5 сентября родился Илья Муромец, или Преподобный Илия Печерский

5 сентября родился Илья Муромец, или Преподобный Илия Печерский

Илья Муромец, или Преподобный Илия Печерский — самый загадочный из русских святых. Его имени нет ни в одной летописи. А его путь от воина до святого до сих пор остается загадкой. Некоторые ученые утверждают, что он родился 5 сентября 1143 года в Муромском селе Карачарово Владимирской области. Через всю свою жизнь он пронес веру как крепкий меч, помогая не только бороться с врагами отечества, но и утверждать на русской земле православную веру.

В предверии Дня Рождения Святого и всенародного любимца и героя русских сказок, Национальный Фонд Святого Трифона анонсировал в СМИ начало проектирования и строительства спортивно-оздоровительного комплекса Илья Муромец в ближнем Подмосковье, на берегу реки Пахра в районе поселения Большое Саврасово (Володарское шоссе).

Преподобный Илия Печерский, по прозвищу Чоботок, родился в 12 веке в Муромском селе Карачарово Владимирской области. Некоторые ученые называют и более точную дату — 5 сентября 1143 года. Отец его — Иван Тимофеевич Чоботов, мать — Евфросиния Яковлевна, — были то ли крестьянами, то ли из богатого рода, точно не известно. Когда родился сын, его окрестили в честь пророка Божия Илии. С детства мальчик любил молиться Богу и через всю свою жизнь пронес веру как крепкий меч, помогая не только бороться с врагами отечества, но и утверждать на русской земле православную веру. Во многих источниках упоминается о том, как Илья строил храмы на родной земле, а также соборную церковь в Киеве в честь Свт. Николая Чудотворца.

Илья Муромец, или Преподобный Илия Печерский
Икона с храма свт. Николая Чудотворца на Лесном массиве (Киев)

Кто знает, что за собой оставила народная молва: имел Илья деньги на строительство храмов или, имея могучую силу, помогал лишь строить их. Местные жители на протяжении многих веков почитали часовню при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил по легенде сам Илья Муромец. В народе даже существовало поверье, «что гром происходит от того, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит». Деревянная Троицкая церковь в селе Карачарово, по преданию, была заложена богатырем.

Троицкая церковь в Карачарово
Троицкая церковь в Карачарово

В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору. Лишь в 19 веке построили новую каменную церковь. Местные жители также почитали многочисленные родники, которые, по преданию, возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Это говорит о том, что не только сила богатыря привлекала народ, но и святость его жизни. Помня слова Священного Писания: «Господа, Который вывел вас из земли Египетской силою великою и мышцею простертою, — Его чтите и Ему поклоняйтесь… и Он избавит вас от руки врагов ваших», — Илья утверждал веру в Бога, проявляя силу, данную ему от Него. Конечно, не от ударов копыт возникли родники, и тем паче, святые источники, а по молитве, ибо Господь Сам избирает место, где установить светильник угоднику Своему.

Откуда же появилась у Ильи Муромца такая сила?

Известно, что с детства Илью постигла страшная болезнь, после которой мальчик перестал ходить. Согласно одним источникам, он находился в таком состоянии 30 лет, согласно другим — оправился от болезни раньше, но был слаб физически, поэтому все равно не мог выполнить обычные работы. Об этом также свидетельствуют дефекты позвоночника, что было выявлено при экспертизе мощей. Несмотря на тяжелую болезнь Илья не роптал на Бога, не жаловался, лишь печалился о том, что ничем не мог помочь своей семье в то время, как все люди его возраста уже давно работали.

Однажды, когда Илья молился и размышлял о путях спасения, о том, чем он мог послужить Богу, защищая Русь от нашествия иноплеменников, ему явились Христос с двумя апостолами. В советское время это повествование, отраженное во многих былинах, было изменено, так что слова о святых опустили, оставив лишь "калик перехожих" (нищих странников), которые исцелили Илью. Кто они — во всех советских изданиях опущено. Странники попросили Илью принести им воды. За эту любовь к нищим и усердие, которое Илья проявил несмотря на свое болезненное состояние, ему было повелено самому испить воды, после чего Илья получил «силу великую». От Ильи требовались только вера и свободное устремление воли, чтобы все остальное получить даром по милосердию и благо­дати Божией, ибо была на то треба великая — защитить русскую землю от нашествия половцев и молитвой ограждать народ от врагов невидимых.

Перед тем, как записаться в княжескую дружину, Илья взял родительское благословение:

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град –
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую».

Муромский краевед А. А. Титов, автор «Исторического описания города Мурома» 1833 г. писал, что Владимир Великий определил в Муром лучшего наместника, может быть, потому, что «Русский богатырь Илья Муромец, родившийся в селе Карачарове, от Мурома в двух верстах, известный нам по словесным преданиям и некоторым, хотя неофициальным, но правдоподобным запискам добровольно уехал в Киев служить Великому князю Владимиру…». Так что не только былины, но и многие другие источники хранят память о святом богатыре, который не по принуждению, а по собственному желанию встал на защиту Отечества.

Илья Муромец

Итак, Илья поступил на службу к Великому Князю Владимиру Мономаху. Усилиями его дружины половцы были отброшены в XI веке далеко на восток. Войско Владимира Мономаха расширило русские пределы до Дона и Азовского моря. Будучи уже в зрелом возрасте, Илья не возгордился, но пронес богатырскую силу через всю свою жизнь, как драгоценный дар, данный ему Богом. Чудодейственную силу Илья Муромец использовал только для борьбы с врагами Оте­чества и восстановления справедливости. При всем этом Илью отличало смирение и кротость. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривал его уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в бой. Дух Господень пребывал на Илье и делал его бесстрашным.

Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. С честью защищая Отечество на поле брани, он, даже не будучи монахом, являлся истинным подвижником благочестия в своем служении Богу и ближним. Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, оставил мир, принял монашеский постриг и затворился в Феодосиевом монастыре (ныне Киево-Печерская Лавра). И теперь на левой руке святого видна глубокая округлая рана и значительное повреждение в левой области груди. Возможно, рукой он прикрыл грудь, из-за чего ударом копья она была пригвождена к сердцу.

Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах он успел провести не так много времени, но, без сомнения, проявил за это время великое послушание, исполняя все заповеди Господни. Скорее всего, постриг приходился на время игуменства преп. Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182), который пользовался большим уважением со стороны великого князя Ростислава Мстиславовича. Несмотря на все почести, которым Илья мог пользоваться в миру и жить безбедно, он избрал себе нищету ради Христа.

Отошел Илья Муромец в Царство Небесное на 45-м году своей жизни 1 января 1188 года. Рана в области сердца, по мнению специалистов, послужила основной причиной его смерти. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для преподобного Ильи и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же святого угодника Божия Илии были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. По одной из версий, из-за роста Ильи (177 см для людей XII века считалось высоким ростом), его гроб не помещался в выдолбленную в пещере нишу, поэтому пришлось укоротить ноги. В 1638 г. мощи Ильи Муромца были описаны иноком Киево-Печерской Лавры Афанасием Кальнофойским, который уточнил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г.

Илья Муромец. Усыпальница
Усыпальница

К лику святых преп. Илия Почаевский причислен в 1643 году, а его нетленные мощи до сих пор покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. По свидетельству книг 18-19 века, пальцы правой руки преподобного сложены в троеперстии, но вот строки из материалов медицинского исследования мощей: "Правое предплечье резко согнуто в локтевом суставе и направлено к месту проекции сердца. Второй и третий пальцы правой руки выпрямлены и сведены в виде двуперстия, а остальные согнуты"(Хведченя С. Святыни и святые Киево-Печерской лавры. Киев, 2001, c. 162). Это же можно видеть и воочию. Скорее всего, именно в 18-19 веке требовались доказательства против раскола, поэтому прибегли к наиболее почитаемому святому в то время святому, мощи которого были нетленны. Во времена же, когда жил преподобный Илия не было особых правил — как складывать персты, поэтому крестились и двумя, и тремя пальцами, не думая о том, сверху или снизу пальцы соединяются вместе, образуя триединство.

Илья Муромец. Мощи

Сомнению были подвержены и сведения о том, что Илья Печерский есть знаменитый богатырь Илья Муромец, однако вскоре сомнения рассеялись. Хотя в библиотеке Якова Кротова можно до сих пор прочитать о культе Ильи Муромца и недостоверности сведений, но не будем забывать, что священник Иаков (Кротов) уклонился от православной веры, уйдя в раскол. Некоторые катакомбные церкви также отвергают святость русского богатыря.

Историческое лицо, которое носило бы имя Ильи Муромца, искали многие. Так, Иловайский нашел аналог в лице одного из героев Смутного времени, но былинный Илья Муромец был известен єще задолго до этого времени. Имя Ильи "Русского" (Ilias von Riuzen или of Graeca) встречается уже в Ortnitsag’е (XII век) и Tidreksag’е (XIII век) наряду с именем Владимира. Древнейшие указания на Илью наших былин представляет собой письмо оршанского старосты Кмиты Чернобыльского, который говорит о силе "Ilii Muravlenina i Solowia Budimirowicza". Следующим доказательством является упоминание Эриха Лясоты о "Morowlin’е". Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в эпических текстах. Так интересен конец былины "Илья Муромец и Калин царь" в исполнении сказителя Щеголенкова: "от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца".

Есть и другое мнение, возводящее Илью к Олегу. Имя Илья сближается с именем Олег через форму Eligas; но академиком Соболевским было указано на филологическую недопустимость такого сближения, а А.Н. Веселовский, в своей последней работе по русскому эпосу, указывает на позднее происхождение имени Eligas и считает раздвоение личности Олега на Вольгу и Илью мало вероятным. Еще более спорным является сближение былинного Ильи с историческим Добрыней. Так что на самом деле достоверных сведений о житии святого сохранилось мало, в то время как былины писались народом часто. Так, в одной былине описывается тяжелый бой Илии с могучим хазарским богатырем Жидовином, который напугал Добрыню и затем едва не одолел самого Илию, уже немолодого, повергнув его наземь. Но, укрепившись верой в апостолов, которые не предрекали ему такую гибель, и силами родной земли, русский богатырь сбрасывает с себя и убивает наглого Жидовина, то есть иудея, в христианском понимании – носителя страшной сатанинской силы.

Такова функция былин – передать ратный подвиг для укрепления сил народа, поэтому в них многое бывает довольно символичным. Так, Илия, «очищая дорожку прямоезжую», берет в плен Соловья-разбойника с поначалу сохранением ему жизни, пристегнув того к стремени – это символизирует одоление грубой языческой силы, господствовавшей на Руси. В классическом эпосе насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье. Известно, что классические былины о русском богатыре были записаны, в основном, на севере, а казацкие песни — на юге. На родине же, в центре России, бытовали особые местные прозаические предания о любимом богатыре Илии Муромце. Фиксировать их стали лишь с начала XIX в.

На местные предания, рассказывающие о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы, ссылаются известные исследователи фольклора прошлого века Орест Миллер и Федор Буслаев. Причем записи сказаний были присланы им непосредственно из Мурома.

Илья Муромец.

Не вдаваясь в подробности военной службы, достоверным все же считается место рождения Илии, его болезнь и исцеление святыми угодниками, служение отечеству, ратные подвиги и, самое главное, чистое монашеское житие. Кстати, в некоторых былинах прямо указывается на монашеский путь Илии и его святую кончину: «Прилетала невидима сила ангельска и взимала-то его с добра коня и заносила в пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленныя».

Илья Муромец.

Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца — гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная печерским «изобразителем» Ильей в середине XVII в.

Илья Муромец.  Реконструкция

На основании изучения святых мощей московский скульптор Никитин составил по методу Герасимова образ преп. Илии Муромца.

Позже Сергеем Субботиным изготовлена деревянная фигура в полный рост, точно воспроизводящая все особенности строения, которые удалось выявить при исследовании мощей. В августе 2006 года эта фигура привезена в древнейший в России Муромский Спасо-Преображенский монастырь (старше только Киево-Печерская Лавра). Кисть левой руки данной фигуры сделана из серебра и представляет собой ковчежец, где хранится частица мощей.

Илья Муромец.

В летописи монастыря Илья Муромец упоминается как воин, и лишь позже как Киево-печерский инок, что подтверждает его воинское звание. Монахи, которые в Киеве переоблачали мощи святого также свидетельствуют, что все тело преп. Илии было сильно изранено.

Церковное почитание святого Ильи Муромца на его родине в прошлых столетиях ограничивалось лишь упоминанием его в день памяти наряду с другими киево-печерскими угодниками и посещением святых источников. Впоследствии преп. Илия Почаевский стал изображаться среди святых Муромской земли. Над родниками устроили открытый навес, а воду по желобам стали собирать в цементный колодезь, сооруженный юго-восточнее родников. Родники находятся под самой горой.

Часовня и купальня св. Ильи

Сейчас на этом месте воздвигли деревянную часовню Св. Илии Муромца и купальню.

В последние годы с возрождением Церкви и местных святынь церковное почитание Ильи Муромца получило особое распространение, как на родине святого, так и по всей стране. В Карачарово 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его мощей, переданная из местного музея. В 1994 году на городском кладбище заложена часовня во имя святого, которую освятили через четыре года.

Храм во имя преподобного Ильи Муромца построен в 1997 г. при Главном штабе ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

 

Храм Ильи Муромца

Одинцовский район, Власиха посёлок, Соборная площадь

Почитаемой иконой является образ Илии Муромца в храме Архангела Михаила в московской воинской части в Екатериновке.

Часовня в честь преп. Илии Муромца в Петропавловском погранотряде

 Часовня в честь преп. Илии Муромца в Петропавловском погранотряде

В Ярославле Главный штаб РВСН торжественно передал икону и частицу мощей преподобного Ильи Муромца в Ярославский гарнизонный Храм Архангела Михаила. Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, части специального назначения, а также воинские части считают святого Илью Почаевского своим небесным покровителем.

Весной 1999 года к 777 годовщине трагической для Древней Руси битвы на Калке в Володарском районе Донецкой области казаки Войска Запорожского Низового в честь воинов всех поколений возвели часовню преподобного Илии Муромца, инока Киево-Печерского, и мраморный Поклонный Крест.

В Косово после Балканской войны почти четыре года – с июля 1999-го по июнь 2003-го – был развернут полевой храм преподобного Илии Муромца, который затем вывезли в Чечню, где он находился во Введенском районе, в базовом лагере Воздушно-десантных войск до ноября 2004 года. В полевых условиях Косова и Чечни в этом храме приняло святое крещение большое количество воинов, в том числе и с именем Илия, в память преподобного.

Во дворе Центра Дикуля строится часовня, посвященная Илье Муромцу, как молитвеннику за людей, страдающих болями в спине, параличом, проблемами с позвоночником.

Чудо в храме св. Ильи Муромца в г. Днепропетровске произошло в 2005 г.

Чудо в храме св. Ильи Муромца в г. Днепропетровске произошло в 2005 г. На снимке виден точный образ горящей свечи.

vera-istina-2.blogspot.com

***

Документальный фильм «Святые. Путь Ильи Муромца»

Документальный цикл-расследование "Святые" говорит об изумительных судьбах людей, чья жизнь до сих пор окутана ореолом тайны. Ведущие программы — кандидат исторических наук Аркадий Тарасов и журналист Илья Михайлов-Соболевский разыскивают удивительные факты биографии русских святых, общаются с родственниками и очевидцами чудес, кои они совершали и посещают святые места. Каждый фильм — это "житие" сквозь призму современности, где, возможно, прозвучат ответы на многие вопросы.

В выпуске: Октябрь 2007 года. По трассе Москва-Ярославль на большой скорости мчатся несколько десятков мотоциклов. На головном байке в специальном кофре везут икону с частицей мощей самого известного и в то же время самого загадочного из русских святых Ильи Муромца. Его имени нет ни в одной летописи. А его путь от воина до святого до сих пор остается загадкой.
Выпущено ООО "Скай Продакшн", ТВ3. Режиссер Денис Красильников. 2010.

Другие статьи на эту тему:

Оцените статью