Дарвиновский музей: Загадка музейных экспонатов

Дарвиновский музей: Загадка музейных экспонатов

У большинства читателей Дарвиновский музей ассоциируется только с Чарльзом Дарвином, обезьянами и динозаврами. Но в фондах музея есть разнообразные коллекции. В ней представлены различные приспособления, орудия и оружие, используемые на охоте. И сегодня рассказ наш будет о трех экспонатах, истории того, как они попали в музей, и какую тайну они скрывали.

Музей богатейший и современный, но хочется рассказать не о том, как много в нем интересного, а о том, что таят его фонды, – коллекциях, которые не представлены в витринах экспозиции и экспонаты из которых появляются только на выставках.

Фонды Государственного Дарвиновского музея включают разнообразные коллекции. Некоторые из них насчитывают не очень большое количество экспонатов, но крайне интересны. Одна из них – «Орудия лова». В ней представлены различные приспособления, орудия и оружие, используемые на охоте. И сегодня рассказ наш будет о трех экспонатах, истории того, как они попали в музей, и какую тайну они скрывали.

Так как Дарвиновский музей – естественнонаучный, коллекция «Орудия лова» долго была на положении «бедного родственника», практически не пополнялась и была мало изучена. А экспонаты все в ней были весьма старыми. К таким экспонатам относятся пороховницы, переданные в 1950-е годы в фонды Дарвиновского музея из Политехнического музея. Попали и надолго оказались на полке в специальных шкафах.

Но однажды ими заинтересовались, и выяснилось, что на самом деле пороховницей является только один из экспонатов, а два других экспоната – это комплексы предметов, использовавшихся на ружейной охоте. Начнем мы именно с пороховницы. Изготовлена она из дерева и сверху оклеена кожей. Кожа черная тисненая, так называемая шагрень. На одной из сторон – небольшое металлическое кольцо, закрепленное под кожей. Кольцо используется для подвешивания пороховницы к поясу.

Дарвиновский музей: Загадка музейных экспонатовКрышка пороховницы (частично поврежденная) и дозатор изготовлены из моржовой кости (клыка моржа). На пороховнице висела старая, пожелтевшая от времени этикетка, которая содержала текст, что пороховница принадлежала народам Севера. Пороховницы такой формы изготавливались и из целых раковин моллюсков наутилуса (Nautilus pompilius), и инкрустировались мелкими пластинками раковин или слоновой кости, обтягивались бархатом, расшитым золотой канителью, обрабатывались акульей кожей (галюшей), украшались серебром

Пролистав множество старинных книг из фонда «Редкая книга», посвященных народоведению, а также других литературных источников и обратившись за советом к сотрудникам Музея этнографии Санкт-Петербурга, мы смогли определить, что на самом деле пороховницы такой формы никогда не использовались народами Севера России. Оказывается, называется данный тип «барудан» (barudan), был в XVIII–XIX веках распространен на Востоке. Похожие формы встречались в арабских странах, Турции, Индо-Иранском регионе и на Кавказе. Пороховница из нашей коллекции больше всего похожа на индо-иранские, но некоторые элементы позволили утверждать, что она изготовлена на Кавказе.

На «кавказский след» нашей пороховницы указывает следующее:
1) тип кожи, которым оклеена пороховница, типичен для ножен традиционных кавказских кинжалов;
2) элементы, изготовленные из клыка моржа; в других регионах обычно использовались дерево и металл;
3) через металлическое кольцо, закрепленное на пороховнице, продернут кожаный подвес из сыромятной кожи, аналогичный подвесам, которые используются для ношения кавказских кинжалов.

Дарвиновский музей: Загадка музейных экспонатов
Второй экспонат, записанный как натруска, является комплексом предметов охотника Русского Севера
Дарвиновский музей: Загадка музейных экспонатов
Много вопросов вызвал предмет, напоминающий по форме кресало, но изготовленный из желтого металла
Дарвиновский музей: Загадка музейных экспонатов
Третий экспонат, о котором мы хотим рассказать в нашей статье, также состоит из нескольких предметов и также был записан как охотничий набор охотников Севера России. Но его изучение позволило убедиться в том, что данный экспонат не имеет к Северу России никакого отношения, но от этого не становится менее интересным. Скорее, наоборот. Удалось выяснить, что это охотничий набор из Средней или Центральной Азии
 Дарвиновский музей: Загадка музейных экспонатов
Пистонница, помимо своей главной функции, играет еще и сакральную роль, выступая в роли шумящей привески — амулета

О подвесе мы бы хотели рассказать немного подробней. Он представляет из себя петельку, образованную небольшим сыромятным ремешком, концы которого завязаны узлом очень специфической формы. Эта петля пропущена через металлическое кольцо так, что узел оказывается снизу и фиксирует пороховницу на ремешке-подвесе. Данный подвес совершенно не типичен для народов Севера России, зато широко распространен на Востоке, в том числе и на Кавказе.

Первый предмет – это натруска типичной для Европы и России XIX века формы, с металлическим дозатором, изготовленная из кости и металла. Она представляет собой полый сосуд дисковидной формы, напоминающий флягу. По орнаментике можно сделать вывод о том, что это русская натруска, хотя на Руси часто использовались натруски такой формы, пришедшие из Западной Европы. Натруска – это, в принципе, мини-пороховница, в которой находился порох высокого качества. Использовался такой порох и в кремневых ружьях, и в пистонных, чтобы воспламенить основной пороховой заряд, для которого часто использовался крупнозернистый менее качественный порох.

Второй предмет комплекса – это дробница – небольшая коробочка для хранения дроби, изготовленная из верхней части рога домашнего быка. Внутренняя часть рога тщательно обработана. Внешние линии продиктованы природной формой коровьего рога. В широкую часть рога вставлена верхняя часть деревянной круглой пластины. Самый кончик рога спилен, в результате чего образуется отверстие, которое закрывается плотно подогнанной деревянной крышкой. В коробочке до сих пор находятся несколько дробин.

Третий предмет – мешочек для пуль. Он сшит из цельного куска кожи, который был согнут. В верхней части мешочек образует горловину, в которую вставлена деревянная пробка.

Четвертый предмет – стальное кресало – металлическая стальная пластинка, служащая для добывания огня путем ударов о кремень. Форма кресала – наиболее распространенная для Севера России начиная с VII–IX веков – овальная калачевидная с небольшими завитками на концах рукоятки. Также к связке прикреплено приспособление для забивки пыжа в патроны в виде  деревянной палочки.

Кожаный ремешок, к которому привязаны все эти предметы, завязывался на поясе охотника. Прежде всего, об этом говорит кожаная пороховница фляжкообразной формы. Такие пороховницы были распространены в Афганистане и Средней Азии. В России они не использовались из-за того, что в условиях влажного климата в межсезонье и минусовых температур зимой кожа бы коробилась и пороховница теряла бы форму, а порох в ней отсыревал. В условиях же сухого климата использование такой пороховницы вполне логично. Пороховница сшита из нескольких кожаных деталей. Пробка также изготовлена из кожи, и к ней прикреплен ремешок, во избежание потери на охоте.

Предмет богато украшен гравировкой, его навершия оформлены в виде двух птиц (возможно, это вороны), соединенных клювами. В связи с этим хочется напомнить, что не всем мусульманам запрещено изображать животных и людей. В искусстве шиитов (персов) мы сплошь и рядом столкнемся с подобными изображениями.

На нижнем ободе и перемычке предмета находятся небольшие зажимы, на которых закреплены пистоны (капсюли), использовавшиеся в пистонном ружье. Это позволило сделать вывод, что мы имеем дело с пистонницей – предметом для ношения капсюлей. Вероятно, в данном случае пистонница, помимо своей главной функции, играет еще и сакральную роль, выступая в роли шумящей привески – амулета, который по традиции многих народов, в том числе исповедующих мировые религии, призван отгонять злых духов.

Два других предмета похожи друг на друга, имеют цилиндрическую форму, изготовлены из плотной древесины и расточены с обеих сторон, так что края цилиндров образуют трубки. Поперек цилиндров вырезаны тонкие полоски, охватывающие их кольцами. Полоски, несомненно, являются орнаментом, так как не несут никакой функциональной нагрузки. А вот перемычка, выбранная кольцом по центрам цилиндров, нужна для того, чтобы ремешки, которыми они крепятся к поясу, были зафиксированы жестко и предотвратили выскальзывание цилиндров. На концах цилиндров, там, где их стенки наиболее тонкие, надеты кольца из желтого металла. Пролистав множество книг, мы можем с большой долей уверенности утверждать, что эти предметы – хранилища для заранее отмеренных зарядов пороха. Они аналогичны кавказским газырям или русским берендейкам. Газырь (хазыр – готовый) – у кавказских народов – зарядец, герметично закрываемый цилиндрический пенальчик, вместилище для заранее отмеренного порохового заряда. Газыри носились или в сумке-газырнице, или, чаще, крепились в один ряд в нагрудных кармашках, выполняющих роль патронташа. Берендейка – часть исторического снаряжения европейской пехоты с огнестрельным оружием, в том числе снаряжения русских стрельцов. Представляла собой ремень, носимый через левое плечо с подвешенными принадлежностями для заряжания ружья – пенальчиками с пороховыми зарядами. Пенальчики снабжались крышечками. В нашем случае роль крышечек, вероятнее всего, играли войлочные пыжи, которыми должны были затыкаться отверстия. К сожалению, они были в свое время утеряны.

Последним в этом комплекте является железный предмет с небольшим ушком, за которое он подвешивается к ремешку. Вероятно, это приспособление для забивки пыжа в патроны.

Вот так, потихоньку, многие музейные экспонаты открывают свои тайны даже сегодня.

Дмитрий Милосердов, фото автора
журнал "Охотничий двор" №3/2012

Другие статьи на тему Музеи:

Оцените статью