Главная / Статьи / «Люди, львы, орлы и куропатки…» – выставка Бориса Яковлевича Воробьева

«Люди, львы, орлы и куропатки…» – выставка Бориса Яковлевича Воробьева

«Люди, львы, орлы и куропатки…» - выставка Бориса Яковлевича Воробьева

Эти фигурки знает, пожалуй, каждый кто хоть раз пытался найти подарок охотнику. Минискульптура из фарфора авторства Бориса Яковлевича Воробьева даже сегодня лежит на прилавках всех сувенирных магазинов и на витринах охотничьих выставок, хотя самого автора давно уже нет в живых.

Государственный Дарвиновский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.», Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» представляют выставку «Люди, львы, орлы и куропатки…»

Выставка в Дарвиновском музее расскажет о художнике Борисе Яковлевиче Воробьеве и разных гранях его творчества. Будет представлена анималистическая скульптура, скульптурные иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя и А.П. Чехова, рисунки и фотографии из архива семьи художника.

В экспозицию войдут работы Бориса Воробьёва из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII в.», Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» и Государственного Дарвиновского музея.

http://www.museum.ru/imgB.asp?57359

Доступно для увеличения по нажатию.

 

«Свою творческую задачу я вижу в том, чтобы мои «фарфоровые звери» показывали людям красоту живой природы, заставляли их услышать голос этой природы и полюбить её». Эти слова принадлежат Борису Яковлевичу Воробьёву — художнику, работы которого очень хорошо известны даже тем, кто никогда не слышал его имени. В середине XX века «фарфоровые звери» поселились во многих домах, уютно устроились на полках книжных шкафов и буфетов, на телевизорах и этажерках. Они были очень популярны, их с удовольствием покупали, дарили, собирали. Только, к сожалению, имя автора оставалось неизвестным широкой публике: его не было принято указывать на заводских изделиях.

Прежде чем найти своё истинное призвание, Борис Воробьёв сменил множество профессий: был помощником каменщика, школьным учителем, воздушным гимнастом в цирке, учился в строительном техникуме. В 1932 году он поступил в Московский архитектурно-строительный институт, но в 1936 году Борис Воробьёв оставляет его и переезжает в Ленинград, чтобы поступить в Академию художеств и стать скульптором. Он вспоминал, как ещё в детстве попались ему на глаза ватагинские иллюстрации к «Маугли», и как уже тогда появилось у него желание самому изображать животных. Много лет спустя Воробьёв называл Василия Алексеевича Ватагина своим духовным отцом. На протяжении многих лет художников связывали сотрудничество и искренние дружеские отношения.

В 1946 году, заканчивая академию, Воробьёв представил к защите в качестве дипломной работы скульптуру «Волчица в капкане», вырезанную из дерева. Это было смелым шагом – нарушение академических традиций вызвало бурные споры из-за анималистической темы и «неакадемического материала» работы выпускника. Однако большинство членов дипломной комиссии оказалось на стороне Воробьёва и высоко оценило его работу.

http://www.museum.ru/imgB.asp?57360

Галерея созданных Воробьёвым портретов животных огромна: собаки разных пород, медведи и бегемоты, рысь и куница, лось и дикий кот, выдра и олени, орангутан и чёрные пантеры, волк, песец, ягуар, целая «площадка молодняка»: львята, тигрята, оленята, медвежата… Этот перечень можно продолжать и продолжать. Причём для каждого из своих героев художник нашёл выразительный образ, сумел подчеркнуть свойственные именно этому зверю эмоции, пластику, повадки.

Но Воробьёв был не только анималистом, в 1950-е годы на ЛФЗ он создал серию великолепных скульптурных иллюстраций к произведениям Н.В. Гоголя и А.П. Чехова. Диапазон творчества художника необычайно широк. Он виртуозно работал не только с фарфором, но и деревом, бронзой, стеклом. Если одни его работы украшают интерьеры небольших квартир, то другие можно разместить только в просторных музейных залах, а отлитый в бронзе «Лось», установленный на одной из площадей Мончегорска, стал символом этого города.

На выставке «Люди, львы, орлы и куропатки…» в Дарвиновском музее вы сможете ближе познакомиться с творчеством этого замечательного художника и скульптора. Выставка будет открыта вплоть до 2012 года.

Вернисаж выставки состоится 11 октября в 16:00

www.museum.ru/N43862

 

»» Государственный Дарвиновский музей
Адрес: город Москва, ул. Вавилова, 57
Проезд: Ст. м. "Академическая", далее пешком по ул. Дмитрия Ульянова до ул. Вавилова; ст. м. "Ленинский проспект" или "Университет", далее – на трамвае № 14 или № 39 до ост. "Ул. Дмитрия Ульянова"
Телефоны: (499) 783-22-53 (автоответчик), 132-1047, 134-6124
URL: www.darwin.museum.ru
EMail: darwin@museum.ru
 
Справочно: Воробьёв Борис (Исай) Яковлевич. (06.11.1911 г. Томск -25.04.1990 г. Ленинград).

        Борис (Исай) Яковлевич Воробьёв, сменив в юности много профессий от школьного учителя до воздушного гимнаста в цирке, в 1932 г. поступил в Московский архитектурный институт. Но тяга к природе и миру животных, возникшая в юности, соединившись со стремлением заниматься творчеством, вскоре привела его к увлечению анималистической скульптурой, которой он начал заниматься под руководством выдающегося московского художника-анималиста В. А. Ватагина. В 1936 году Воробьёв оставил Москву и поступил на скульптурный факультет Всероссийской академии Художеств в Ленинграде. В это же время началась его работа на знаменитом Ломоносовском фарфоровом заводе (ЛФЗ), с которым он был связан долгие годы. Заканчивая Академию, Воробьёв первым в её многолетней истории осмелился нарушить непреложную традицию, в 1946 году представив и защитив в качестве дипломной работы не изображение человека, а вырезанную из дерева скульптуру волчицы. Он не только выдержал борьбу с многочисленными апологетами соцреализма – противниками анималистики, но и приобрел достойных сторонников. Это событие стало знаковым в истории советского искусства: с тех пор доступ "зверю" на официальные, а в те годы единственно возможные для художника выставки, был открыт.

        Однако работы Воробьёва выбивались из общего помпезного ряда "орденоносной бронзы". Он изображал гордых, свободолюбивых животных: полных достоинства тигров и медведей, беркутов и барсов, пантер, сознательно отказавшись от воспевания "образа советского человека" и его "усатых и бородатых" вождей. В 50-е годы Воробьёв стал признанным мастером, участником многих российских и зарубежных выставок (серебряная медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г., в 1959 г. – в Остенде, Бельгия, и других), а его работы начали приобретать крупнейшие музеи. Однако всю свою жизнь он был вольнодумцем, отстаивавшим собственную независимость и презиравшим конформизм и коньюктуру в искусстве. Имя Воробьёва для любого исследователя искусства прежде всего ассоциируется с авторством превосходного по пластике и выразительности стали анималистического фарфора. Растиражированные на ЛФЗ, эти работы, выпускаемые до сих пор, стали определенной маркой завода и разошлись не только в России, но и по всему миру, где едва ли найдётся коллекция фарфора, в которой не была бы представлена пластика Воробьёва.
        Помимо анималистики, широкую известность приобрели фарфоровые статуэтки Воробьёва, иллюстрирующие произведения Гоголя. Взаимоотношения Воробьёва с администрацией ЛФЗ были сложными. Драма художника, работающего на советском фарфором заводе, была в том, что промышленному плановому производству не были нужны неспешно создаваемые произведения высокого художственного уровня, а требовался, возможно, более широкий ассортимент фарфоровых штампов, отвечающих массовым вкусам обывателя. Художник, превращенный в крепостного, пытался спасти честь подлинной "фарфоровой скульптуры " перед тиражным "изделием из фарфора", а его авторское имя подменялось обезличивающим клеймом завода. В 1972 году Б. Воробьёв , наконец, расстался с ЛФЗ, мечтая воплотить давно задуманные композиции в других материалах, прежде всего в любимом им дереве. За несколько лет он создал целый ряд значительных станковых произведений, большая часть которых теперь украшает коллекцию Дарвиновского музея в Москве.
        Творческой наследие Воробьёва включает не только анималистку. Оно поражает разнообразием жанров и диапазоном используемых скульптурных материалов, в работе над каждым из которых он добивался высоких результатов: от дерева и камня до литого стекла, от камерных фарфора и майолики до монументальной бронзы (статуя Лось в Мончегорске). Получили известность скульптурные портреты Александра Блока, чтеца Антона Шварца, певца Ефрема Флакса, ученого-химика, академика А.Ф. Добрянского, признанная критиками выдающейся стеклянная "Кореянка, безмолвно-скорбные деревянные старики, скульптурные иллюстрированные иллюстрации к Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Чехову, большая серия камерных скульптурных карикатур различных деятелей росcийской культуры – современников автора, обнаженные модели и другие его работы. Главной темой его творчества, однако, всегда оставалась анималистика. К сожалению, многим планам Воробьёва не суждено было сбыться. Его неукротимой, мятежный характер, во многом схожий с чертами его величественных и грозных моделей, не смог уберечь его от тяжёлых конфликтов и переживаний, он был очень ранимым и чувствительным человеком. В 1980 г. Воробьёва настигла тяжёлая болезнь, лишившая его возможности самостоятельно двигаться, говорить и писать. В течение долгих и мучительных последних 10 лет жизни он мужественно сопротивлялся болезни, пытался рисовать и резать по дереву левой рукой. Эти последние работы, Хранящиеся у его близких, являют собой своеобразный памятник его мужеству, подводя итог жизни этого удивительного, талантливого, яркого и сильного человека.
Adblock
detector