В школе акварели Сергея Андрияки – выставка работ русского скульптора XIX века Николая Ивановича Либериха. Экспозиция составлена из двух частных коллекций – 39 бронзовых скульптур из собрания Алексея Егорова и 22 авторских рисунков скульптора из коллекции Константина Журомского. |
Виртуозный мастер малых форм
Скульптурная группа Царская охота. Н.Либерих. Бронза. Фото: kommuneest
Ни разу работы Либериха не представлялись на отдельных выставках. Между тем Николай Либерих – выдающаяся фигура в истории русского искусства. Человек разносторонне образованный, он первую половину своей жизни посвятил военной службе, одновременно самостоятельно занимаясь лепкой и рисунком. А после завершения военной карьеры лейбгвардии полковник Николай Либерих стал академиком Императорской Академии художеств. Именно скульптурами Н. И. Либериха Россия впервые была широко представлена на международных художественных выставках.
Весьма известный как в военной, так и в художественной среде при жизни Н. И. Либерих был практически забыт.
Его работы известны лишь небольшому кругу специалистов и коллекционеров. Хотя небольшие собрания хранятся в музеях: 9 скульптур – в Русском, 8 – в Третьяковской галерее и 5 – в Эрмитаже. А самая масштабная коллекция – у Алексея Егорова:
– Пойдемте, я покажу вам свою любимую скульптуру, – нетерпеливо потянул меня за рукав Алексей Георгиевич, – «Крестьянка с граблями верхом на лошади». Форма малая, но какая чистота проработки мельчайших деталей! Какая фантастическая динамичность в движениях и у женщины, и у животного! А вот густопсовая борзая «Славный» – любимый пес царя Александра II. Он обожал эту собаку и заказал работу Николаю Ивановичу. И собственноручно заплатил 100 рублей серебром. Тут достаточно редкая работа Либериха – «Оленья упряжка с самоедом». Наши северные народы на Рождество и Масленицу приезжали в Питер. И катали всех желающих на оленьих упряжках.
Излюбленными моделями Либериха были персонажи охотничьих сцен. Охотники, лошади, собаки, медведи, зайцы, олени, кабаны. Прекрасно изучив внешность и повадку каждой породы животных, скульптор умел с большой натуральностью передавать их позы, движения и отличительные черты, особенно шерсть и кожу. А его кони не уступают скульптурам известнейшего и поныне лошадника Петра Клодта! Глядя на летящего всадника (скульптура «Охота на волка с борзой»), не сразу замечаешь обилие тонко вылепленных мелких деталей, удивительно мастерски выполненную проработку объемов, всех частей композиции.
Внимательный зритель, приглядевшись, может заметить размещенную на боковой части скульптуры, посередине цоколя так называемую «арматуру» – рельефное изображение особого рода, состоящего обычно из предметов воинской экипировки, различных видов оружия.
– Обратите внимание на центральный фрагмент композиции «Охота императора Александра II на медведя близ Боровина в Новгородской губернии в 1865 году», – показывает Егоров. – Егеря императорской охоты Степана Никонова медведь чуть было не загрыз, если б не отменная реакция государя – метким выстрелом он убил животное и спас своего егеря. А потом в подобной же ситуации Никонов спас жизнь царю.
И государь записал в своем дневнике: долг платежом красен. Полная композиция – вот она, на графическом листе из коллекции моего соавтора Константина Журомского.
Кстати, целая работа не исчезла, сохранилась, – замечает Егоров, – находится в музее одного из горных институтов России.
Ирина Долгополова
Выставка открыта до 3 апреля