Любители экстрима и рыбалки отправились в семидневное путешествие на Саяны. На Окинском плато множество озер, из которых берут начало прозрачные ручьи, постепенно превращающиеся в бурлящие потоки. Целью путешествия были сплав на катамаране по мощной сибирской реке Ока и ловля тайменя в глубоководных омутах ущелья Орха-Бом. Ловля на спиннинг хариуса и тайменя прошла отлично, а поездка запомнится на всю жизнь. |
Вот мы и отправились в путешествие в далекий Центральный Саян. Мы – это гиды-проводники: Сергей Некрасов и Новиков Антон, а также любители экстрима и рыбалки – Белых Павел и Кустов Михаил. Цель нашего путешествия – таймень, обитающий в глубоководных омутах ущелья Орха-Бом реки Ока-Саянская. Нас ожидает шестьсот километров автодороги по Монгольскому тракту до реки Ока и двести пятьдесят километров сплава по величественной и мощной сибирской реке.
Павла встречаем в аэропорту Иркутска. Рейс прибыл, а Павла нет. Ходим с таблицами по вокзалу, выискивая двухметрового гиганта, объявляем по "громкой" – все тщетно. Прибыл следующий рейс из Москвы. Вот он наш Павел, нашелся! Рассказывает:
– Зарегистрировался на рейс. Рейс задерживают неизвестно насколько. Пошел гулять по вокзалу. После объявления посадки на рейс, совсем в другом терминале, через многочисленные кордоны пробирался на посадку. Прихожу, а посадка закончилась. Это за 40 минут до вылета самолета! Двадцать человек не сели на этот рейс. Пришлось давать взятку сотруднику авиакомпании, чтобы улететь следующим рейсом. В общем, ребята, "летайте самолетами АЭРОФЛОТА"!
По мере рассказа лицо нашего гостя повеселело и прояснилось. Дружно выругавшись, команда загрузилась в джип и отправилась навстречу "приклюсам" и "чудесениям". Пролетели безобразные километры дороги пригорода Иркутска и, выйдя на трассу Иркутск – Слюдянка, мы развили более-менее приличную скорость.
Байкал встретил нас залитыми солнечными лучами горами и гладью древнего озера. Отведав Байкальского омуля на обзорной площадке в придорожном кафе, отправились дальше. От поселка Култук, расположенного на самой южной оконечности Байкала, наш путь пролегал по Монгольскому тракту. Пролетавшие за окном автомобиля пейзажи удивительной Тункинской долины сопровождались охами-ахами и показыванием пальцем. Километров за 35 до поселка Монды совершили доброе дело, вытащив съехавшую в канаву "копейку" нетрезвого местного жителя.
Чем дальше в лес, тем больше вылазок для фотофиксации окружающего великолепия. После развилки дороги в поселке Монды прощаемся с отличной дорогой Монгольского тракта, и нас сопровождает шум гравийной дороги, впрочем, тоже неплохой. Дорога проходит рядом с Иркутом, поднимаясь в верховья реки. Вокруг дороги поднимаются разноцветные горы хребтов Восточного Саяна – Тункинских гольцов и Большого Саяна. Трасса поднимается над рекой на головокружительную высоту, обходя мраморный каньон Иркута. Неожиданно открывается вид на высочайшую вершину Саян – гору Мунку-Сардык (3491м). Снежная вершина горы господствует над царством камня и воды. Сын турецко-подданного был не прав, сказав про горы "дикая красота, воображение идиота". Мы находимся в глубоком ущелье реки Иркут на искусственно созданном человеком уступе правого берега. Под нами в живописном белокаменном каньоне бушует вода. Слева на сотни метров вниз обрываются скалы Тункинских гольцов, образуя левый берег каньона. Дальше дорога идет практически по берегу и поднимается на Окинское плато.
Окинское плато расположено на высоте 1600 метров над уровнем моря и является водосбором для рек Восточного Саяна – Китой, Ока, Диби, Иркут. На плато множество озер, из которых берут начало прозрачные ручьи, постепенно превращающиеся в бурлящие потоки. Первое впечатление от Окинского плато – бескрайние просторы заброшенных колхозных полей, но, понимая, что вокруг тундра, осознаешь неприветливый характер плато. До постройки дороги буряты вынуждены были на конях преодолевать трудный двухсоткилометровый путь из долины Иркута в долину Оки. Существовало поверье, что грешный человек не пройдет по Окинскому плато. В самом деле, трудно приходилось путнику на горном плато в непогоду. Как оказалось, преодолеть Окинское плато трудно и на автомобиле.
В тридцати километрах от поселка Орлик пробило колесо. Заменили. Через три минуты пробили еще одно. Запаски больше нет. Не успев почесать в затылке, видим встречный УАЗик. Шофер русский, остальные буряты. Возвращаются с рыбалки на реке Ока. Водитель подарил автокамеру, и мы взялись за работу. Заодно мы вытащили водку и помидоры для соблюдения обычая задабривать местных духов путем употребления внутрь и плескания на землю огненной воды. Кто-то менял камеру, а кто-то разливал и подносил стаканы местным жителям, обступившим место ремонта. Побурханив и заменив камеру, с чувством благодарности к водителю УАЗика отправляемся дальше. Смеркается. Слышим сзади побочный шум. Оказывается, прицеп встал вертикально и задним бортом волочится по земле. Поправили, поехали. Уже темно. Глохнет мотор. Огорчаться – сил уже нет. Весело ищем причину поломки. Нашли, убираем "ненужную" клемму от чего-то к чему-то, соединяем напрямую. Во время ремонта из темноты к свету фар и нашему смеху вышла фигура. Охотник попросил добросить до Орлика. Потеснились. Поехали. После блуждания в ночном Орлике выехали на берег реки Ока. НАКОНЕЦ-ТО!
Новый день принес новые проблемы. Стоит жара. А надо шевелиться и собираться. Груз страшный. На четверых человек шесть рюкзаков. Благо катамаран у нас такой же "страшный" – шесть метров длиной, и мы тоже никого не боимся. К трем часам собрали судно и полетели. Долина реки Ока первые шестьдесят километров сплава равнинная, с редкими перекатами и одним порогом – "Тиссинский", в месте впадения реки Тисса в реку Ока. Лихо проходим без разведки по мощным валам, высотой до полутора метров. Наконец-то мы добрались до бурной воды! А вокруг расстилается равнина Окинской долины и вдали виден хребет Кропоткина. Думается, это ж сколько тут баранов можно откормить, а? А мы мясо в Голландии закупаем. Что-то в нашем царстве-государстве не так? Остается выяснить, что не так. И все будет в порядке.
После трех часов сплава под палящим солнцем мы дошли до каньона со стенками из застывшей лавы. На срезе двадцатиметровых стен каньона видно, как кристаллизовалась лава, образовав цилиндры разной формы и в различных направлениях. Можно рассмотреть структуры в виде расходящихся радиальных цилиндров, видно, как выдавливалась жидкая лава и застывала. Стенки каньона постепенно осыпаются, образуя береговые осыпи. Двадцать минут сплава в каньоне, и мы зачалились для ночевки в устье реки Жомболок, прозванное туристами "Берег слоновой кости". Там уже стояли палатки команд из Москвы, Харькова и еще Бог знает откуда.
Несколько тысячелетий назад, в Саянах извергались вулканы, и лава заполнила долину реки Жомболок. В двадцати километрах от вулканов Кропоткина и Перетолчина находится знаменитое озеро Хара-Нур. Легендарное озеро расположено среди застывшей лавы. Под нагромождениями лавы спрятался подземный поток, вытекающий из озера. Подземная вода выходит на поверхность озером Бурсагай-Нур. Начинающаяся из этого озера река Жомболок протекает среди лавовых полей, образуя несколько озер и многочисленные сложные пороги.
Переночевав и попрощавшись с москвичами, мы отправляемся дальше. Проплыв метров триста, зачаливаемся для осмотра водопада на протоке Жомболока. Отойдя от берега 150 метров, обнаружили эффектный двадцатиметровый водопад. Сфотографировали водопад и сплавляемся дальше, лелея надежду порыбачить вечером в ущелье Орха-Бом. Погода солнечная и жаркая. Наши лица и руки за четыре часа сплава краснеют от ласкового сибирского солнца. Бело-серые скальные ворота ущелья Орха-Бом с каждым поворотом реки все ближе. В предвкушении начала сказочного Орха-Бома наши сердца переполняет радость. Наконец все протоки Оки соединяются, и через несколько минут мы проходим под грандиозными скалами ущелья.
Ищем подходящий тайменный омут. Нашли. После обследования берега оборудуем лагерь. На берегах видны завалы деревьев, прибитых во время наводнений. Верхний предел наносов отстоит от нашего уровня воды метров на пять. Вода в реке Ока может подниматься намного и очень быстро. Перед путешествием мы прочитали отчет о сплаве в ущелье Орха-Бом во время наводнения. Описание порогов впечатляло. Тогда, в августе 2003 года, случилась трагедия. В пороге "Харагольский" перевернуло рафт поляков. Одного члена команды спасатели так и не нашли.
Сразу после зачаливания наши рыбаки лихорадочно, с блеском в глазах, собрали спиннинги и с набором блесен разбежались на рыбацкую охоту. Занятно видеть людей, полностью погрузившихся в нирвану, для которой "всего-то" надо спиннинг, отличную реку и надежду на добычу. Через несколько минут рыбалки пойман первый хариус — будет у нас на ужин уха. Дождей не было несколько дней, вода в реке кристально чиста. Видно все, что происходит в воде. Стайка из трех хариусов вышла из омута и потихоньку, у берега под скальником, прошла вверх. Немного спустя увидели тайменя, преследовавшего стайку и вернувшегося в омут. Укрепившись в надежде добыть речного монстра, после ужина ложимся спать. Завтра насыщенный приключениями день.
Подъем в пять утра – и рыбаки уже на своих местах. Солнечные лучи озаряют скалистые вершины ущелья. Рыбаки в ажиотаже прорабатывают омут. Перепробовали все блесна и насадки, а тайменя нет. "Ничего, поймаем" – утешаем мы себя и отчаливаем.
Возрастает уклон падения, и мощь реки прибавляется. Первый порог "Трех геологов" окунул нас по грудь в валы. Без разведки проходим порог "Пронеси Господи-1". Останавливаемся подивиться на двухсотметровую скалу над порогом "Скала Каландаришвили". Скоро видим ориентир начала самого мощного препятствия на Оке – скалу в виде пальца. За поворотом нас ждет порог "Окинский". При подходе к нему видим сплошную белую пену двухметровых валов на протяжении двухсот метров, но проход чист и прост. Идем сходу. Шестиметровый катамаран в валах болтает как щепку. Главное — не дать валам развернуть судно боком. Ближе к концу порога врубаемся в жесткий трехметровый вал, окативший нас с головой. Команды лоцмана, восторженные возгласы матросов и рев порога – все это в голове сливается в одну кашу. На выходе из порога оглашаем окрестности победным кличем. Через сто метров следующий порог – "Бурятский". Проходим его слева, избегая прижима к скале. Между порогами появились мощные шиверы с валами до полутора метров. Нашему восторгу нет предела. Вода в препятствиях заливает передних гребцов по пояс, порой заставляя вытирать воду с лица. Регулярно останавливаемся для фото-видеосьемки чудес ущелья Орха-Бом. Высокие скалы и вершины ущелья при сплаве пролетают мимо как в калейдоскопе. Зачалились для посещения культового места под названием "Музей". За много лет в "Музее" собралось множество экспонатов "народного творчества" туристов. Тут и резьба по дереву, и надписи, и чего только тут нет. У туристов-водников буйная фантазия. Даже "человека" повесили. Голова в виде коровьего черепа в каске, ноги в штанах и сапогах. На одном из деревьев, обитых веслами и всякой всячиной, прибита металлическая таблица в память о погибшем в пороге ущелья Орха-Бом воднике.
После нескольких часов сплава и прохождения еще трех порогов решаем искать омут для рыбалки и чалиться на ночлег. Нашли отличный глубоководный омут с отсутствием течения и останавливаемся. Вся команда, пользуясь жарой, решает помыться в прогревшейся до восемнадцати градусов реке. Намылились и в воду – кайф. Плохо только, что нет у нас сорока градусов в бутылке. Устроили мы бы тогда банно-стаканный день. Зато у нас есть возможность поймать тайменя. Чем мы и воспользовались. Поймав нескольких хариусов и выпотрошив, собираем потроха в пластиковую бутылку и делаем в ней разрезы. Камень ей на горлышко и в воду. Смеркается. И вот долгожданная поклевка тайменя. Два раза заходил на мышь и с шумом промахивался. Павел пошел покурить, дрожа от волнения, попил чайку и с боевым настроем снова взялся за спиннинг. Забросил "поппер" под самую скалу и умеючи стал выбирать. Есть контакт! Взял! После двухминутной борьбы таймень (видимо, от жары был квелый) был притянут к берегу. В темноте при мелькающем свете фонарика слышны возгласы…
Павел: "Миша, вытаскивай его!"
Миша: "А как? Я боюсь его!"
Павел: "Да ты ногой его, ногой!"
Миша зашел в воду и ногой вытолкал добычу на берег. УРА! Вес тайменя оказался 6800 грамм. Немного конечно, но зато очень приятно. Все лихорадочно стали фотографироваться с тайменем. Попив чайку и обсудив детали рыбалки, легли спать.
Наутро, отведав вкуснецкую уху из тайменя, собрались и отправились дальше "по морям, по волнам". Пройдя последние тридцать километров ущелья и мощный порог "Центрифуга", оказались на выходе из ущелья Орха-Бом. В месте называющемся в просторечии "Трехочье". В Оку здесь впадают реки Хойто-Ока и Урда-Ока. В "Трехочье" заканчивается ущелье Орха-Бом. После нескольких дней солнечной погоды, появляются тучи. Мы прощаемся с Орха-Бомом, подарившему нам несколько дней отличного отдыха.
Еще два дня сплава по полноводной реке, и мы оказались в конечной точке нашего путешествия – поселке Верхнеокинском. Где, купив все необходимое для торжественного ужина, отметили удачное завершения путешествия.
Думается что, для более полного и интересного путешествия необходимо несколько больше времени, чем наши семь дней. Можно будет посетить долину Вулканов и озеро Хара-Нур. Посвятить себя подводной охоте в омутах Орха-Бома. Устраивать дни отдыха для рыбалки и пеших прогулок. Но и эти чудесные семь дней запомнятся нам на всю жизнь.
Антон Новиков, ohota-ribalka.com.ua
***
Если вы сплаву по горной бурной речке на катамаране предпочитаете спокойное и комфортное плавание на теплоходе, приезжайте на Нижнюю Волгу, половить щуку с борта теплохода "Влиятельный". В стоимость тура Путешествие на теплоходе по Волге включено все: от проживания в комфортабельных каютах до егерского обслуживания профессионами, знающими особенности рыбалки на Волге, от лодки с бензином до трехразового питания на борту теплохода. Знатоки своего дела сделают за вас всю хлопотную работу, вам достанется лучшее — удовольствие от рыбалки на Волге с борта теплохода!
8 (495) 626-22-06 8 (495) 626-21-06 (5210) |
Другие статьи на ту же тему: