В Улан-Уде 13 июля на стадионе «Центральный» в пятый раз прошел Республиканский фестиваль «Ночь Ёхора». На фестивале танцевали Гранд-ёхор в исполнении 4 тысяч человек. О мероприятии, традициях и проблемах возрождения бурятского народного танца «Новой Бурятии» рассказал директор «Бурятского национального театра песни и танца «Байкал» Дандар Жапович Бадлуев. |
Уже 5-й год коллективы, участвующие в республиканском конкурсе «Ночь ёхора», собирают стадионы зрителей. Это яркое событие привлекает своим неповторимым национальным колоритом, зрелищностью и мастерством участников.
По словам директора театра Дандара Бадлуева, «ёхор – это образ жизни». «Круговые танцы есть у разных народов. Это древняя традиция, которая имеет ритуальное, сакральное значение. Историки-культурологи из Внутренней Монголии выяснили, что круговые танцы были широко распространены среди воинов и охотников. Они так усердно и рьяно танцевали, что даже втаптывали землю по колено. Каким-то чудом ёхор сохранился у бурят-эхиритов, хонгодоров; у якутов — круговой танец осуохай, — говорит руководитель театра.
У монголоязычных народов существуют разные виды ёхора: перед охотой, вечерние и др. Вспомнить традиции и научить танцевать ёхор молодежь решили артисты театра «Байкал», для этого проводятся мастер-классы.
По словам художественного руководителя театра «Байкал» Жаргала Жалсанова, с каждым годом «Ночь ёхора» всё более уверенно становится неотъемлемой частью культурной жизни республики.
— Мы смотрим на результаты прошлых лет и видим, как неподдельный интерес к ёхору появляется не только в районах Бурятии, но и в соседних странах и регионах. Тот настоящий фольклор, который мы продвигаем в этом празднике, трансформируется, переходя в современные стили, — рассказал Жалсанов.
Стоит отметить, что приезжие гости – коренные знатоки ёхора и имеют непосредственное отношение к культивации традиционного бурятского стиля.
Формат фестиваля остался неизменным. Он традиционно включает в себя конкурсную часть, в которой районные и городские коллективы соревнуются в исполнении стилизованного и аутентичного ёхора, мастер-классы, а также гала-концерт с участием звезд китайской и монгольской эстрады.
— В этом году мы взяли за основу пять ёхоров: кяхтинский, баргузинский, закаменский, два иркутских: эхирицкий и ольхонский варианты и шэнэхэнский, — сказал незадолго до фестиваля Жаргал Жалсанов. – Конечно, по традиции фестиваль завершится гранд-ёхором, когда все собравшиеся встанут в один большой круг. Как вы знаете, мы каждый год стараемся побить рекорд.
Заместитель директора по концертной деятельности театра «Байкал» Эльвира Доржиева заявила, что её заветная мечта – попасть в книгу рекордов Гиннесса с самым больший ёхором в мире. Худрук «Байкала», в свою очередь, хотел бы перенести «Ночь ёхора» на берег Байкала.
— В планах собрать на наш фестиваль коллективы из различных регионов, в культуре которых так или иначе присутствуют круговые танцы – болгарские хороводы, например. У хоровода и ёхора одна энергетическая основа. Более того, новые участники добавили бы фестивалю колорит со своими песнями и обрядами, — поделился планами Жалсанов перед фестивалем.
Поздравить с праздником приехали звёзды бурят-монгольского мира из Внутренней Монголии Китая Урнаа и Буринбаяо. Из Монголии приехали популярные певцы Амраа и Мино. Они исполнили песню «Хатарыш» — ремикс бурятской народной песни.
На фестивале, прошедшем 13 июля, присутствовало более 4-х тысяч человек. Все участники представили на суд жюри свой, уникальный вид ехора. Завершением фестиваля стал Гранд–ехор, где все выступающие и зрители образовали огромный круг и, объединившись, начали танцевать национальный танец. Участники надеются, что когда-нибудь им удастся провести самый большой ёхор в мире и побить рекорд Гиннеса по количеству участников в танце.
***
Дандар Бадлуев: «Ёхор – это образ жизни»
О мероприятии, традициях и проблемах возрождения бурятского народного танца «Новой Бурятии» рассказал директор «Бурятского национального театра песни и танца «Байкал» Дандар Жапович Бадлуев.
– Дандар Жапович, расскажите, пожалуйста, как возникла идея проведения «Ночи ёхора»? Проводятся ли подобные мероприятия в других странах?
– Идея «Ночи ёхора» возникла у Елены Ширибон. Тогда она была пиар-менеджером нашего театра. Затем мы совместно разработали проект, и первый фестиваль «Ночь ёхора» стартовал в 2008 году. В этом году мы проводим фестиваль уже в пятый раз. Мероприятие отмечает юбилей! Подобное массовое мероприятие проводится в Якутии. Там каждый год проходит праздник «Ысыах», который заканчивается всеобщим хороводом – осуохай (так он называется), в этом году он установил рекорд по Книге рекордов Гинесса, поскольку собрал более 15 тысяч участников.
Вообще же круговые танцы есть у разных народов. Это древняя традиция, которая имеет ритуальное, сакральное значение. Историки-культорологи из Внутренней Монголии выяснили, что круговые танцы были широко распространены среди воинов и охотников. Они так усердно и даже рьяно танцевали, что даже утаптывали землю по колено. Этот танец назывался «дэбсэл». Видимо, потом у монголов этот обрядовый танец исчез, потерялся… Но каким-то чудом ёхор сохранился у бурят – эхиритов, хонгодоров, у якутов — круговой танец осуохай. Одна ученая-монголовед рассказала мне, что нашла данные, свидетельствующие о том, что у монголоязычных народов были разные виды ёхора – утренние, вечерние, перед охотой и т.д. В эпосах и сказаниях эти факты подтверждаются. А что касается сегодняшнего дня, то фестиваль «Ночь ёхора» проводится только в Бурятии. Нашим проектом заинтересовались буряты, проживающие в Монголии, Китае и в других странах мира.
– Нынешняя «Ночь ёхора» будет юбилейной. Что нового будет в программе мероприятия? Будет ли отличаться фестиваль от предыдущих? Увеличивается ли количество зрителей и если увеличивается, говорит ли это о том, что в Бурятии не хватает зрелищных мероприятий?
– Да, мы сами с нетерпением ждем этого события, для нас очень важного. 13 июля ожидается грандиозное открытие с участием приглашенных звезд монгольского мира. К нам приедут известные певцы из Внутренней Монголии Китая Бурин-Баяр и Урнаа, из Монголии – популярные исполнители Амраа, Мино и другие звезды. Они все будут исполнять бурятский ёхор вместе с нашими артистами под живое сопровождение оркестра народных инструментов им.Ч. Павлова. Состоится гала-концерт театра «Байкал». И, конечно же, по сложившейся традиции пройдет конкурс на лучшее исполнение ёхора. Участники смогут выучить новые и вспомнить прошлогодние ёхоры. Празднование завершится Гранд-ёхором и фейверком. 14 июля продолжится обучающая программа, концерт гостей и исполнителей народной песни, подведение итогов конкурса и вручение призов. И в финале – Гранд-ёхор. Это и будет первое отличие нынешнего фестиваля от предыдущих. Еще одним отличием этого ёхора будет то, что фестиваль будет проводиться на Центральном стадионе на набережной Селенги. В центр города участникам и гостям легче добраться. К тому же здесь и технические условия намного лучше.
«Ночь ёхора» – это особенное мероприятие для жителей и гостей РБ. Фестиваль вызывает особый интерес, это подтверждается ежегодным увеличением количества участников. Мы поняли, что людям интересно собираться вместе, вместе учиться танцевать ёхор. Также заметили, что ёхор постепенно «уходит» в народ (несмотря на то, что это народный танец, он забыт народом), на массовых мероприятиях, таких как свадьбы, юбилеи, люди стали танцевать ёхор.
Мы хотим, чтобы появился интерес к ёхору, и надеемся, что наши гости будут потом популяризировать наш ёхор у себя на родине. К примеру, в прошлом году в качестве наблюдателя на фестивале побывала известная шэнэхэнская поэтесса, активный сторонник развития бурятской культуры во Внутренней Монголии Сэмжит. Ей очень понравился фестиваль, она посмотрела все мастер-классы и увезла DVD-диски с обучающей программой к себе на родину и теперь там занимается продвижением ёхора.
Что касается зрелищных мероприятий, то их количество с каждым годом увеличивается. В этом году в рамках масштабной акции «Музыкальное лето» пройдет много культурных мероприятий.
– Дандар Жапович, как вы считаете, есть ли отличия в том, как танцевали ёхор раньше и как танцуют его сейчас?
– Ёхор – это одна из сторон традиционного уклада бурят. Его танцевали во время праздников, обрядовых мероприятий и т.д. Каждый знал слова ёхоров, мелодику, движения. Танцуя ёхор, люди расслаблялись, получали удовольствие, заряжались духовной энергией. Ёхор – это образ жизни. Современное же поколение не знает ни слов, ни движений. Чтобы танцевать ёхор, они специально этому обучаются, и потому нет того заряда, который был между теми, для кого ёхор был образом жизни. Но к этому можно прийти, для этого нужно выучить слова ёхора и выучить движения. И, конечно, понимать смысл слов, то есть нужно учить бурятский язык. Когда поешь и двигаешься в такт мелодии, тогда можно поймать это особое состояние, прочувствовать удовлетворение от исполнения ёхора. Это аналогично тому, когда вы танцуете на дискотеке, когда вы поглощены музыкой и всеобщим состоянием, воздействием танца на всех и на каждого. Ведь в старину, говорят, танцевали по нескольку дней, с перерывами на «чай попить». Как они достигали этого, не падали от усталости? Нужно прочувствовать ёхор, прочувствовать его магическую энергию. К примеру, якуты считают, что во время осуохай каждый участник хоровода может получить энергию на целый год!
– Среди бурят ёхор танцуют по-разному. Почему так сложилось?
– Во-первых, это различие бурятских племен и родов, а соответственно и традиций и обычаев. Кроме того, у каждого племени свой диалект и своя мелодика исполнения песен. Все это сказалось на разновидностях ёхора. Во-вторых, даже у одного рода есть несколько видов ёхоров. Ну и в-третьих, исполнение одного и того же ёхора в разных населенных пунктах одного района может отличаться.
– Танцевали ли вы ёхор в детстве?
– Да, конечно. Мне очень повезло! В детстве я танцевал ёхор в настоящем кругу носителей ёхорной культуры, если так можно выразиться. Во время ёхора собиралось несколько кругов. Это было непередаваемое ощущение, которое до сих пор осталось в моей душе. К сожалению, из современных исполнителей народных песен нет тех, кто застал те времена, когда ёхор был обычным явлением. И потому у большинства исполнителей ёхора получается некое искусственное пение, то есть заученное, механическое, без тех эмоций, которые могут появиться только при определенных условиях, о которых я уже рассказал. Эффекта невозможно достичь. Ведь в пении ёхора есть очень красивые моменты, вариации, где можно сымпровизировать голосом, найти новые краски и нюансы в мелодии, и таким образом получить катарсис. А раньше ёхор так танцевали и пели, что было слышно в соседней деревне! Представляете! И соседи говорили: «О-о-о, это Лопсон поет!..». Тогда в каждом селе были звезды-исполнители ёхоров с сильными, звучными голосами, они заводили толпу. Ёхор был своеобразным общественным мероприятием. Во время ёхора люди встречались, общались, знакомились, даже невест воровали. В общем, жизнь била ключом вокруг ёхора.
– А что делать сейчас, чтобы вернуть искусство исполнения ёхора?
– Здесь нужна системная политика в сфере образования и культуры, чтобы с детского сада, со школьной скамьи обучали ёхору. Коллектив театра «Байкал» в одиночку не осилит этот важный вопрос. Это ведь вопрос национального самосознания бурят. И когда мы сможем вернуть ёхор народу, тогда будем интересны другим народам, регионам и странам мира. Потому что первоначально возникает интерес к культуре, а потом уже к остальным сферам жизни. И в дальнейшем хотелась бы, чтобы фестиваль «Ночь ёхора» вошел в программы каждого туристического маршрута, чтобы люди специально приезжали в Бурятию на «Ночь ёхора». Как, к примеру, туристы ездят на фестиваль в Бразилию. У многих народов есть круговые танцы, и почему бы нам не объединиться и не сделать фестиваль круговых танцев народов мира на берегу Байкала. Мы считаем, что это станет ярким туристическим брендом Бурятии. И сам по себе фестиваль «Ночь ёхора» уже стал брендом нашей республики. В этом году мы ждем всех жителей и гостей Бурятии на пятый, юбилейный фестиваль 13 и 14 июля на Центральном стадионе! Хотелось бы, чтобы участники и гости мероприятия пришли в национальных костюмах или в одежде с национальными элементами.
Другие статьи на эту тему:
- Итоги Славянского базара в Витебске
- Международный исторический фестиваль "Времена и эпохи" прошел в Коломенском
- Этнические и исторические фестивали в Москве, Хакасии, на Байкале и других регионах
- Фестиваль народного творчества Родники России прошел в Чувашии
- Венский бал в Москве и регионах. Бал как благотворительное мероприятие (ВИДЕО)
- Влияние народных танцев на человека
- Глобальный ёхор и другие национальные праздники. Февраль 2012
- Осенний ительменский обрядовый праздник "Алхалалалай"