полностью.

Да и не "Соколиный двор" это на самом деле, так как даже по заявлению самой администрации "вольеры с хищными птицами размещены во внутреннем дворе крестьянского дома, типичного для села Коломенское". А крестьяне, как известно, соколиные дворы никоим образом не содержали. Так что — как на самом деле воспринимать "сие" — совершенно непонятно. Ибо никакой "историчности" тут даже и в помине нет.

Музей Коломенское - фото Андрей Шалыгин.

Музей Коломенское — фото Андрей Шалыгин.

Как пишет Коломенское: "Комплекс соколиного двора включает в себя типовой деревянный дом сокольничих, в котором расположена экспозиция, внутренний двор, состоящий из 2-х открытых помещений и сам окружающий ландшафт. Соколиные дворы строились ближе к воде, месту обитания различных видов птиц". 

Ну вот мне всегда было интересно — работают люди в музее, претендуют на знание Истории, и, вдруг, пишут "типовой дом сокольничих". В одном месте у них — это "типовой крестьянский дом", в другом месте это "типовой дом сокольничих"… И, вообще, они хоть понимают, что сокольник и сокольничий — это, как говорят в Одессе — две большие разницы. Сокольник — это род деятельности, а сокольничий — это должность.

По "их" получается, что у великокняжеских сокольничих был "типовой дом"? Какая глупость. Это вообще полное непонимание ни устройства великокняжеского двора, ни роли сокольничьих в нем, ни вообще понимания — кто были эти "сокольничьи". Сокольничьими Великого князя были князья, да бояре, да осободоверенные лица, и их "типовой дом" — это палаты да хоромы, — строго в которых княжеские ловчие и обитали в связи со своим статусом и должностью.

А вот "сокольник" — дело частное и "дом сокольников" — мог быть и крестьянской избой, каковую в десятом приближении мы тут и наблюдаем. Хотя, каким образом он может быть "типовым", если проживание только соколиной охотой в селе немыслимо — непонятно.

Изба это на самом деле. Крестьянская изба. Причем не типовая, и совсем не того времени, а совершенно современная.  Где вы на такие окна в избе в то время найдете такие стекла (бычьи пузыри или пергамент вощеный). И ничего "типового" и "сокольничьего" тут нет. Ни в постройке, ни в крыше, да и вообще ни  в чем.

Ну, зайдем, предварительно купив билеты. Не дорого. Билетер очень доброжелательная и словоохотливая бабушка. Однако, зачем отдельная "будочка" снаружи при наличии такого "поместья" — совершенно непонятно. Будто билеты не могут продавать сразу внутри сами сотрудники.

Музей Коломенское - фото Андрей Шалыгин.

Музей Коломенское — фото Андрей Шалыгин

Крайне аскетичная экспозиция, заключащаяся в одной небольшой пустой комнатке со световыми коробами и загробной подсветкой из которых на посетителя глядят трупы ловчих птиц. Забавненько. Готичненько. Должно быть, по замыслу организаторов, это должно способствовать популяризации соколиной охоты, тем более в контрасте с живыми ловчими птицами во дворе. Для детей зрелище не гоже.

Кстати, за вполне приемлемую цену вы действительно получите 3Д очки. Правда смотреть в них будет не на что. Потому как по словам самого экскурсовода — сколько он там сам работатет, столько этот проектор при нем и не работал. А по исходнику если смотреть, то и фильм там "совсем так себе".  Я бы сказал жестче.

Чего я совершенно не могу сказать про самого экскурсовода — очень радушный и вполне знающий специалист-историк. Вполне может беседовать на тему об истории соколиной охоты на Руси начиная с любого ее места. Очень адекватно оценивает некоторые узкие моменты, которые в Истории "притянуты за уши". Вот кому следует писать статьи об истории соколиной охоты в России. Но не пишет. У нас в России всегда так — кому чего делать не стоит — так, ведь, делает. А кому "сам Бог велел", — так ведь не пишут.

Как пишет пресс-служба Коломенского: "Неотъемлемой частью открывающейся экспозиции являются живые ее представители — 5 разнополых соколов-балóбанов, самец и самка ястребов-тетеревятников — наиболее распространенные виды ловчих птиц, участвовавших в соколиных охотничьих потехах царя Алексея Михайловича на территории излюбленного им села Коломенского".

Музей Коломенское - фото Андрей Шалыгин.

Филин Филя — фото Андрей Шалыгин

Да, это тоже "жилец" Соколиного двора, только это не казенный сокол-ястреб, а филин с незамысловатым именем Филя, — собственность Натальи Бурмистровой, которая и является здесь "сокольничихой". "Любительница хищников с опытом работы" как она сама писала в резюме еще год назад. Сокольник-энтузиаст и "этнографический персонаж" по совместительству. Сурова как и ее подопечный.

http://content.foto.mail.ru/list/byrmik/6/i-11.jpg

Коломенское: "Cпециалистами музея-заповедника разработана специальная экскурсия, предлагаемая в комфортное для полетов птиц время дня. В программу экскурсии входит демонстрация полетов хищных птиц".  Судя по фотографии Натальи Бурмистровой с метлой и ее решительному настрою, я уж предполагал что летают тут не только птицы. Оказалось — не летают, а в основном отдыхают. Да и Наталья полетать желания не изьявила.

http://content.foto.mail.ru/list/byrmik/6/i-34.jpg

Ольга Кучеренкова, начальник отдела искусств и экскурсионно-художественных программ московского объединенного музея-заповедника: «Кретчатня конечно была большая. Она находилась на территории современного Дикова и входила в состав большого потешного двора». За пернатыми хищниками царя следили 300 сокольничих. Должность была столь ответственна, что требовала присяги. Верные государю не просто знали орнитологию, но и разбирались в государственных делах. Сокольничий был доверенным лицом царя и его советчиком. То было вхождение в высший свет. А вот содержание самих пернатых оставалось делом воистину народным.

Коломенское - фото Андрей Шалыгин

Музей Коломенское — фото Андрей Шалыгин.

Ольга Кучеренкова: «Был огромный голубиный двор и на этом голубином дворе содержали голубей. Были тысячи голубиных гнезд и крестьяне были обложены голубиной повинностью, должны были на этот двор голубей поставлять».

Музей Коломенское - фото Андрей Шалыгин.

Виктор Федоров, заведующий сектором птиц отдела живой природы музея — заповедника "Коломенское": «Охота сейчас больше спорт. Она и при Алексее Михайловиче уже больше развлекуха была — добыча не играла роли. А у нас это чисто для показухи и для повышения уровня наших школьников»

Странные ответы от Виктора Федорова получаю не только я. Цитата выше — это его ответ телеканалу "Столица" в июле 2010 года. У Алексея Михайловича, оказывается это была "развлекуха", как считает Федоров. А вот все историки Охоты у нас считают по-другому, и великий труд об Охоте "Царская и Великокняжеская Охота" — считает по-другому. Наверное, Федоров решил переписать историю соколиной охоты на свой лад. Потому мне, наверное, и рассказал историю что Герб Украины — это, оказывается изображение падающего сокола.

Задал я вопрос Федорову и по поводу его личного мнения, — нужно ли музею участвовать в восстановлении исторических традициях соколиной охоты на Руси, а ему лично в создании какой-нибудь общественной ассоциации или федерации по охоте с ловчей птицей. На что получил суммарный и простой ответ в духе его прежних ответов ТВ "Столица": "А зачем? Кому это нужно?" Я ответил: "Наверное для того, чтобы восстановить соколиную охоту как национальное достояние, чтобы Россия на мировой арене выступала на соревнованиях хотя бы на равных с другими странами, а не была сырьевым придатком для экспорта белых кречетов", а Виктор мне в ответ: "А зачем это нужно?" Ну, раз Федорову не нужно, то, может России, все-таки нужно, я так считаю.

На все мои предложения как-то поучаствовать в этом общественном процессе — Виктор отвечал, что со всем этим нам нужно обращаться в пресс-службу музея, а не к нему, а он занимается только своим конкретным делом в этом домике, и больше ни в чем участвовать не хочет. Ну, тоже позиция. Хотя, непонятная для сотрудника музея, который, вроде бы как, — ОБЯЗАН по статусу и по финансированию заниматься именно тем от чего Федоров открещивается.

Ну, наше дело предложить, а уж их дело отказаться. Поговорим о птицах. Все птицы (кроме красавца Фили) здесь от Петра Дудина. Липецких соколов-балабанов из птичьего питомника "Галичья гора" привезли в Москву  из известного питомника Галичья Гора. Ничего интересного мы про соколиную охоту в Коломенском не узнали, зато бывших "птенцов Дудина" навестили.

Коломенское - фото Андрей Шалыгин

Коломенское — фото Андрей Шалыгин

Руководитель питомника "Галичья Гора" Петр Дудин: "Партию птиц заказал архитектурно-исторический музей в Коломенском, — отметил он. — В этом месте под Москвой находилась сокольня царя Алексея Михайловича — отца Петра Первого, и сотрудники музея решили воссоздать ее у себя".

В прошлом году Петр так комментировал свои успехи в данной области: Большой заказ на липецких хищных птиц поступил и из Объединенных Арабских Эмиратов. В минувшем году "прописку" в этой стране получили 15 соколов. Вырученные от их продажи средства дали возможность сотрудникам питомника реконструировать вольеры и сделать новые инкубаторы. "Разрешение Росприроднадзора на экспорт этих птиц позволило значительно расширить их воспроизводство. В этом году в питомнике родилось 70 птенцов — вдвое больше, чем в предыдущие годы, — рассказал Дудин. — В ближайшие годы мы намерены выращивать до 100 птенцов в сезон".

Коломенское - фото Андрей Шалыгин

Коломенское — фото Андрей Шалыгин

Птичий питомник "Галичья гора" — крупнейший в центральной России. "Соколов можно назвать символом России. Эти удивительные птицы действительно достойны того, чтобы серьезно заниматься их воспроизведением", — подчеркнул Дудин.

Уже выйдя из "Соколиного двора" (хотя, по анонсу Коломенского о "типовых домах" я так понял что называть его они хотели все-таки "Сокольничьим двором"), и убедившись в том, что "сокольничий" и "соколиный" для них "один черт", в котором историчности тут нисколько и нет. Да и особого желания что-то "возрождать" тоже нет. Как правильно заметил Федоров — одна "развлекуха". Впрочем, грустная.

И тут как раз надо мной пролетели со свистом зимующие в Москве утки. Должно быть — в Московский зоопарк летят на кормежку или погостить у "тамошних". И, ведь, не боятся. И не только эти не боятся. Тысячи других тоже не боятся — и все в непосредственной близости от "Соколиного двора" с семью нешуточными ловчими птицами.

Видать, соколы и ястребы вообще не особенно тут и летают не только в наш визит, но и в другое время. Иначе, тут среди жирующих уток такой переполох поднялся бы — не приведи Бог. А им тут санаторий, — все дорожки заполонили что голуби, — каляски проехать не могут, через уток пробираясь.

Так им лень лапки морозить — они на пузе ездят как на санках. Непуганные сроду. Вот вам и соколиный двор.

Коломенское - фото Андрей Шалыгин

Коломенское — фото Андрей Шалыгин

Стоит только бросить хлеба — давка что на пруду в Московском зоопарке. И даже в воду не идут греться, — настолько отжировались, что им и мороз не страшен. И это в 200 метрах от воды. Нет, не боятся ничего. Никаких соколов и ястребов. А, ведь, если бы те летали — боялись бы наверняка.

Коломенское - фото Андрей Шалыгин

Коломенское — фото Андрей Шалыгин

Так что нет в Коломенском никакой соколиной охоты. А есть утиное лежбище на которое с удовольствием ходят смотреть дети. Пора Коломенскому быстренько строить не "Рыбацкий двор", а утиную ферму. Кстати, прибыльная штука, — они же тут сами разводятся без всякой "историчности", а вопреки ей.

Коломенское - фото Андрей Шалыгин

Коломенское — фото Андрей Шалыгин

Ну и уж, разве что я заговорил о ловчих птицах, упомянул Московский зоопарк, а в Коломенском мы соколиной охоты так и не нашли, то приведу ссылки, которые у меня многие спрашивают:

Ежегодник «Хищные птицы и совы в зоопарках и питомниках» — издание Московского зоопарка:

 

Оцените статью