Около 600 лет с маленьких островов, затерянных в суровом Белом море, возносятся молитвы Соловецких монахов. О значении для России и мира северного Фавора, а также о современной жизни обители рассказывает архимандрит Порфирий, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. |
– Ваше Высокопреподобие, в России много святынь, дорогих сердцу православного человека. Какое место среди них занимает Соловецкая обитель, в чем ее особая роль?
– Русские монастыри нельзя упорядочить по признаку большего или меньшего значения: они все равновеликие, все – места особого присутствия благодати Божией. Для исторической жизни народа это точки опоры религиозного и национального самосознания.
Другое дело, что обители отличаются способами основания: есть монастыри, созданные по обету патриархами, государственными деятелями, а есть те, которые имеют источник в подвиге святых. В этом отношении Соловецкий монастырь – яркий пример обители, испрошенной слезами и подвижнической жизнью ее основателями, преподобными Савватием, Зосимой и Германом. Соловецкий монастырь возник, прежде всего, как место молитвенного подвига, стремления к монашескому совершенству.
В последующие эпохи эта его роль оставалась неизменной и главной. Пришли другие роли, служения. Но все они получали силу от ключевой, по слову Господню: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и все остальное приложится вам» (Мф. 6:33). Непреложное правило устройства монашеской жизни – в том, что у монаха есть одно дело – молитва, остальное – поделие.
Так, в свое время при игумене Филиппе (Колычеве) в Соловецкой обители началось каменное строительство. Успенский храм с трапезной был создан менее чем через столетие после того, как обернулась неудачей попытка русских архитекторов возвести Успенский собор в Московском Кремле, и для создания храма пришлось пригласить итальянских мастеров. И вот на Соловках дивное благоустройство получает все монастырское хозяйство. Здесь в полной мере раскрывается гений просвещенного поморского крестьянина.
Вид Соловецкого монастыря
Сегодня монастырь включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. То есть весь мир воздает справедливое признание подвигу русских мастеров, создавших это чудо своими трудами и молениями.
С XVI в. Соловецкий монастырь нес еще одно служение – он стал военным форпостом России на Севере, защищающим границы государства.
На долю обители в XX в. выпала совершенно иная – страшная и великая – роль стать местом мученического и исповеднического подвигов Русской Церкви. Многие из числа последних насельников монастыря отказались покинуть святой остров, заявив лагерному начальству: «Лучше расстреляйте нас, но мы отсюда не уйдем».
В наше время Соловецкий монастырь – это вновь святая обитель. Ее шестивековая история вобрала в себя святость как преподобных, так и новомучеников. Для современных православных это – духовное сокровище, от соприкосновения с которым сердце согревается живой верой. Господь дает возможность создать здесь духовный очаг для множества ищущих Бога душ. Надо всем очень постараться, чтобы эта возможность осуществилась.
– За шесть веков на Соловецких островах просияло много святых. Что, на ваш взгляд, привело каждого из них в самую северную обитель России?
– Мотив, приведший на Соловецкие острова и основателей обители и последующих подвижников, – тот же, что двигал преподобными Сергием Радонежским или Серафимом Саровским. Они уходили в пустынные места, чтобы остаться наедине с Богом; избегали общения с миром не по презрению к нему, а для достижения совершенства в Боге. Это единственный мотив всех подвижников, в том числе первопроходцев в освоении Русского Севера.
Начинатель монашеского жития на Соловках преподобный Савватий переходил из одной обители в другую, избегая славы человеческой, и так достиг необитаемого острова. Просил у Бога – и получил искомое. Все, приходившие на Соловки, имели решимость посвятить себя Богу и самоотверженно служили Ему своими дарованиями. Одни стали исихастами-пустынниками, как преподобный Савватий. Пустынники оставались на островах даже в то время, когда монастырь был уже закрыт. Другие явились устроителями общежительного и скитского монашества. Третьи – талантливыми строителями, инженерами, мастерами.
– Какой урок мы должны извлечь из истории Соловецких лагерей?
– Урок понятен: Церковь, государство и каждый человек в отдельности должны быть очень внимательными, чтобы не допустить разрастания зла в человеческих сердцах и затем в масштабе государства и общества.
При всей очевидности это очень непростая задача, она требует от человека духовного усилия, подвига. Но у нас есть источник благодатной силы, это – осознание той цены, которую Россия заплатила за свои духовные ошибки в XX в. Цена измеряется десятками миллионов человеческих жизней, морем страданий и крови. Пусть всем нам помогает и ясное осознание нашей ответственности: ведь если не извлечем урока, то окажется, что страшная жертва была напрасной!
Мы живем в начале XXI в. Если вспомнить начало века XX-го, найдется много сходств: нападения на храмы, поругания святынь, вообще обилие таких поступков, которые являют в людях не образ Божий, и даже не человеческий, но образ зверя. Все это опасно и заставляет задуматься, извлекли ли мы на самом деле как общество, как преемники российской истории урок из трагедии XX в.?
– На Соловецких островах, оторванных от мира, особенно в зимнее время, жить непросто. Как справляются с трудностями насельники обители?
– Соловки делят людей на две категории: одни чувствуют себя здесь уютно, их душа обретает мир, а другие – крайне некомфортно, тяжело. Зимнее, осеннее время – тяжкое испытание для тех, кто не живет духовной жизнью. У многих поселян наступает депрессия, уныние, с которыми по-разному пытаются бороться, но часто не справляются. Отсюда – и деградация, и пьянство, и нередко трагический итог – самоубийства.
Что касается жизни братии, конечно, приходится принимать во внимание в организации всей жизни монастыря суровый северный климат. Но братия очень благодарна Богу за ту пустынную тишину, которая присутствует и в самом монастыре и особенно в скитах; она помогает монаху сохранить себя от рассеянности, от суеты.
Наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий
– В каких скитах уже идут богослужения и есть постоянная братия?
– Исторически получилось так, что первыми были восстановлены Гологофо-Распятский скит на Анзере и Свято-Вознесенский скит на Секирной горе. В этих скитах поддерживается уставная служба. Анзерский Свято-Троицкий скит находится в процессе становления – и монашеского и внешнего, материального. Но в монастыре происходит рост насельников: каждый год мы берем по несколько человек из множества пробующих свои силы в монашеском подвиге. Как во все времена, на Соловки приходят люди, имеющие решимость посвятить себя иноческой жизни.
– И каково в настоящее время число братии?
– В братском синодике, который я ежедневно прочитываю на молебне у мощей святых основателей обители, содержится 100 имен. В это число входят и постоянные проживающие на Соловках трудники.
– Сколько монахов, иеромонахов, иноков, послушников в монастыре? Какие послушания и молитвенные правила они выполняют?
– В настоящее время в обители со всеми ее подворьями и скитами подвизается 76 монашествующих, из которых 35 облечены в священный сан. Храмовое и келейное правило соответствует монашеской традиции нашей Церкви. Это основной принцип устроения всей нашей монастырской жизни: соответствовать традиции, которая есть драгоценное Священное Предание, и все личное усердие направлять не на «совершенствование» (модернизацию) форм, а на постижение глубины этой традиции. Само имя обители, ее посвящение Преображению Господню, настраивает на удаление от всего суетного, внешнего.
Трудиться в монастыре необходимо и для его материального существования, и для поддержания духовного здоровья. Каждый исполняет монастырские обязанности; все вместе мы выходим на общие послушания. В целом по сравнению с материком хозяйственных забот здесь больше, а возможностей привлекать наемный труд – меньше. Поэтому братия – и в коровнике, и на огородах, и на кухне, и на тракторах, и на автобусах, и на кораблях. В монастыре есть столярная мастерская, издательский отдел. Своими силами мы провели на остров широкополосный интернет и обеспечиваем им весь поселок.
– Как вы относитесь к идее, которая сейчас высказывается: ввести возрастной ценз для монашества, существовавший до революции (для женщин одно время – чуть ли не 60 лет)?
– Монашество – не возрастная характеристика, а внутреннее состояние человека, и здесь все очень индивидуально. Здесь требуются не шаблоны, а тонкое пастырское внимание. В целом же все общие вопросы и проблемы монастырской жизни сегодня, на мой взгляд, квалифицированно рассматриваются Синодальной и Межсоборной комиссиями по делам монастырей во главе с владыкой Феогностом, в состав которых вошли опытные игумены и игумении.
– Через какое время трудник или послушник сегодня может стать иноком?
– По-разному: одному достаточно трех лет, другому нужны многие годы. Подход индивидуальный. И труднику необходимо 100 раз проверить себя, и руководству монастыря внимательно присмотреться к человеку, чтобы понять, его ли этот путь.
– По вашему мнению, число желающих стать монахами в последние годы растет или уменьшается?
– Приток людей в монастыри уменьшился, но на Соловках он сохраняется прежним. Те, кто ищет серьезной монашеской жизни, часто предпочитают Соловецкую обитель другим.
– В наше время очень распространено паломничество по святым местам. В чем, на ваш взгляд, суть паломничества и когда паломник получает настоящую духовную пользу?
– Главное, чтобы паломничество было событием и явлением духовной жизни человека. Нельзя разменять его на расслабленное развлечение, понизить до степени хоть и культурного, познавательного, но все же туризма. По себе знаю, насколько очищается и освежается духовное чувство в правильно проведенном паломничестве. Соловки в этом отношении являются одним из самых благотворных мест.
Великое освящение воды на Святом озере
– Какие рекомендации вы могли бы дать человеку, который хотел бы совершить паломническую поездку на Соловки?
– Нужно настроиться на встречу с землей преподобных и мучеников. Для этого по возможности познакомиться с историей Соловков, сердцевина которой – Жития наших святых. В программу посещения нужно включить ежедневное участие в богослужениях.
Но нужно еще настраиваться, что путешествие на Соловецкие острова – непростое даже при современных средствах передвижения, особенно для инвалидов и детей. Поэтому, принимая решение, надо соизмерять свои силы. Хотя преподобные Соловецкие все устраивают, и если у человека есть решимость поклониться святыням обители – это главное, остальное приложится.
– Вы являетесь директором Соловецкого музея-заповедника. Какая работа ведется сегодня?
– Музей сегодня – это сложное как по составу деятельности, так и по системе управления государственное предприятие федерального уровня. Основные его заботы – это научные исследования в различных отраслях Соловецкого исторического наследия, хранение, собирание и экспонирование предметов музейного фонда, образовательно-просветительские проекты. Работа во всех этих направлениях очень важна, и очень хорошо, что она возведена на уровень государственной задачи, как равным образом и дело реставрации уникальных памятников архитектуры.
Практическое выполнение музеем своих функций вовсе не означает необходимости присутствия его на территории монастыря. Поэтому сегодня, совершенно без противоречий, сформулирована задача строительства нового комплекса зданий для музея. При этом монастырь будет полностью передан в ведение монашеской общины.
– На каком этапе сейчас находятся реставрационные работы? Как организован этот процесс?
– Реставрация на Соловках имеет почти полувековую историю. Высочайшего качества работы проделаны в 70–80-е годы прошлого века, в советское время. Если сравнивать организацию государственной программы восстановления того периода с тем, как это делается сейчас, то предпочтение следует отдать прошлому. Действующий сегодня в реставрационной отрасли хозяйственный механизм едва не разрушил до конца саму отрасль.
Тем не менее процесс восстановления набирает силу. Работы сегодня выполняют специализированные проектные и реставрационные организации. Надзор осуществляют государственные заказчики. Монастырь же готовит все заявки на реставрацию, принимает участие в контроле качества на всех звеньях и этапах работ.
В 2010 г. из госбюджета на восстановление девяти памятников было выделено 24 млн руб., сумма частных пожертвований тогда равнялась 15 млн руб. В 2011 г. работы велись на 23 объектах, общая сумма вложений составила 223 млн руб., из которых 55 млн пришлись на долю частных лиц и обители. В этом году государственное финансирование в рамках новой федеральной программы увеличится почти вдвое и составит 300 млн руб., средства планируется израсходовать на восстановление 19 памятников.
Все это неплохо. Хотя если вспомнить, что объем работ по восстановлению главных 100 памятников измеряется величиной более 5 млрд руб., то понятно, что задача еще далека от выполнения.
– На Соловецких островах немногочисленное население. Какова доля местных жителей среди прихожан, много ли молодежи?
– Из обитателей поселка круглый год в храме с нами – человек 30. Как и по России, прихожанами являются не больше 10% населения. Правда, если задать местному жителю вопрос «какого вы вероисповедания?» – православными себя назовут больше половины. Но людей, не мыслящих провести день Господень без Литургии, – значительно меньше.
Молодых людей, школьников в храме также немного, хотя в процентном отношении – не меньше, чем по стране. С ними мы встречаемся в воскресной школе, на некоторых мероприятиях. Воцерковление вообще – не массовый процесс, а индивидуальный: здесь борьба идет за каждую душу.
– Как вы думаете, должна ли Церковь предпринимать активные действия для воцерковления людей или, как считают некоторые священники, люди сами должны приходить в храм, как к костру в холодную ночь?
– Без встречного движения воцерковление произойти не может. Церковь идет навстречу человеку в лице тех, кто подлинно живет по Евангелию, кто несет в себе искру живого познания Христа. Тогда, несомненно, этот внутренний свет будет ощущаться окружающими, на каком бы поприще человек ни подвизался. Каждый на своем месте должен быть христианином, потому что только пример подлинной веры может привлечь людей – огонь может возгореться только от огня, а от тления он не вспыхнет. Встреча с человеком подлинной христианской веры может произойти на любом месте, веру нельзя скрыть, когда она есть, поэтому само присутствие таких людей в любых, даже самых трудных обстоятельствах высекает ответную искру в сердце другого человека. Вот по этому закону происходит рост Церкви.
Другое дело, насколько люди могут воспринять, увидеть этот свет Христов. По слову Господа в притче о сеятеле мы знаем, что люди могут оказаться абсолютно не способными принять Слово Божие. Это те суетные натуры, чья душа подобна проезжей дороге, где всякое брошенное семя склевывается птицами.
Наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий
– К сожалению, сегодня у многих душа стала проезжей дорогой – мы видим массу людей, которые считают себя христианами, православными, но не ходят в храм, не соблюдают постов, оправдывают грех. Что вы об этом думаете?
– Можно сказать, что это великое заблуждение, когда люди живут не христианской жизнью, в смертных грехах, поступки совершают не христианские и при этом успокаивают себя тем, что они православные по крещению. Духовным родственникам таковых однажды Христос сказал: «Может Бог из камней сих воздвигнуть детей Авраама» (Мф. 3:9). На самом деле такие люди абсолютно чужды Христа. Дай Бог, чтобы открылись у них глаза и увидели бы они внутреннее свое омертвение. Грехи эти потому и называют смертными, что они убивают душу, и вот ходят по белу свету, скажем по-гоголевски, «мертвые души».
– В чем состоит роль монашества в современном мире?
– Роль та же, что и в древнем мире. Люди по-прежнему уходят из мира с одной целью – в максимальной полноте исполнить заповеди Христовы, приобрести евангельское совершенство. И сегодня по-прежнему верно сказанное в VI в. преподобным Иоанном Лествичником: ангелы – свет монахам, а монахи – свет миру, каким бы ослабленным мы ни признавали современное христианство и монашество по сравнению с ранним. Именно поэтому монастыри, и Соловецкая обитель в том числе, – это точки кристаллизации наиболее серьезного христианства в современном мире.
Беседовала Ольга Заикина, "Покров" № 6/2012
Справка:
Архимандрит Порфирий (Шутов) родился в 1965 г. в Сарове. В 1989 г. принял святое Крещение. Высшее светское образование получил в Москве, духовное – в Сергиевом Посаде. С 1994 г. – насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С 2003 г. нес послушание казначея монастыря. В октябре 2009 г. назначен наместником Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря. С ноября того же года – директор Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.
Журнал Покров издается в рамках программы благотворительной помощи Национального Фонда Святого Трифона Институту экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений.
Другие статьи на тему Православие:
- Покров №6/2012: Журнал для крещеных, но непросвященных
- Троица-2012: Православные россияне отмечают День Святого Духа
- Как отмечали Святую Троицу на Руси
- Праздник Святой Троицы — 3 июня
- Волшебный свет иконы православной
- Православный женский журнал «Славянка». Май-июнь 2012
- Православные празднуют Вознесение Господне
- Послание Патриарха Кирилла ко Дню славянской письменности и культуры