Малые российские города могут зарабатывать на собственной привлекательности

Малые российские города могут зарабатывать на собственной привлекательности

Чем больше общество продвигается по пути цивилизации, тем больше люди стремятся из мегаполисов в провинцию. Российская провинция — настоящая "золотая жила" для развития туризма: красивейшие ландшафты, уникальные исторические памятники. Ассоциация малых туристских городов смогла объединить несколько городов — лидеров туристического направления регионов России: Углич, Суздаль, Тобольск, Азов, Мышкин, Дмитров, Елабуга, Кунгур.

Экс-глава Угличского района и в недавнем прошлом президент Ассоциации малых туристских городов России Элеонора Шереметьева считает, что российскую провинцию в мире по-прежнему знают очень плохо. Как она отметила в интервью "РГ" накануне Ярославского международного туристического форума, малые города надо поднимать "засучив рукава".

Элеонора Михайловна, вы создали и почти пять лет руководили Ассоциацией малых туристских городов. За это время сделано, безусловно, немало. Но что бы вы отнесли к главным достижениям этой организации?

Элеонора Шереметьева: Главное — мы смогли объединить лидеров туристического направления регионов России. Эти города — Углич, Суздаль, Тобольск, Азов, Мышкин, Дмитров, Елабуга, Кунгур — своеобразные "паровозики" в своих регионах в развитии туризма. Мы, во-первых, смогли обобщить накопленный опыт, обменяться им, а во-вторых, вырабатывали общий подход к развитию туризма в нашей стране применительно именно к малым туристическим городам. Важной задачей было выйти на диалог с федеральной властью, что мы и сделали. Сейчас ассоциация работает непосредственно с Агентством по туризму министерства молодежи, спорта и туризма. Хотелось бы более продуктивно работать на конечный результат, но нас слышат, понимают, нам идут навстречу. Это первая стадия совместных действий.

Другой немаловажной задачей ассоциации является разработка федеральной целевой программы "Туризм как один из путей возрождения российской провинции". Необходимо довести инфраструктуру и благоустройство малых городов до высокого уровня, сохранив их самобытность. Выполнение программы позволит создать комфортные условия для отдыха не только жителей российских мегаполисов, но и иностранных туристов. Надо только найти точку опоры, ту уникальность, вокруг которой можно выстраивать туристическую инфраструктуру.

город мышкин

Креативно решили этот вопрос в Мышкине Ярославской области, создав имидж "маленького сказочного городка". Там повсюду присутствует сказка, в том числе в музеях: Мыши, Валенка, Льна, народных ремесел. Сегодня туризм является ключевым сектором экономики Мышкина, оказывая влияние на все сферы общественной жизни. В Кукобое, это также в Ярославской области, задались вопросом, как можно заработать деньги в селе, стоящем среди лесов и болот в стороне от транспортных путей. И объявили Кукобой родиной Бабы-яги, что тоже привлекает туристов.

Сейчас в ассоциацию входят восемь городов, но в России таких, которые могли бы продолжить этот почетный список, думаю, гораздо больше.

Элеонора Шереметьева: Эти восемь как бы подтягивают к себе все другие в своем регионе. Мы взяли по одному городу из области. А Мышкин просто "пристегнули" — из уважения, что такой малыш заявил о себе на всю Россию. Как говорят французы: из ничего сделать платье. Вот это настоящий образчик того, как из ничего можно это туристическое "платье" скроить. Все дело в народной инициативе.

А на примере Угличского муниципального района можно с уверенностью сказать, что туризм вполне может быть доходным для городских бюджетов. Сегодня Углич принимает более 250 тысяч туристов в год, в малом и среднем бизнесе занято более пяти тысяч человек. Отчисления от их деятельности составляют свыше 12 процентов в местном бюджете.

Вы как-то сказали, что, по мнению иностранцев, Россия в туристическом плане до сих пор не раскрыла себя, что туристы видят лишь надводную часть айсберга, а все остальное для них скрыто. Вы имели в виду российскую провинцию?

Элеонора Шереметьева: Да, они видят Москву, Санкт-Петербург, Сибирь для них — экзотика. А российскую провинцию они просто не знают. Это серьезнейшая проблема. От этого страдают не только города с богатым историческим наследием — от этого страдает и политика. Я десять лет работала в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы как представитель Российской Федерации и зампредседателя комитета по социальной сплоченности. Объездила всю Европу, и, когда сталкивалась с незаслуженно приниженным отношением к России, мне было просто больно.

Поэтому я думала: любым путем нужно поднимать провинцию. Туризм в одинаковой степени содействует как развитию малого и среднего бизнеса, так и формированию имиджа России в мире. Туризм работает на имидж. Малые исторические города — душа России, наиболее привлекательные ее территории, куда тянутся и сами россияне, и иностранные граждане. Чем дальше общество продвигается по пути компьютеризации и цивилизации, тем больше люди стремятся из мегаполисов в провинцию, чтобы восстановить здоровье и душевное равновесие. Нам нельзя упустить этот момент, надо заниматься провинциальным туризмом очень серьезно и от понимания его важности перейти к активным действиям.

Что для этого требуется — инициативный, креативный человек, который придумает новую "фишку"? Но придумать мало — надо новый бренд продвигать, а у малых городов возможности невелики…

Элеонора Шереметьева: Мы прекрасно понимаем: если тебя нет в медиапространстве, то тебя вообще нет. Продвижение Углича — это то, чем мы системно занимались 12 лет.

Сейчас, я думаю, малые города уже доросли до более серьезного пиара — на мировом пространстве. Поэтому нужна государственная программа по обеспечению их пиар-поддержки на российском и зарубежном уровнях. Это бесплатное участие в российских и зарубежных выставках, статьи в журналах и газетах, информация в Интернете, показ на центральных телеканалах программ, пропагандирующих отдых в России.

Уже давно настало время обратить внимание на малые города. Здесь проживает более 60 процентов населения страны, но уровень их жизни значительно отличается не только от столиц, но и от губернских городов. К сожалению, не всегда в лучшую сторону. Российская провинция — настоящая "золотая жила" для развития туризма: красивейшие ландшафты, уникальные исторические памятники. Сегодня нужно искать пути развития этих территорий, используя в полной мере их потенциал, привлекать внимание властей к данной проблеме.

Но ведь есть и такая проблема — умные, креативные люди уезжают из провинции в большие города и ищут себя там. То есть в провинции существует определенный дефицит профессиональных кадров для отрасли.

Элеонора Шереметьева: Такая проблема есть. Но в Угличе, мне кажется, почва для развития турбизнеса неплохая. В Мышкине, я уверена, — тоже, там одно поколение уже "цепляется" за другое. А в некоторых городах нет тех дрожжей, на которых поднимается эта среда. Кадры-то вроде имеются, но они не подготовлены качественно. Не хватает кругозора, недостает общей культуры. Если у человека нет природного дара любить свою родину, это очень трудно привить.

Это сложно, но этим нужно заниматься, причем тоже на федеральном уровне. Поднимать малые города надо засучив рукава, не уставая работать с людьми, с общественностью. Ведь время идет.

Например, главный наш проект — "Углич — город православного детства". Но тот вариант, который был предложен, — он самодеятельный и требует развития. Сегодня мы можем сделать День царевича Димитрия (он был убит именно в Угличе) — мероприятие красивое, блестящее, с большим числом участников, но региональное. На следующий год он уже должен выйти на уровень ЦФО, затем — на европейскую часть России и, наконец, на всю Россию.

К сожалению, не все понимают, что туризм — это не только большие затраты, но и большая отдача. Может, потому отрасль и развивается медленнее, чем хотелось бы?

Элеонора Шереметьева: Туризм — очень серьезный бизнес, нелегкий, многофакторный, красивый, но требующий больших вложений. И я считаю, что он должен находиться в системе экономики, в министерстве экономического развития, как это сделано в развитых европейских странах. В идеале же если мы говорим о серьезной стратегии развития туризма в России, то необходимо создавать отдельное министерство по туризму, как, например, в Китае. Все другие отрасли — культура, образование, спорт — все подвязывается к этому бизнесу. Самое главное — это экономика. Она должна просчитываться: туризм дает прибыль, прибыль вкладывается в туризм, и таким образом туризм развивается. Никаких других законов открывать не требуется.

Анатолий Курицин, глава Мышкинского муниципального района:

— У нас есть предприятия, где работают 300-500 человек, на самом крупном трудоустроены 700 мышкинцев, а в туризме сегодня заняты 757 человек. При этом население района — около 11 тысяч человек. То есть туризм — важнейшая для Мышкина отрасль, дающая людям работу и перспективу. Благодаря потоку гостей товарооборот города увеличился в 2,5 раза. В нашем районном центре сегодня 27 объектов турпоказа, и люди постоянно придумывают что-то новое, потому что мышкинцы — большие патриоты своей земли, очень инициативны и все время стараются развивать свой маленький прекрасный городок.

Элина Труханова, Фото — gm-dar

***

Приглашаем на отдых в Подмосковье в Долголуговском охотхозяйстве , что находится в 65 км от Москвы по Щелковскому направлению. Домик охотника расположен на живописной поляне прямо в лесу на берегу пруда. Подьезд очень удобный, и до самого домика охотника можно проехать на любом автомобиле.

отдых в Подмосковье

Другие статьи на эту тему:

 

Оцените статью