Помните игрушку «Медведь и кузнец», в которой двигаешь дощечки — и медведь с кузнецом по очереди бьют по наковальне? Так вот родина этой игрушки, — небольшое село Богородское, неподалеку от Сергиева Посада, признанного исторического центра игрушечного дела в стране. Такие деревянные игрушки делают в Богородском с XVI—XVIII вв. |
На рубеже XVII-XVIII вв. в России начинают складываться промыслы по производству продукции на продажу, это связанно с формированием централизованного русского государства и развитием рынка, который создал условия для продажи бытовых изделий. Народный промысел, в том числе и художественный,— это такая форма бытования художественного ремесла, когда ремесло служит средством к существованию целой семьи или всей деревни, когда целые районы заняты изготовлением определенного вида изделий.
Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Существует в посёлке Богородское Сергиев-Посадского района Московской области с XVI—XVIII вв.
Подмосковье издавна славилось народными промыслами. Сергиев-Посад и его окрестности – признанный исторический центр игрушечного дела в стране. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». В окрестностях города во многих селах делали игрушку. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное на высоком берегу реки Куньи, приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной и рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.
В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице — Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.
Уже в XV — XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.
В Сергиевом Посаде существует предание о том, как в середине XVIII века один житель посада вырезал из липового чурака куклу размером в 9 вершков (40 см) и продал ее купцу Ерофееву, торговавшему у Лавры. Тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена с большой выгодой для купца. После этого Ерофеев заказал целую партию таких игрушек. Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.
Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.
Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. «Кузнецы» стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка «Курочки» — тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой «потехе» с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.
В 1923 году мастера объединились в артель «Богородский резчик» и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.
Заслуженный художник РСФСР Н.Максимов создал замечательную игрушку — летит по дороге удалая тройка, а в резных санках медведь. Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.
Далеко за пределами Московской области известны православные мастера — чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие. Богородские мастера-художники — участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» — в музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звездочка» — в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
Современная Богородская резьба — многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.
Справка
Село Богородское. Скульптурная резьба.
Специализация: деревянная игрушка.
Материал: древесина липы, ольхи и осины.
Тематика: сельские жители и разные животные, особенно часто встречается изображение медведя.
Символ промысла: игрушка «Кузнецы»
Подготовка мастеров: художественное училище в посёлке Хотьково (Сергиево-Посадский район)
Другие статьи на тему Народные промыслы:
- Богородская фабрика игрушек
- Народные промыслы : Вятский лапоть, турнир косарей и фестиваль косторезов
- Как появилось и развивалось холмогорское искусство резьбы по кости
- Народные промыслы : Городецкая роспись
- Национальные фестивали: Золотая хохлома, Бажовка, Икэнипкэ
- Всероссийский конкурс мастеров кружевоплетения Серебряная коклюшка
- Тагильские подносы. История и возрождение народного промысла
- Секретное оружие: Хакасский национальный костюм
- Прошлое и настоящее Каслинского художественного литья
- Бедственное положение народных промыслов в России
- Как появилась палехская миниатюра?
- Американский бизнес на русских матрешках
- Как выживают народные художественные промыслы