Русские сувениры захватывают рынок Беларуси

Русские сувениры захватывают рынок Беларуси

Сувениры, произведенные в России, вытесняют конкурентов с белорусского рынка. В белорусском парламенте идет обсуждение изменений и дополнений в Закон «О народном искусстве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь». А чем может быть полезен белорусский опыт для развития народных промыслов России?

Русские сувениры захватывают рынок Беларуси

Сувениры, произведенные в России, вытесняют конкурентов с белорусского рынка. На прилавках Минска появились шкатулки, тарелочки, панно и другие памятные подарки с видами столицы, на которых указана страна происхождения – Российская Федерация. Эти подарки значительно дешевле местных аналогов, и спрос на них среди туристов постепенно растет.

Сувениры российского производства выгодно отличаются по цене и уступают пальму первенства лишь китайским образцам. В то время как белорусские предприятия концентрируются на изготовлении шкатулок ручной работы с традиционным декором, импортные образцы – продукт массового производства, менее вычурный, но более практичный.

Пока местные фабрики слабо осваивают сегмент недорогих сувениров, иностранные подарки завоевывают все большие и большие доли рынка. Некоторые участники рынка Беларуси выражают опасения, что подобная экспансия может повредить отрасли народных промыслов страны и призывают покупать аутентичные изделия.

***

Ремесло или промысел?

В парламенте идет обсуждение проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь» О народном искусстве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь ".

Старый закон был принят еще в 1999 году, жизнь изменилась. Назрела необходимость совершенствования законодательных норм. Особую актуальность дополнения в закон приобретают перед чемпионатом мира по хоккею, так как изделия народных ремесленников, мастеров — это хорошие сувениры для тех, кто собирается посетить страну. Но мастера — все же не коммерсанты, не торговцы. Так надо ли переводить на коммерческие рельсы народную культуру или можно оставить ремесленников вне рыночных отношений? Это был наиболее острый вопрос при обсуждении внутри парламентской рабочей группы.

народные промыслы беларуси - слуцкие пояса
В Беларуси возрождают старинный промысле — изготовление слуцких поясов

Народный промысел и промышленность

Вначале было слово… С него и началась спор. Точнее из двух слов — «промыслы» и «ремесла». В старой редакции закона они представляются как синонимы и идут один за другим: «промыслы», а потом в скобках «ремесла». Представители Совета Республики предложили развести эти понятия: мол, промысел — это изготовление большого количества продуктов и их продажа, а ремесла — это изготовление незначительного количества продуктов с малой ориентированностью на продажу. «Где заканчиваются ремесла и начинается промысел?» — Звучало все время вопрос. В итоге пришли к выводу, что развести эти понятия невозможно и, чтобы избежать недоразумений, надо их сохранить синонимичными.

Далее речь пошла о том, что промыслы нужно воспринимать как отрасль промышленности, которая также должна приносить доход государству. Однако этому серьезно возразила Министерства культуры и объявила, что отнесение народных промыслов к промышленности убьет их. После этого столкнулись два взгляда. Один был высказан Натальей Черноруцкой, помощником члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Сергея Новицкого: «Если госпрограмма по слуцких поясах в открытую названа программой по сувенирной продукции, то тогда давайте понимать и в разговоре о народных промыслах, что это действительно сувенирный бизнес, часть туристической привлекательности страны, и давайте к этому подходить с учетом бизнес-интересов. Не надо снимать пылинки с ремесленничества и говорить, что это народное достояние. Это часть бизнеса. Все должны платить налоги ».

Второй взгляд высказал Вадим Щербич, начальник управления учреждений культуры и народного творчества Министерства культуры: «Если мы сегодня поставим это все на рельсы бизнеса, то завтра мы потеряем мастеров, занимающихся ремесленной деятельностью. Сегодня они не в том объеме производят, чтобы у них были проблемы со сбытом продукции. Тем более, что каждая продукция у мастера в единственном экземпляре, так как он не может сделать точно такую же вещь, как предыдущая. Когда они начнут производить много, как промышленники, то это уже не будет народным ремеслом. Ручная работа тогда исчезнет, а у нас и так сейчас сложно найти хороший сувенир. И этот сувенир должен быть белорусским, а не китайским. Да и налоги они платят, но не за деятельность, а за доход ».

***

Чем полезен белорусский опыт для развития народных промыслов России?

21 января в Союзе художников РФ прошло заседание Комиссии по народному искусству с участием представителей ведущих народных промыслов России — Хохломы, Палеха, Ковернино, Павловопосадской платочной мануфактуры, Дымки, Федоскино, Богородской игрушки… Комиссия обсуждала работы умельцев из разных уголков страны, которые решили пополнить ряды "народных мастеров". Присвоение звания "Народный мастер" дает право на участие в выставках и проведение мастер-классов.

Надежда Коровашкова из Апатит привезла целый чемодан изготовленных ею кукол и тканые скатерти. Куклы вызвали нешуточное волнение среди членов комиссии, так как одела их Надежда не в традиционные костюмы, а в современные. А вот скатерти с ручной вышивкой были одобрены. Долго спорили, выдавать ли мастерице удостоверение. В итоге дали, но посоветовали придерживаться традиционного северного орнамента. А вот работы Тамары Новицкой были отвергнуты сразу. Раньше Тамара трудилась в Семенове, но и теперь, после переезда в Барнаул, продолжает расписывать в стиле хохломы. По новому закону Новицкая выбыла из контекста традиционного промысла, так как он сложился и культивируется в Семеновском районе Нижегородской области.

Долго любовались кружевными накидками, сплетенными при помощи коклюшек Лидией Аверочкиной. Образцы она отыскала в одном из рязанских монастырей. Удостоверение продлили, пригласили на выставку. Но Лида скромно отказалась: "У меня 14 соток огорода, козел, две козы и козлята. Некогда".

народные промыслы
Если хотите купить настоящую хохлому, поезжайте в Семенов Нижегородской области! Фото: Татьяна Хорошилова

Подтвердила комиссия и квалификацию Татьяны Агеевой. Мастерица сформировалась на жостовском промысле, а теперь хочет поработать индивидуально. Кстати, Жостово стало с недавних пор частной фирмой. Кто и как задает на подобных предприятиях художественный уровень, не совсем понятно. Прилавки заполнены некачественными подделками. Союз художников курирует только часть промыслов, остальные находятся в ведении минпромторга. Сокращается производственная база. Нет координационного центра и единого экспертного совета.

Оргсекретарь Союза художников России Александр Греков считает, что Минкульт должен взять на себя функцию поддержки народного искусства. Раньше была специальная премия имени Репина для мастеров народных промыслов, теперь ее нет. Как нет и масштабной всероссийской некоммерческой выставки изделий народных промыслов.

Художник Виктор Зубрицкий заметил, что Госдума приняла поправки в Закон "О народных художественных промыслах". Согласно ему, государство будет обращать внимание на народные промыслы, но хотелось бы, чтобы существовали госзаказы. Хочется поддержки, подобно той, что существует в Беларуси: там создан госконцерн, объединяющий 14 ведущих промыслов. А вот заслуженный художник России Михаил Лебедев полагает, что необходимо изменить систему налогообложения: в этой отрасли до 70 процентов ручного труда, а налоги они платят, как автозавод. Если у промысла не будет продаж, он умрет. Увы, в России сегодня сыщется лишь пара магазинов по продаже изделий народных умельцев.

Другие статьи на тему Народные промыслы:

Оцените статью