Летний отдых: Алтайский край

Летний отдых: Алтайский край

Самая лучшая пора для автопутешествий — лето… Осматривать интересные места удобно, самостоятельно отправившись по какому-нибудь известному туристическому маршруту. Корреспондент "КП" проехал на автомобиле по живописным горам и историческим городам "Большого Золотого кольца Алтая".

Колывановское озеро

Первая наша остановка в автопробеге по "Большому Золотому кольцу Алтая" — у Колывановского озера.

Колыванское озеро, или как его еще называют в народе Савушки, место не просто красивое, оно великолепное. Всмотревшись в его рябящую мелкими волнами синь можно разглядеть совершенно иной мир, где нет места суете. Природа девственно чиста, разбросанные случайным порядком скалы устремляются ввысь, а небо, отражаясь в волнистом полотне, создает ощущение бесконечности.

— Озеро это не глубокое, — говорит Галина Галкина, специалист администрации Заринского района по вопросам туризма. – Максимальная глубина где-то около трех метров. Но зато у него очень ровное дно и оно просто идеально для купания.

И действительно, на пляже санатория «Лазурный», где наши автомобили сделали первую остановку, было с десяток людей, решивших освежиться в Колыванском озере.

Справка.  Колывановское озеро расположено на высоте 337 метров. Длина его 4 км, ширина — 2 км.

Кстати, в озере растет такой экзотический орех как чилим. Поговаривают, что он вполне съедобен и его ядро напоминает на вкус картошку. Так что не исключено, что какой-нибудь тушеный или, скажем, запеченный с сыром чилим станет гастрономической визиткой Змеиногорского района.

Больше всего впечатляют скалы, которые окружают озеро. Все, наверное, играли в ассоциации, глядя на облака. Так вот, причудливые формы, камней для этой игры ничуть не хуже. Кстати, их возраст примерно 200 миллионов лет.

Кол Ивана или богатырь Колыван?

О том, почему озеро называется Колыванским, и вообще откуда взялось слово Колывань, имеется множество самых разных мнений.

— Есть предположение, что слово это финно-угорского происхождения, — рассказывает Галина Викторовна. – Переводится оно как «обрывистый мыс».

Но есть версии не такие прозаичные. Бытует поверие, что давным-давно жил в этих краях богатырь. Звался Колыван Иванович. Решил он как-то раз на потеху местным жителям показать на что удали богатырской хватает. Ничего лучше не придумал, как разбрасывать по окрестностям многотонные глыбы. В итоге и народ весел, и место весьма красивое получилось.

Есть еще одна легенда. Был некий Иван, которому до того приглянулся местный пейзаж, что он решил наречь эти просторы своим родным домом. Воткнул в землю кол и нарек землю своей. От сочетания кол Ивана и пошло название для этих земель.

Савушки. Алтай
Колывановское озеро в народе еще называют Савушки.

Аренда домика в сутки на берегу Колыванского озера относительно недорога – около тысячи рублей. Притом, что в одном бунгало можно вполне комфортно разместиться вдвоем, а при желании и втроем.

Змеиногорск, он же Шлангенберг

Глава администрации Змеиногорского района Виктор Коренский уверен, что скоро туристы «распробуют» туристический маршрут через Змеиногорск и хлынут сюда потоком. Чего ради?

— В нашем районе замечательная природа и много мест, где можно почерпнуть новые знания, — говорит Виктор Коренский. – Пройдите по городу, ему, кстати, исполнилось 275 лет, вы увидите штольни, шахты. Также у нас развивается сельский туризм. Приедет, допустим, городской житель и посмотрит, как тут огурчики растут, как коровка дает молоко, а курочки несут яички.

Но все же вернемся к самому Змеиногорску, или как его называли в свое время приезжие немцы, Шлангенбергу. Немецкий вариант так и переводится: змеиная гора.

Здесь живет всего 11 тысяч человек. Местные жители называют самой главной исторической достопримечательностью Музей истории развития горного производства имени Акинфия  Демидова.

Этот небезызвестный предприниматель елизаветинских времен умудрился в середине XVIII открыть здесь рудник, который около 100 лет оставался  основным снабдителем серебром и золотом для всей Российской империи. В лучшие времена тут добывалось 96% драгоценных металлов.

Чтобы защитить производство от всякого рода посягательств, здесь построили крепость и выслали казаков. Точная, но немного уменьшенная копия этой самой крепости стоит на территории музея.

Подземный город рудокопов

Перед входом в музей стоят две пушки, по словам хранителя и директора Валентины Смирновой раньше их использовали казаки, а теперь они служат «охраной» музею.

— Музей наш был открыт в 1827 году, — говорит Валентина Хрестьяновна. – Сейчас это, пожалуй, единственный музей горного дела за Уралом.

В музейных витринах первого зала лежат самые разные камни. Причем как в своем первоначальном, природном, виде так и после встречи со специалистами Колыванской камнерезной фабрики, где мастера вырезали из ревневского малахита Царицу ваз, которая сейчас находится в Эрмитаже.

Во втором зале можно посмотреть, как и чем жили рудокопы тех времен. Жили тяжело, некоторые из них почти всю жизнь проводили под землей, где был отдельный город со своей церковью и даже кладбищем.

Но и культурная жизнь в городе тоже била ключом — сюда съезжались светлейшие ученые умы из западной России и Германии. Об этом факте упоминают в своих записках современники.

— Знаете, как писал про Змеиногороск Врангель, когда они прибыли сюда с Достоевским? — спрашивает Валентина Смирнова, встав рядом с «пожилым» роялем немецкого производства. – Писал он так: «В Змеёве много образованных людей и фортепиан много».

Крепость за сто рублей

На самом деле создается такое впечатление, что Валентина Хрестьяновна знает про историю своего города больше, чем Демидов — о способах махинаций с полезными ископаемыми.А в этом деле он был специалистом наивысшей квалификации, каждую копейку считал. И поэтому был невероятно рад, когда казачья крепость обошлась всего лишь в 100 рублей.

Понятное дело, что обменный курс того рубля с нашим современным не в пользу последнего, но все же: строительство современной казачьей крепости стоило больше 300 тысяч сегодняшних рублей.

В третий зал поселил археологические находки. Тут и амуниция скифских воинов, и череп древнего бизона, и  коллекция наскальной живописи, которая соседствует с современными картинами змеиногорских художников.

Еще один интересный, но  противоречивый змеиногорский экспонат – это памятник Ермаку, что возвышается над горным прудом. Раньше бетонный казак стоял в казахском городе Павлодаре, но в начале девяностых его разломали как неугодную властям достопримечательность. Нашлись энтузиасты, собрали его по частям, обломки засыпали углем и вывезли в Россию. В итоге лучше места не нашли, чем в Змеиногорске.

— Когда Ермака ставили, ему не придумали даже жесткий каркас, в итоге половина обвалилась, — рассказывает Валентина Смирнова. – Я была против того, чтобы его поставили здесь. Он сюда даже не ходил, чуть вышел за Урал и все, но казачество и местная администрация решили по-другому и поэтому он теперь тут.

отдых на алтае

Гора Синюха

Едем дальше. В Курьинском районе Алтайского края прекрасно видно, как бескрайняя степь переходит сначала в холмы, а затем перед вами  вырастают горы. Если попытаться перевести всю эту красоту в цифры, то получатся следующие показатели: 124 памятника природы, и все они федерального значения.

Есть в Горной Колывани гора, Синюхой зовется. С давних пор принят тут обычай в праздник Святой Троицы подниматься на вершину этой горы и служить там молебен.

Также поговаривают, что в пасмурную погоду тут можно увидеть облака, но не сверху, а снизу. При должной сноровке и наличии смелости можно их потрогать.

— Когда Петр первый в свое время договорился с джунгарами где кому жить, у подножья горы поставили металлический крест, который кочевым племенам пересекать было нельзя, — говорит Виктор Дудоренко, старожил села Колывань и историк. – Позже здесь построили женский монастырь. Но в 30-х годах его уничтожили. И сейчас от него остался лишь фундамент.

При подъеме и спуске на гору запрещено сквернословить и заводить в голове плохие мысли. Нужно думать о светлом и высоком, тогда и восхождение дастся легче.

— Перед подъемом лучше заправить штаны в носки, а футболки или куртки в штаны, — говорит наш проводник Саша. – Хотя сейчас клеща не должно быть. Всех собрала большая идущая впереди группа.

— А  идти-то долго? – поинтересовался кто-то из компании.

— Дойдем за пару песен, — с улыбкой вызывающей доверие ответил проводник.

Песни, видимо, были чисто русскими, разпевистыми. Потому как примерно часа через полтора мы добрались только до середины. Здесь течет святой источник.

И наконец-то она — вершина! И сразу пропадает всякая усталость. Погода солнечная, поэтому на облака поглазеть не получилось. Но очень хорошо был виден Змеиногорск и тот самый переход от аккуратных холмов к величественным горам.

Стоя на вершине, где рукой можно пощекотать небо, переосмысливается вся жизнь. Пожалуй, и описывать это бессмысленно, надо просто увидеть…

Николай Копытов

Другие статьи на эту тему:

Оцените статью