Главная / Статьи / Права на катер проще купить, чем получить

Права на катер проще купить, чем получить

Права на катер проще купить, чем получить

Каждый владелец моторной лодки знает, что его плавсредство должно быть оформлено в Государственной инспекции по маломерным судам, а сам он должен иметь права на управление водным транспортом. Что же нужно, чтобы в Москве получить права на управление катером? Корреспондент «КП» проверила, как выдают документы на вождение судов по Москве-реке.

Аварии на Москве-реке происходят регулярно. Только этим летом с разницей в две недели случилось два ЧП. Сначала попал под баржу катер, унеся девять жизней. Потом два скоростных судна столкнулись в Мякининской пойме – еще один человек погиб. Да и каждый, кто отдыхал на воде, видя лихачество водителей катеров или скутеров, наверняка задумывался: а кто вообще разрешал этим ухарям садиться за штурвал? Может, у них и прав никаких нет? Или есть, но купленные? Корреспондент «Комсомолки» выяснил, легко ли в Москве получить заветные корочки.

Центров обучения водителей моторных лодок, катеров и яхт в Москве – пруд пруди. И все похожи один на другой: офис в 2 – 3 комнатушки на окраине города, старенькие компьютеры… Все эти центры должны иметь лицензию на право преподавания курсов ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам). Итоговый экзамен, правда, эти центры принимать не имеют права. Для сдачи экзамена (он состоит из теоретической и практической частей) все равно придется идти в инспекцию.

Согласно придуманной мною легенде мой папа передает мне в дар катер мощностью в 150 лошадиных сил. По столичным меркам – вполне скромный агрегат. По закону для получения прав на управление таким судном мне придется открывать категорию «ВВП+МП». Это значит, что рассекать я смогу не только внутренние воды, но и дальние моря.

Беглое изучение рынка вселяет в меня оптимизм: кажется, ходить на лекции и зубрить учебники не придется. Самой распространенной формой курсов на право вождения катером являются заочные, или дистанционные. Схема проста: вы переводите энную сумму на счет конторы (порядка 10 тысяч рублей), получаете логин и пароль для доступа к учебным материалам на сайте и – до свидания! Никаких контрольных, тестов и практики. Затем отправляетесь в московскую ГИМС – сдавать госэкзамен. Отсутствие практических занятий никого не волнует.

– А в ГИМС разве не проверяют, какие курсы я прошла? – допытываюсь у консультанта одного из образовательных центров.

– Нет.

– Но внутренний экзамен-то у вас хотя бы есть?

– Нет…

Правда, есть в столице несколько центров, где практическая часть курса является обязательной. Но и занятия в них стоят порядка 22 – 25 тысяч рублей.

Между тем в официальных документах, опубликованных на сайте ГИМС, черным по белому написано, что к экзамену допускаются лишь те, кто окончил теоретические и практические курсы…

– Без прохождения практической части курса мы к экзаменам действительно не допускаем, – подтвердил «КП» Николай Крючек, заместитель начальника управления ГИМС, заместитель главного государственного инспектора по маломерным судам. – Деятельность организаций, предоставляющих только теоретические курсы, не вполне законна. Но по факту они все равно выдают обучающимся справки, что те прошли и практические занятия тоже.

– А подкупить ваших подопечных пытаются?

– В последнее время у нас с этим строго: теоретическую часть сдают на компьютерах, чтобы исключить возможность дачи взятки…

управление катером

Удостоверение за 12 тысяч

Если совсем лень идти на курсы и сдавать экзамен, можно права просто купить. Даже в ГИМС идти необязательно. Беглый поиск в Интернете выдает сразу несколько объявлений о продаже прав на управление катером. Во всех указаны мобильные номера, имена и даже конкретные адреса в Москве. Видно, что от правосудия эти ребята точно не скрываются.

Набираю первый попавшийся номер. Трубку снимает мужчина с усталым голосом. Похоже, говорить о купле-продаже прав ему порядком надоело.

– Мне бы права… – начинаю разговор.

– Цена зависит от сроков. – Сергей (так зовут моего собеседника) сразу переводит разговор в практическую плоскость.

– А какие минимальные?

– Две недели, 12 тысяч, категория «ВВП» (внутренние водные пути. – Авт.). Оформляем через московское и тверское отделения ГИМС.

– А где гарантии, что не кинете?

– Гарантии?! У нас 1 тысяча рублей предоплаты, остальное – после получения корочки. Не понравится – можете не покупать.

Звоню по другому номеру. Вадим, «коллега» Сергея по мошенническому цеху, за права категории «ВВП+МП» просит 23 тысячи «деревянных». Столько же, сколько и на многих реальных курсах!

– И это будут подлинные документы?

– Конечно! У нас свои «подвязки» в ГИМС – все быстро, легально. Оформим за 3 – 4 недели, – заверяет меня Вадим.

По словам Вадима, документы оформляются совершенно открыто через одно из региональных отделений ГИМС.

– В Москве дольше и дороже, – жалуется парень.

В ГИМС нас заверили, что настоящие права у мошенников купить нереально.

– Наши удостоверения имеют 13 степеней защиты, их централизованно изготавливают и рассылают по регионам. То есть в принципе утечки быть не может – все полученные удостоверения ставятся на учет, хранятся только в сейфах, – объяснил нам Николай Крючек.

Хорошо, если так, но, судя по обилию контор, торгующих правами, желающие встать за штурвал без всякой подготовки находятся…

Комментарии экспертов

Михаил Кобранов, зам. главного редактора журнала «Речной транспорт (XXI век)»:

– Водители-частники не отличаются высокой квалификацией и часто создают аварийные ситуации на воде. А курсы подготовки водителей маломерных судов больше похожи на профанацию: их программы несодержательны и плохо отработаны. Хромает и культура вождения новоиспеченных судоводителей: все считают, что вот они прошли двухнедельный курс и теперь все умеют. Плюс многое из того, что регламентируется на воде, не исполняется. А инспектор ГИМС, как и инспектор ГИБДД – лицо заинтересованное. В итоге на речном транспорте, как и на обычных дорогах, очень много нелегалов. Конечно, на дорогах гибнет гораздо больше людей – но только потому, что это более массовый вид транспорта.

Андрей Горбунов, начальник отдела организации применения административного законодательства Управления на транспорте МВД России по ЦФО:

– В ходе недавней проверки, которую мы провели совместно с ГИМС на Москве-реке, было выявлено несколько десятков нарушений со стороны водителей маломерных судов. Самое распространенное – управление транспортным средством без прав или несанкционированная передача судна третьим лицам, не имеющим прав. При этом многие умудряются еще и катать пассажиров за деньги! Нарушений очень много. Я, кстати, сам лично заходил в магазин, торгующий катерами, – за 7 тысяч рублей они продадут заодно и права на него. Между тем сегодня, насколько мне известно, судебной практики по административному делопроизводству по водному транспорту в Москве практически нет. И нарушители на маломерных судах чувствуют себя попросту безнаказанными.

Александра Крылова, КП

Другие статьи на эту тему:

Adblock
detector