В Сыктывкаре стартовала III республиканская научно-практическая конференция «Народные промыслы и ремесла: прошлое, настоящее, будущее». По мнению собравшихся, интерес к народным промыслам хоть и растет, но проблем в этой сфере много. Организатором конференции выступила Коми ремесленная палата, которая на сегодня объединяет около 250 мастеров-прикладников по всей республике. |
Мастера народных промыслов в третий раз приехали в Сыктывкар на республиканскую научно-практическую конференцию. Более 60 преподавателей и ремесленников из большинства муниципалитетов обсуждают вопросы, связанные с развитием декоративно-прикладного творчества и его отдельных направлений, а также говорят о том, как исправить существующее положение вещей – интерес к народным промыслам хоть и растет, но проблем в этой сфере много.
Научно-практическая конференция проводится каждые два года. Организатором выступила Коми ремесленная палата, которая на сегодня объединяет около 250 мастеров-прикладников по всей республике. По словам президента палаты Ефима Канева, разумеется, это далеко не все мастера, которые занимаются возрождением традиционных видов декоративно-прикладного творчества, но число их под «крылом» палаты растет. Палата поддерживает их литературой и методическими пособиями, организует мастер-классы, создает творческие мастерские, пробует «продвигать» изделия на рынок.
— Первую научно-практическую конференцию мы провели шесть лет назад, хотели просто поговорить и все. Но оказалось, в таких конференциях есть большая потребность, — отметил Ефим Канев.
— Особенно по лозе такие конференции нужны, — воодушевленно вторила ему преподаватель республиканского эколого-биологического центра Эльвира Панюкова. — Лозой практически никто не занимается. В Кирове есть несколько предприятий, а у нас она не процветает. Мне очень хочется продвинуть это ремесло. Все говорят, что из северной лозы нельзя плести, что она непригодна, а мы с детьми доказываем обратное. Ива, как сорняк, растет везде, то есть материал доступен, и мы, заготавливая лозу, учим детей бережно относиться к природе.
По словам многих выступавших на конференции, главная проблема для прикладников — это подготовка кадров. По словам Ефима Канева, разным направлениям декоративно-прикладного творчества учат везде понемногу, но системы преемственности нет. Мастера жалуются, что молодежь после учебы не хочет ехать в районы, ей надо предлагать жилье. Многие запрашивают высокую зарплату, которую хозяин мастерской не в силах гарантировать. А носители культуры уходят в мир иной, и передавать опыт становится некому. Мастера буквально по крупицам собирают знания, ездят в экспедиции.
— Некоторые виды промыслов нам удалось «вытащить», — продолжил Ефим Канев. — Например, узорное вязание. Мало кто верит, что в республике его существует более десяти видов (усть-цилемское, усть-куломское, верхне-сысольское, ижемское и так далее, везде есть свои особенности). По искусству плетения из бересты мы хорошо продвинулись, развивается художественная обработка дерева. Это древнее искусство: изделия из дерева не только вырезали, но и украшали росписью. Доцент Сыктывкарского госуниверситета Ирина Земцова возрождает пижемскую роспись, корни которой — в Усть-Цильме и бассейне реки Пижма, а исторически они уходят вглубь веков, даже найдено сходство узора с древневизантийской росписью. Кожа и мех у нас тоже возрождаются. Есть предприятие, которое шьет сумочки, косметички, чехлы для мобильных телефонов с национальным орнаментом, ремесленники делают сувениры. Если все забыть, закопать, мировая культура потеряет какую-то свою часть. Все это бренд республики, такого нигде больше нет, это надо сохранять.
Собеседник привел пример с большим объемом китайской продукции на рынке товаров и сувениров — даже матрешек, и тех делают в Китае, и вместе с ними насаждается чуждая культура. Люди устают от однообразия и начинают искать что-то особенное. Туристы, побывавшие в регионе, хотят увезти домой уникальное, самобытное. В частности, не останутся без сувениров и участники Чемпионата России по боксу, который начнется в Сыктывкаре в воскресенье. Но ситуация практически казусная: организаторы заказали мастерам большой объем изделий из бересты, кожи и меха. Это хорошо — работа востребована, но этот заказ получен за неделю до соревнований. Поскольку складов у мастеров нет, они вынуждены день и ночь трудиться над символикой Коми.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются мастера, — отсутствие условий для развития мастерских, малых предприятий.
— Налоги для малых ремесленных предприятий сопоставимы с теми, которые платят производители табака и алкоголя. А этот труд нельзя сравнивать! — возмущается Ефим Канев. – У нас ручная работа, 90 процентов себестоимости изделия — это оплата труда мастера. Полноценной нормативно-правовой базы для развития народных промыслов нет. Законом не определено, что такое ремесленничество, а ведь это социально-значимое направление, которое возрождает и хранит народные традиции.
И все-таки ситуация с народными промыслами начинает в республике меняться. Проводятся совещания и координационные советы на уровне главы Коми, постоянные представительства региона в Москве и на Северо-Западе организуют выставки-продажи на разных площадках двух крупнейших городов страны. По словам специалистов, изделия мастеров из Коми вызывают большой интерес не только у иностранцев, но и у жителей страны.
— К нам за информацией обращаются постоянно. Страна многонациональная, в школах проводят уроки толерантности, педагоги идут к нам за материалом, — рассказала начальник отдела московского постпредства Людмила Андреева. — Сейчас мы готовим новую выставку в фойе, она будет более объемной и постоянно действующей, нам не придется каждый раз обращаться за помощью к республике, организовывать доставку экспонатов.
Коллега Людмилы Андреевой, начальник отдела Центра культуры республики при Постоянном представительстве Светлана Белорусова отметила, что в республике спрос на изделия народных промыслов небольшой, поскольку люди в этой атмосфере живут, так или иначе соприкасаются с культурой своей земли, а для Москвы это — экзотика, цены для москвичей вполне приемлемые, и люди часто обращаются, просят продать им что-нибудь.
— Мы хотим наладить поставку работ наших мастеров в Москву, чтобы и им дать заработать, и предложить покупателям, что они хотят. Для нашего центра сейчас создается сайт, и мы готовы разместить на нем странички с информацией о ремесленниках из республики. Это будет работать, потому что в Москве все покупается через интернет, — подытожила Светлана Белорусова. Многие в аудитории заинтересовались ее предложением.
Итогом научно-практической конференции станет принятие пакета решений и предложений. Материалы конференции предполагается издать в виде сборника, разместить на официальном сайте www.komirempalata.ru.
Другие статьи на тему Народные промыслы:
- Современные гончары: Счастье своими руками
- Городецкая роспись по валенкам
- Фольклорные элементы
- В традициях скопинских гончаров
- Народные промыслы: Мезенская роспись по дереву
- Как создаются жостовские подносы?
- Тагильские подносы. История и возрождение народного промысла
- Городецкий мастер из Деревни Гончаров
- Смогут ли художественные промыслы стать бизнесом?
- Кружевной снегопад из Иркутской области
- Народные промыслы: Павлово-посадские платки
- Народные промыслы: Городецкие гончары
- Народные промыслы: Вологодские кружева
- Народные промыслы: Каргопольская игрушка
- Народные промыслы: Оренбургский пуховый платок
- Фестивали народных промыслов в Туле и в Городце и грант на 4 млн рублей
- Народные промыслы: Городецкая роспись