Главная / Новости / Православные празднуют Вознесение Господне

Православные празднуют Вознесение Господне

Православные празднуют Вознесение Господне

24 мая – тройной праздник для православных: Вознесение Господне, память свв. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, и тезоименитство патриарха Кирилла. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): Вознесение Господне – праздник разлуки! Тюмень отмечает Вознесение Господня, Тобольск — открытие фестиваля "Православие и СМИ". Праздник Вознесения Господня в Вологде отметили богослужением в Софийском соборе. В Смоленске проходят торжества, посвященные Дню славянской письменности и культуры.

У православных – тройной праздник

24 мая – тройной праздник для православных: Вознесение Господне, память свв. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, и тезоименитство патриарха Кирилла.

Вознесение празднуется на сороковой день после Пасхи (и поэтому всегда приходится на четверг). Праздник Вознесения относится к числу особо почитаемых. "Сорок дней ходит Спас по земле: с Воскресенья до Вознесенья, – говорится в народе. "Возшед на небеса, откуда и сошел еси", – поет сегодня Церковь.

После своего воскресения из мертвых Христос пробыл на земле 40 дней. В эти дни он являлся перед учениками в разное время и в разных местах. На сороковой день он повел учеников из города по направлению к Вифании, на гору Елеонскую.

Когда они поднялись на гору, у учеников, еще плохо понимавших духовный характер учения Христова, мелькнула мысль, не вывел ли их Христос на гору для того, чтобы объявить Свое Мессианское царство на земле. Христос с грустью укорил их за неразумение, указующее, что они все еще более сыны "царства Израилева", чем "царства Христова".

Вознесение Господне

"И, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью" (Лк 24 : 50-52). Вознесением завершилось земное служение Божьего сына.

В народе на праздник Вознесения пекли так называемые "лесенки" как символ восхождения на небо. Считается, что в этот день начинает колоситься жито и перестает петь кукушка. На праздник Вознесенья существовал запрет на работы в поле. По словарю Даля: "Вознесение Господне, восшествие, восхождение Спасителя на небеса. На Вознесенье не работают. С Вознесенья запахивают. На Вознесенье пекут лесенки, пироги с зеленым луком. На Вознесенье завивают березки: если венок не завянет до дня Пятидесятницы, то тот, на кого береза завита, проживет этот год, а девка выйдет замуж".

В этом году Вознесение совпало с днем святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, великих просветителей славянских народов. Во всех православных храмах в этот день совершаются молебны святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Государством во многих славянских странах этот день празднуется как День славянской письменности.

На Васильевском спуске состоялся молебен перед древнейшим списком Иверской иконы Божией матери. Чудотворная икона доставлена из Новодевичьего монастыря в Успенский собор Московского Кремля (святыня была передана Русской Православной Церкви 6 мая 2012 года).

Крестный ход с Иверской иконой проследовал на Васильевский спуск, где перед чудотворным образом был совершен молебен. Затем состоялось торжественное открытие Дней славянской письменности и культуры. После молебна на Васильевском спуске  – концерт Кубанского казачьего хора — старейшего национального казачьего коллектива России, созданного в начале XIX века.

***

Вознесение Господне – праздник разлуки!

Вознесение ГосподнеВо имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы с вами, возлюбленные други мои, находимся еще в переживаниях величайшего события преславного Воскресения Христова.

Еще только вчера, в последний раз в этом году, мы слышали и произносили своими устами слова торжественных пасхальных песнопений. А сегодня мы уже празднуем торжественное событие, имеющее огромное значение для нашей христианской Церкви, для всего человеческого рода. Сегодня Церковь напоминает нам о Вознесении на Небо Господа нашего Иисуса Христа.

«Возшед на небеса отонудуже и сошел еси…» – поет сегодня Святая Церковь подчеркивая этим величие нашего Спасителя и Господа.

Он был от начала на небесах и сошел на землю, дабы спасти погибающий род человеческий.

Сошел Он на землю по любви к нам. И, завершив великое Свое земное служение, Он опять возвращается к Своему Отцу — туда, где пребывал и раньше.

«Отонудуже и сошел еси…» Целью воплощения Сына Божия было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения. Даровать людям избавление от вечной смерти.

И вот, совершив дело спасения человеческого рода, примирив Бога с людьми, Господь возносится на небо…

Праздник Вознесения сочетает в себе радость встречи и радость разлуки.

Вознесение Господне

Вознесение Господне. Икона. VIII–IX вв. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

После искупительных страданий Учителя смерть разлучила апостолов с Ним. В скорби находились они. Но, как мы знаем, после славного Воскресения Своего Господь много раз в течение сорока дней (от Пасхи до Вознесения) являлся им, беседовал с ними, наставлял их. Каждая такая встреча учеников со своим Божественным Учителем, несомненно, была радостью для них.

Но вот наступила последняя встреча. Последняя беседа Учителя с учениками. И за ней последовала разлука на долгие, долгие времена. До самого Его второго пришествия на землю.

Надо бы печалиться… А апостолы и ближайшие ученики Христовы, еще маленькая Церковь, которая уже создалась на земле, находятся в радости…

Евангелист Лука повествует нам, что по Вознесении апостолы с радостью вернулись в Иерусалим (Лк. 24, 52). К этой радости они были подготовлены Самим Господом.

Мы знаем, что ближайшие ученики Спасителя были неразлучны с Ним во все дни Его земной жизни. Наслаждались беседой с Ним. Слушали Его поучения. Видели чудеса, творимые Им…

Правда, тогда они еще не все полностью и правильно понимали, так как еще не были просвещены Святым Духом. Но им было радостно видеть своего Божественного Учителя, исполнять Его повеления. И потому, когда Он на Тайной вечери говорил им о том, что Ему надлежит и пострадать, и умереть, и в третий день воскреснуть, и затем совсем уйти от них, Он, конечно, заметил, что они опечалились.

Вознесение Господне

Утешая их, Спаситель сказал им: «Если бы вы Меня, действительно, любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу Моему. Для вас же лучше, чтобы Я пошел к Отцу. Потому что Я приготовлю вам место, чтобы и вы были, где Я. Я пошлю вам от Отца Духа Утешителя, Который наставит вас на всякую истину» (ср.: Ин. 14, 28).

Как видите, ученики Христовы были подготовлены к предстоящей разлуке, и потому они радуются.

Радуются они за своего Господа и Учителя, так как знают, что Он возвращается в ту славу, которая Ему принадлежит. Радуются и за себя, и за весь род человеческий.

Что значит для нас с вами, возлюбленные други мои, Вознесение Господне?

Господь вознесся на небо для того, чтобы приготовить его к принятию всех истинных Своих последователей.

«Иду уготовать место вам,- говорил Он апостолам, а в их лице и всем нам,- и аще уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете» (Ин. 14, 2-3).

Разве это не радость для учеников?

Вдумайтесь хорошенько в эти слова Спасителя! Сколько в них любви и попечительной заботы о людях!..

Он оставил на земле Свое Божественное учение, указал путь, идя по которому мы можем достигнуть вечной блаженной жизни в неизреченном Царстве Божием. Для искупления наших грехов принял человеческую плоть. Освятил ее Своей Божественной силой и с этой преображенной плотью вознесся на небо. На то высшее небо, где особенно пребывает Бог, куда не проникает ни грех, ни смерть, где пребывают только святость и правда, где Бог открывает Свою славу в неприступном блеске. И вот там, в этом месте постоянного присутствия Божия, наш Господь Спаситель пошел приготовить место всем истинным последователям Его. Своим Вознесением на небо Господь с очевидностью засвидетельствовал, что Он воистину Сын Божий и истинный Бог. Ведь возносился Он на небо Сам, Своей собственной силой, показав при этом Свое Божественное величие.

Святой Григорий Богослов говорит: «Спасителю не нужна была колесница, не нужна была помощь и Ангелов, ибо Творец Своей Божественной силой вознесся на Небо. Возвратился туда, где пребывал от века…»

И святой Иоанн Златоуст говорит о том же величии Спасителя, о Его Божественной силе: «Не при помощи кого-либо, ведущего Его, вознесся Господь на небо, но Сам шел этим путем».

Небо, на которое вознесся Господь,- конечно, это не то звездное небо, которое мы с вами видим над собой. И не бесконечное мировое пространство, но высшее небо — место вечного пребывания Превечного Бога.

Вознесшись на небо и седе одесную Отца, Господь Спаситель показал тем самым, что как Сын Божий Он и раньше имел власть единую со Отцем. Но теперь получил ее еще и как Богочеловек, ибо Он вознесся в том самом теле, в котором пострадал и воскрес из мертвых.

Как Бог Он всегда был на небеси и на всяком месте. А вот теперь Свое человеческое естество, которое Он принял от Девы Марии, Он вознес к Небесному Престолу Божию.

Это ли не причина радоваться, несмотря на то, что для этого необходимо расставание с Божественным Учителем.

Радость учеников и апостолов еще большая, чем наша.

Они осознали величие Того, с Кем они находились в близком общении как друзья. «Вы други мои…» – так называл Господь Своих учеников (Ин. 15, 14).

Но и для нас, живущих на земле, великая радость. Вознесся Господь, плотию Своею вошел в славу Отчую — и теперь мы, как говорит святой Иоанн Златоуст, с ужасом и удивлением смотрим и видим, что в самых глубинах тайны Святой Троицы находится человек! Человек Иисус Христос!

Да, Он Сын Божий, но и нам Он родной — Человек…

Вознесение ГосподнеМы сказали вначале, что Вознесение — это праздник разлуки… Но какая разлука!.. Восходит Господь на небо и с Собою в тайну Божественной Жизни вносит всю тайну человека. Вот что теперь человек представляет собой! И понятна теперь нам радость апостолов.

У них теперь было уже все: было небо на земле, была вечность в них самих и они были в вечности.

Вот и нам, возлюбленные, надо стремиться иметь такое же сознание.

Вознесение Господне на небо имеет ближайшее отношение к нашему спасению, к личному спасению каждого из нас.

В разлуке с Господом во время Его вознесения мы видим проявление любви Божией к людям, указывающей нам наше человеческое призвание.

Как поучает апостол Павел: «…вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя: горняя мудрствуйте, а не земная» (Кол. 3, 1-2).

Для осуществления этого высокого призвания верный помощник нам Сам Господь. Телом уходя из земного мира, Он не слагает с Себя попечения о Своей Церкви. Он обещал апостолам: «И се Аз с вами… во вся дни, до скончания века…» (Мф. 28, 20).

Все великие наши праздники — это, други мои, не только воспоминание о том или ином евангельском событии или событии церковной истории.

Но это светочи, указывающие нам верный путь к вечной жизни, пути совершенствования наших душ.

Господь все сделал для нашего спасения. Своим Вознесением на небо Сын Божий открыл нам путь в небесные обители. Но пойдем ли мы указанным путем или остановимся где-либо на полдороге — зависит от нас.

Как уже было сказано, по Вознесении Господа на небо теперь одесную Бога Отца находится Сын Человеческий, облеченный нашей человеческой плотию. И Он облекся в нее не на краткое время, а навсегда, явив этим дивную силу и дивные свойства сотворенного Им мира. А именно: все Им сотворенное способно быть духовным и богоносным.

И здесь становится очевидным и величие человека, и то высокое назначение, которое уготовал человеку Бог.

Трудно постичь это нам, простым людям. Трудно подняться до высоты богословия. Но мы веруем! А вера выше знаний, потому что она всесильна, и именно там, где знания бессильны.

Мы веруем, что именно в этот день, день Вознесения Господня, обретена человеком возможность быть всегда с Богом. И путь к этому указан нам Христом Спасителем.

Путь, которым можно достигнуть и нам высоты святой славы,- тот же самый путь, которым восшел в славу Господь наш, то есть путь креста, путь очищения, самоотвержения, путь внешних и внутренних страданий.

Проверим, возлюбленные други мои, себя, идем ли мы на небо путем Христовым? Путь Господень должен быть путем всех и каждого. За всех нас равно пострадал Господь наш. Для всех равно отверсто и небо!.. Истинный христианин во всех обстоятельствах жизни, при всех случаях помнит, что он наследник неба, сонаследник Христу и поступает сообразно своему предназначению.

Но пусть каждый из нас честно скажет, много ли в нем неземного, небесного, Христова?

Вспомните, когда Господь возносился, апостолы по любви к своему Учителю долго стояли, взирая на небо, принявшее их Господа и Учителя. И за это Ангелы, явившись, сказали им: «Что стоите зряще на небо?»

Но так как мы в большинстве своем склонны к земному и временному, то нам надлежит услышать упрек от Ангелов: сынове человеческие, что стоите зряще не на небо, а на землю? Обратите очи свои к небу, воззрите на Спасителя вашего, давно на вас взирающего. Вступите на путь к небу, давно пред вами лежащий…

Когда Христос говорит нам: «Отвергнись себя, возми крест свой и последуй за Мной» , — Он не только говорит о том, что во временном нашем пребывании мы должны отказаться от земных привязанностей и взять на себя всю тяжесть земной жизни в последовании за Ним.

Он говорит нам о большем,- о том, что мы призваны следовать за Ним и, по Его собственному слову, быть там, где Он есть, в славе вечной жизни Божественной (Ин. 12, 26; 17, 24).

Но надо готовить себя достойной жизнью, чтобы быть соучастниками этой славы.

Апостол Павел в Послании к солунянам говорит, что в последний день пришествия Господа верующие в Него будут восхищены на облаках, в сретение Его на воздусех.

Значит, с истинными последователями Христа должно произойти нечто подобное Вознесению Самого Христа Спасителя.

Вот что Господь совершил ради нас!

Утешая своих апостолов, Спаситель обещал им послать Святого Духа, Который будет наставлять их без Него. И, как мы знаем, в день Пятидесятницы сошел на апостолов Дух Святой. Но не только на апостолов, а и на всех верующих. И с тех пор непрестанно пребывает и будет пребывать до скончания века в Церкви Христовой, приготовляя людей для обителей Отца Небесного. Радуясь тому, что сделал для нас Господь, сделаем себе и назидание. Устремим наш дух на небо за вознесшимся Господом. В своем духовном совершенствовании станем выше наших страстей и пороков, взнесемся на высоту добродетелей и чистоты. Пусть не устрашает нас узкий и тернистый путь к Отечеству Небесному. Этот путь уже не нов! Им прошел Сам Господь и Спаситель наш.

Итак, возлюбленные мои други, во свете Вознесения Христова нам ясен наш земной путь и наше назначение — быть соучастниками славы Божией. Обратим свой взор к небу,- туда, куда вознесся Христос. Святая Церковь зовет нас всегда, а особенно в этот день напоминает нам, что там, куда вошел Господь, вечные обители праведных. Там радость постоянного лицезрения Бога! Там вечная жизнь!

Как было сказано вначале, в день Вознесения Господь разлучился со Своими учениками надолго — до второго Своего пришествия. Но, вознесясь на небо, Господь оставил Церкви Своей драгоценное духовное наследие — Свое благословение. Господь, возносясь, благословлял учеников и не переставал благословлять, пока не скрыло Его облако. Это всеутверждающее и всеосвящающее Божие благословение навсегда запечатлелось в памяти учеников. Его пронесли по всему миру святые апостолы и проповедники христианства. Его чувствуем и мы с вами. И нам, дорогие, надо знать и помнить, что оно всегда живо и действенно, всегда исполнено благодатной силы, всегда несет с собою Божие дарование, возносит наши души и сердца к Богу. В этом благословении наша радость и источник сил. Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

***

Тюмень отмечает Вознесение Господня, Тобольск — открытие фестиваля "Православие и СМИ"

Примечательно, что XII межрегиональный фестиваль "Православие и СМИ" открылся в Тобольске именно сегодня, 24 мая, когда верующие отмечают праздник Вознесения Господня. Во всех храмах Тюменской области проходят особые, праздничные, службы.

Кроме того, 24 мая — день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и День славянской письменности и культуры. Как рассказал корреспонденту ИИ «NewsProm.Ru» пресс-секретарь Тобольской и Тюменской епархии Григорий Мансуров, в Тюмени экстраординарных торжеств по этому поводу в этом году не предвидится, а вот гостей и жителей Тобольска ожидает насыщенная программа. Утром прошли праздничные службы и крестный ход, который возглавил архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.

Что касается открывшегося традиционного XII межрегионального фестиваля «Православие и СМИ», то он продлится до 26 мая. В рамках фестиваля пройдет "круглый стол", посвященный поискам Абалакской иконы Божьей Матери. Напомним, в минувшем году в тюменском регионе стартовала акция «Возвращение Абалакской иконы». Главной ее целью стал поиск первообраза святыни, сбор информационного материала, посвященного иконе и известным спискам из стран ближнего и дальнего зарубежья, привлечение внимания широкой общественности к историко-культурному наследию города Тобольска в целом, и Абалакскому Свято-Знаменскому монастырю — в частности. Пока поиски успехами не увенчались, однако исследователи не оставляют надежд на возвращении иконы.

Помимо того, запланировано проведение "круглого стола", посвященного введению в школьную программу нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», заседание совета главных редакторов СМИ УрФО при полномочном представителе президента РФ в Уральском федеральном округе, экскурсии, фестиваль колокольного звона. Завершит мероприятие конкурс произведений нравственно-духовной тематики, которые вышли в эфир на радио и телевидении или были опубликованы в печатных и электронных СМИ в период с 30 мая 2011 года по 15 мая 2012 года.

Отметим, что в этом году на участие в фестивале поступило более 80 заявок от представителей городов и районов юга Тюменской области, Югры, Ямала, Кургана. В минувшем году в числе участников было порядка семидесяти сотрудников газет, журналов, телекомпаний.

Впрочем, рост интереса «пишущей братии» к фестивалю — не удивителен. Мероприятие дает возможность не только расширить кругозор, пообщаться и обменяться опытом, но и внести свою лепту в развитие православия и укрепление веры.
Благодаря медиасообществу преобразился Абалакский монастырь — на территории храма появилась аллея кедров, был отлит колокол на средства, пожертвованные журналистами, изготовлена мозаичная икона Нестора Летописца — покровителя пишущей братии. Церемония ее освящения состоялась в прошлом году на XI межрегиональном фестивале «Православие и СМИ». В этом году, как заверили корреспондента ИИ «NewsProm.Ru» организаторы проекта, участников и гостей фестиваля тоже ждет немало сюрпризов.

newsprom.ru

***

Праздник Вознесения Господня в Вологде отметили богослужением в Софийском соборе

Прошедшая 24 мая — в праздник Вознесения Господня — литургия в Софийском соборе также ознаменовала и начало празднования дней славянской письменности. В этом году Вознесение выпало на день памяти святых Кирилла и Мефодия.

Богослужение в Софийском соборе провел архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан.

На службу в Софийский собор пришли около 150 человек. Татьяна Георгиева приехала в Вологду на несколько дней из Москвы и очень рада, что попала на богослужение:

«Мы совершенно случайно попали на праздник. Приехали из Москвы на теплоходе. Здесь удивительная атмосфера: я зашла туда — и уходить не хочется. Во-первых, прекрасное песнопение — мужской хор, просто колоссальное впечатление производит. Во-вторых, сам собор. Я смотрела, впитывала эту красоту. Фрески настоящие и старинный намоленный храм. Действительно не хочется уходить».

Вечером Собор также будет открыт. Там пройдёт концерт русской духовной музыки. Выступят мужской хор филармонии под руководством Альберта Мишина и хоровая капелла под управлением Елены Назимовой.

радио «Премьер»

***

В Смоленске проходят торжества, посвященные Дню славянской письменности и культуры

24 мая Православная Церковь отмечает Вознесение Господне. Это один из двенадцати наиболее значимых праздников в православной жизни. В этом году он совпал с Днем славянской письменности и культуры, связанным с памятью просветителей славян Кирилла и Мефодия. На празднике, посвященном великим просветителям, был наш корреспондент Анна Барбашова.

Анна Барбашова, корреспондент ГТРК «Смоленск»: «В данный момент в Успенском кафедральном соборе заканчивается Божественная литургия, которую возглавляет епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. С минуту на минуту начнется Крестный ход. По традиции он пройдет по улицам Большой Советской и Коненкова до дома, где установлен памятный знак в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Там же пройдет молебен. В Крестном ходе должно принять участие несколько сотен человек, среди них духовенство, курсанты военной академии, казачество и многие другие смоляне. Уже сейчас перекрыто движение по пути следования Крестного хода, поэтому водителям лучше выбирать объездные пути. Хочу заметить, что сегодня у православных сразу три праздника – помимо Дня славянской письменности и культуры и Дня памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сегодня выпало так, что православная церковь отмечает день Вознесения Господня. Также верующие не забывают и о том, что сегодня день тезоименитства Патриарха Кирилла. В связи с этими событиями служба в кафедральном соборе особенно торжественна и символична».

Анна Барбашова, Денис Артеменко

Другие статьи на тему Православие:

Adblock
detector