Главная / Новости / Выставки и мероприятия, посвященные победе России в войне 1812 года. Март 2012

Выставки и мероприятия, посвященные победе России в войне 1812 года. Март 2012

Выставки и мероприятия, посвященные победе России в войне 1812 года. Март 2012

Ученые обсуждают в Смоленске войну и мир 1812 года. В Москве состоялся музыкальный вечер, посвященный Бородинскому сражению.   1812 год в книгах покажут в Екатеринбурге. В Москве состоится премьера оперы "Война и мир". В УФО проведут смотр-конкурс юных казаков, посвященный 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. В Башкортостане проходит смотр-конкурс к 200-летию победы России над Наполеоном. В Историческом музее Люцерна открыта выставка, посвященная «Наполеоновской кампании».

Ученые обсуждают в Смоленске войну и мир 1812 года

В Смоленской областной универсальной библиотеке имени Александра Твардовского открылась IV Всероссийская научная конференция "1812 год: война и мир" (первые три прошли в 2008-10 годах). Постоянными организаторами этого форума являются Смоленский госуниверситет, Смоленский государственный музей-заповедник, Союз краеведов России. В конференции участвуют ученые, краеведы, представители вузов, архивов, музеев и библиотек из Белоруссии и Украины, Саратова, Санкт-Петербурга, Уфы, Москвы, Калужской, Калининградской и Смоленской областей, в том числе 11 докторов наук и 27 кандидатов наук.

Почетным участником конференции стала праправнучка полководца Михаила Илларионовича Кутузова в шестом поколении Юлия Хитрово.

– Мне кажется, что Кутузова стоит ценить не только за его деятельность в годы Отечественной войны 1812 года, но и за то, что ему удалось добиться раньше, – перечислила Юлия Васильевна основные события, заставляющие ее гордиться своим предком. – Мирный договор с турецким султаном, который удалось заключить накануне войны с Наполеоном, стал огромной дипломатической победой, добиться которой сумел только Кутузов. И та непопулярная тактика, которую он выбрал в начале военных действий, так же требовала немалой смелости. Он поставил перед собой задачу сберечь армию, он отступал, он подвергался за это критике, но его решение полностью оправдалось! Если бы не это, война могла бы затянуться на годы.

Сегодня участники форума посетили поселок Красный – одно из мест на территории Смоленской области, где два века назад кипели ожесточенные сражения между русскими и французскими войсками. В этом году за счет средств бюджета Союзного государства в поселке восстановлен монумент героям боев 1812 года, и участники конференции, побывав у него, провели в Красном выездное пленарное заседание.

В ходе конференции ученые намерены сравнить Кутузова и Наполеона как стратегов и полководцев, изучить деятельность Русской православной церкви на оккупированной французами Смоленщине, проанализировать цветовые символы в песнях об Отечественной войне 1812 года. Участники форума обсудят, является ли сычевская партизанка Василиса Кожина, о подвигах которой сейчас снимается художественный фильм, реальным историческим лицом или мифом, а также познакомятся с новыми открытиями, сделанными при изучении славных биографий русских полководцев, прославившихся в Отечественной войне 1812 года. Кроме того, в ходе конференции состоится презентация сайта "Смоленское сражение 200 лет спустя на современной карте Яндекса".

 Дмитрий Раичев

***

В Москве состоялся музыкальный вечер, посвященный Бородинскому сражению  

Бородинскому сражению, «самому прекрасному и самому грозному» по мнению Наполеона, был посвящён накануне музыкальный вечер в Концертном зале имени Чайковского. Подобных событий много в этом году, в году 200-летия Отечественной войны 1812 года и победы в ней. Объявленное название этого концерта – «Бородино – 200 лет». Рассказывают «Новости культуры».

«Мы решили художественными средствами отметить эту большую дату, это событие в жизни Российского государства, – говорит художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического русского хора имени Свешникова Борис Тевлин. – Мы будем несколько произведений петь с оркестром – 1812 год, солдатскую песню, «Славься» Глинки».

Выступили два крупных и знаменитых коллектива – Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Осипова под управлением Владимира Андропова и Государственный академический русский хор имени Свешникова под управлением Бориса Тевлина. В программе сочинения, посвященные сражениям Отечественной войны и довоенная музыка 1812 года – торжественный полонез, вальс-мазурка, народные песни, вариации на тему романса «Соловей» Александра Алябьева, который, как известно, был участником той войны, состоял в казачьем, а потом гусарском полках.

***

1812 год в книгах покажут в Екатеринбурге

Необычная выставка открывается в литературном музее.

30 марта в 16:00 в музее «Литературная жизнь Урала ХIХ века» откроется выставка «Дом двенадцатого года». Как сообщили порталу Weburg организаторы мероприятия, литературный музей в своем проекте «Дом 12 года» представляет книгу как главное свидетельство об Отечественной войне 1812 года, художественный отклик на исторические события, как произведение искусства и связь между поколениями.

В центре выставки «Певец во стане русских воинов» — редчайшая коллекция книг писателей-участников военных походов, прижизненные издания, юбилейные, дореволюционные издания об Отечественной войне 1812 года.

«В чертежах, документах, письмах выставки архивных документов «Гроза 1812 года» — в том, что обычно открыто только архивистам, — слышится настоящий пульс истории. Расшифрованные и представленные на выставке документы беспристрастны. Они создают необходимый объективный документальный фундамент для творческой мысли», — рассказывают организаторы о второй части выставки.

Камерная выставка «Мы — дети 1812 года» приглашает посетителя в детскую «послевоенного» времени. Книги, мемуары писателей о своем детстве, прошедшем на фоне войны. Целые поколения выросли на рассказах о военных событиях своих отцов, дядей, старших родственников. Среди них — Пушкин и его друзья-лицеисты, Лев Толстой, Герцен, Лермонтов, Наталья Гончарова.

Следующая композиция — 1912 год. В этом доме связан он с именем известного уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка, прожившего по этому адресу 12 лет. 1912 год — год 60-летнего юбилея. В музее сохранился подлинный поздравительный адрес, свидетельствующий об этой дате.

И наконец, 2012 год. Это выставка о наших современниках «Богатыри, не вы» — о людях, которые и сейчас дышат воздухом бородинского поля, пеплом и гарью сражений, тех, для кого далекая эпоха не осталась на страницах учебников, а вошла в реальную жизнь. На выставке представлены книжное собрание коллекционера-библиофила Тыкоцкого; артефакты военной археологии Архипова; материалы, связанные с деятельностью военно-исторического клуба екатеринбургских реконструкторов «Горный Щит»; военно-историческая миниатюра Аболса.

***

В Москве состоится премьера оперы "Война и мир"

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится премьера одной из величайших опер XX века – музыкальной эпопеи Сергея Прокофьева "Война и мир". Опера была написана в середине 1940-х годов, однако до последних лет жизни композитор продолжал работу над своим самым масштабным произведением. Московская премьера "Войны и мира" состоялась в 1957 году на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Это было первое сценическое воплощение всех 13 картин оперы. Музыкальным руководителем постановки был выдающийся российский дирижер Самуил Самосуд – один из главных пропагандистов оперы ХХ века, режиссерами-постановщиками – Леонид Баратов (бывший тогда главным режиссером театра) – автор выдающихся театральных постановок на сцене Музыкального и Большого театров и Павел Златогоров, художником спектакля был выдающийся театральный художник Борис Волков.

В 2012 году, в год 200-летия Отечественной войны 1812 года театр вновь обращается к шедевру Прокофьева. Над постановкой работают главный дирижер театра Феликс Коробов, художественный руководитель оперной труппы Александр Титель, главный художник Владимир Арефьев. В спектакле принимает участие Государственная концертно-театральная капелла Москвы. Художественный руководитель – Анатолий Судаков.

***

В УФО проведут смотр-конкурс юных казаков, посвященный 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года

В поселке Калиновка открывается военно-спортивно-патриотический лагерь для подростков.

С 24 по 28 марта в поселке Калиновка в Екатеринбурге будет открыт выездной военно-спортивно-патриотический лагерь для подростков. В нем ребята будут жить казачьими куренями, пройдут строевую подготовку, научатся обращаться с оружием и взаимодействовать в «полевых условиях», усваивать меры безопасности, а также пройдут мастер-класс по оформлению стенгазет и научатся танцевать суровый казачий мужской танец, который чем-то напоминает лезгинку.

Организаторы лагеря — Фонд имени святого Димитрия Солунского, лицей милиции, ОПК «Дружина» и ДОСААФ.

Конкурс «Кто как танцует, тот так и воюет» пройдет в ребячьем лагере в рамках военно-патриотического смотра-конкурса на звание «Лучший казачий кадетский класс Уральского федерального округа», посвящённого 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года.

Рабочее название смены — «Казачье наследие».

Официальное открытие смены состоится 24 марта в 10.00. На церемонию приглашены заместитель губернатора Свердловской области генерал Владимир Романов, министр молодежной политики, спорта и туризма Леонид Рапопорт, заместитель председателя ДОСААФ, начальник отдела организационно-плановой работы Анатолий Буйвидович и министр образования Юрий Биктуганов.

Церемония открытия смены пройдет на улице Мурзинская 36, в лицее милиции.

***

В Башкортостане проходит смотр-конкурс к 200-летию победы России над Наполеоном

В течение марта-апреля в Мечетлинском районе проходит смотр-конкурс «Моя родословная – история Отечества» («Минен шежерем – Ватан тарихи»), посвященный 200–летию победы России в Отечественной войне 1812 года. Организаторы – администрация муниципалитета и Курултай башкир Мечетлинского района.

По условиям конкурса, каждое сельское поселение составляет шежере участника Отечественной войны 1812 года и защищает его в форме рассказа или театрализованного представления. Также конкурсанты должны пройти тестирование на знание истории края и исполнить художественный номер, посвященный войне с Наполеоном, например, в форме сказания, кубаира, танца.

Смотр-конкурс проходит в три тура. На первом этапе конкурс пройдет в сельских поселениях среди деревень и сел. На втором жюри определит лучших участников, лучшие коллективы. Третий этап, заключительный, пройдет во Дворце культуры районного центра, где выступят победители конкурса.

По итогам смотра победители будут награждены памятными подарками и дипломами администрации района.

***

Березина в Люцерне

В Историческом музее Люцерна открыта выставка, посвященная «Наполеоновской кампании».Выжившие после похода Наполеона на Россию швейцарцы, участники Отечественной войны 1812 года, стали героями экспозиции в Историческом музее Люцерна.

В разных странах эта война получила свои имена: для нас это Отечественная война 1812 года, во Франции ее называют «Русской кампанией 1812 года», а в Швейцарии – «Наполеоновской кампанией». «Это история одной из наиболее гигантских машин бойни, настоящей человеческой катастрофы. 500 тысяч солдат, 200 тысяч лошадей, быки, пушки и подводы прошли от Кёнигсберга до Москвы. В конце 1300-километрового марша через малонаселенные регионы и сложнопроходимые земли лишь 18 тысяч человек вернулось обратно. Большинство из них были больны и страдали от ран», – так описывают эту кровопролитную кампанию авторы выставки "Швейцарцы и Российская кампания Наполеона 1812 года", которая началась 21 марта в Историческом музее Люцерна.

Четыре Швейцарских полка, в составе которых было 8 тысяч человек, сражались в Отечественной войне 1812 года в составе войск Наполеона. «Письменные свидетельства и сохранившиеся до наших дней предметы стали бесценными свидетельствами солдатской жизни той эпохи», – подчеркивают устроители выставки.

К ним относится, например, история любви на войне Хайнриха и Катарины Пайер-Кауфманн. Хайнрих Пайер родился в 1785 году в Виллисау, он был шорником и работал в Люцерне. В таверне он познакомился с юной служанкой Катариной Кауфманн, ей было всего лишь 16 лет. В 1806 году они поженились. А три года спустя, когда Хайнрих завербовался в Швейцарский полк и уехал в Марсель, жена последовала за ним. В конце 1811 года Швейцарский полк отправился в Россию, и в течение всего похода Наполеона на Москву Катерина сопровождала мужа верхом на лошади и помогала ему, чем заслужила репутацию деловой женщины. Супруги счастливо прошли войну, вернулись в Швейцарию, Хайнрих затем успел послужить в Голландии. Впоследствие они выкупили отель «Ангел» в Люцерне. Хайнрих Пайер умер в 1837 году, а Катарина вышла замуж за торговца тканями Йозефа Мореля, который также оставил ее вдовой семь лет спустя. В итоге Катарина Морель управляла несколькими гостиницами семейства Сегесснер, к числу которых принадлежали знаменитые отели «Швейцерхоф» и «Националь» в Люцерне. Она скончалась в 1876 году.

В Историческом музее Люцерна открыта выставка, посвященная «Наполеоновской кампании».В своем дневнике в августе 1812 года, находясь под Полоцком, Катарина Пайер писала: «Судьба забросила меня в эту пустыню, полную страданий и ужаса, и заставила пройти по дороге, где вместо деревень и городов мы нашли только пепел. Русские страшным способом уточтожили все на равнине, по которой должны были пройти французы. Кукуруза была вырублена, вырублен лес, деревни сгорели, нечем кормить лошадей».

И другие выжившие швейцарцы оставили воспоминания о «страшном холоде» и голоде и о том, как покидали Россию «генералы, одетые как оборванцы».

Сражение на Березине 27-29 ноября стало последней битвой Отечественной войны 1812 года. Оно закончилось для Наполеоновской армии потерями в 21 тысячу человек – как убитых и раненых, так и дезертировавших, еще 10 тысяч солдат были взяты в плен.

Старший лейтенант из Гларуса Томас Леглер так вспоминал об этой битве: «28 ноября выпал снег. Была половина восьмого утра, когда я шел рядом с командиром Блаттманом. Он напомнил мне песню: «Наша жизнь – это путешествие через ночь и холод», которую и я раньше часто напевал, мою любимую песню, Блаттман попросил меня спеть ее и сейчас. Я начал, заметив с глубоким вздохом: «Да, это, к сожалению, правдивые слова…» Вскоре мелодию подхватили и другие офицеры, и этот утренний час прошел в пении и разговорах. Было девять часов, когда пушечное ядро с дьявольским грохотом пролетело над нашими головами. Огонь с обеих сторон был смертельным, многие офицеры были сразу ранены, другие убиты, среди них и наш командир Блаттман, которому пуля пробила мозг». По воспоминаниям Леглера, после сражения под Березиной из последней тысячи швейцарцев остались в живых лишь триста, из них сотня была ранена.

Песня, в которой говорилось о путешествии через ночь, принадлежала Людвигу Гизеке, написавшему ее в 1792 году. В 19 веке мелодия неоднократно перерабатывалась, версия музыканта Йоханна Иммануэля Мюллера (1774-1839) получила название «Песни Березины». Впоследствие она стала одной из национальных патриотических швейцарских песен.

Во французский же язык вошло выражение «Quelle Beresina!» – «Что за Березина», означающее «Что за катастрофа!»

В Историческом музее Люцерна открыта выставка, посвященная «Наполеоновской кампании».С 1798 года Швейцария зависела от Франции, а после подписания в 1803 году договора с Наполеоном она должна была поставлять солдат для французской армии. 16 тысяч ректутов встали под знамена четырех Швейцарских полков. Призывники должны были быть возрастом от 18 до 40 лет, ростом в «5 фунтов и 2 дюйма» (примерно 168 см). Но к 1811 году число их сократилось до 12 тысяч, потому что найти добровольцев было сложно: платили воинам плохо… Каждый кантон обязан был поставлять Наполеону ректутов, по одному на каждые 100 жителей, вербовали их нередко обманом, подпоив деревенских парней и рассказав о хорошей награде. В итоге за войну в России швейцарские наемники – их отправилось сюда порядка 8 тысяч воинов – даже не получили полного расчета… Вернувшихся домой Конфедерация на десять лет освободила от налогов.

Иные вновь завербовались на службу, другие остались дома залечивать раны и армейские душевные травмы. Выставка в Люцерне затрагивает и такой психологический феномен, как драма участников военных действий в мирное время: ведь он существовал задолго до проблем американских солдат, вернувшихся из Вьетнама.

Экспонатами Исторического музея Люцерна стали документальные свидетельства о жизни швейцарских участников Наполеоновских войн и предметы, им принадлежавшие. Это униформа, оружие, флаги и знамена, барабаны – символы военного могущества Наполеона. Представлены на выставке карты битв и передвижения армии, исторические документы, картины, карикатуры. Можно увидеть и другую сторону войны: хирургические инструменты, скальпели и орудия для ампутации пораженных конечностей, щипцы для извлечения пуль …

Подготовил концепт выставки и собрал ее экспонаты Ханс Хорат. Выставка продлится до 19 августа.

Часы работы выставки: с 10 до 17 часов, со вторника по воскресенье.

Другие статьи на эту тему:

 

Adblock
detector