Народные обряды, обычаи, традиции, народная тряпичная кукла, история русской игрушки — все это воплощает в своих работах член Международного объединения авторов кукол и Творческого союза художников России Наталья Малахова. Ее работы выставлялис на персональных выставках, на Международной выставке-ярмарке кукол и медведей Тедди «Moscow Fair», на «Международном салоне кукол» в Москве. |
Как Вы считаете, какие куклы нравятся детям: неподвижные, будто в один миг застывшие, красавицы в пышных платьях или простые куколки с гнущимися руками и ногами? Вероятно, ребенок укажет на куклу попроще, с которой можно играть и брать с собой на прогулку. Но тот, кто рассматривает куклу как художественное явление, в первую очередь, обращает внимание на идею и мастерство исполнения. Куклы ручной работы выставляются в художественных галереях, ими украшают роскошные интерьеры и частные коллекции.
Говорят, что создание куклы — это, с одной стороны, искусство, а с другой — увлекательная игра. Для настоящего мастера это почти живое существо, обладающее характером, настроением, чувствами. И чем искуснее художник-кукольник, тем живее получается его персонаж. Талантливый мастер должен уметь лепить, рисовать, конструировать, работать с различными материалами, обладать чувством юмора и богатым воображением, а также умением подмечать необычные черты в других людях. Не много ли требований к одному человеку? Об этом мы сегодня и поговорим с Натальей Петровной Малаховой, выпускницей исторического факультета Саратовского государственного университета, членом Международного объединения авторов кукол и Творческого союза художников России. Наталья Петровна работала в Камышинском историко-краеведческом музее, в общеобразовательной школе, на Станции детского и юношеского туризма и экскурсий, преподавала основы православной культуры в Воскресной школе при Успенской церкви.
— Наталья Петровна, увидев Ваши работы на одной из выставок в историко-краеведческом музее, я была поражена. Создалось ощущение, что я перенеслась в начало XX века, прогулялась по улицам старого города, побывала в разных домах. Рассматривая Ваших кукол, я за несколько минут совершила настоящее путешествие во времени. Давно ли Вы увлекаетесь созданием кукол?
— Куклами занимаюсь с 2007 года. Начинала с народной тряпичной куклы в «Семейном центре мастерства и ремесел» при Никольском кафедральном соборе под руководством Народного мастера России Елены Ивановны Вернидубовой. В 2008 году приняла участие в Кукольном Форест-фестивале в старинном Серпухове, где впервые увидела, как из полимерных материалов рождаются художественные куклы. В 2009 году прошла ускоренный курс обучения в Мастерской художественной куклы в Москве.
— Расскажите, пожалуйста, об основных этапах создания куклы. Вероятно, это сложный, но очень интересный процесс.
— Обычно все начинается с эскиза. Я делаю карандашные наброски будущей куклы: поза, одежда и т.д. Затем следует лепка и обжиг деталей (головы, рук, ног), их роспись. После этого делаю туловище и все соединяю. Куколка готова, и теперь можно смело подбирать ткань для платья или костюма.
— Сначала рождается образ будущей куклы, ее внешность, характер, костюм. Получается, кукла — художественное изображение человека, а это значит, что должно быть и имя…
— У большинства моих кукол нет имен. Мои куклы — настроение, ощущение. Им имена не нужны.
— Не секрет, что конечный результат зависит от качества используемых материалов. С какими материалами Вы предпочитаете работать?
— Для создания кукол я использую самозастывающие и запекаемые пластики. Любимый материал — пластик «Ливинг Долл», один из лидеров в творчестве профессиональных кукольников. Также не обойтись и без вспомогательных материалов: проволока, фольга, синтепон, трикотаж, акриловые краски и лак.
— Говорят, что «выставки необходимы художнику как доказательство, что он жив, что он — художник, что он на правильном пути». А Вы часто демонстрируете свои работы на выставках?
— Персональные выставки моих работ проходили в Камышине в 2009, 2011 и 2012 годах, а также в Котовском историко-краеведческом музее летом 2012 года. Я принимала участие в выставках «Такие разные куклы», «Рождественский калейдоскоп», «Город детства», «Святая Русь» и других, которые проходили в Камышинском музее. С 2009 года мои куколки участвуют в «Международном салоне кукол» в Москве. Осенью 2010 года мои работы можно было увидеть на выставке «Добрые куклы и добрые кошки» в знаменитом театре кошек Юрия Куклачева в Москве, в 2011 году — на Международной выставке-ярмарке кукол и медведей Тедди «Moscow Fair».
— Неужели при такой насыщенной творческой жизни можно найти время и для других увлечений?
— Конечно. Мне интересно многое: народные обряды, обычаи, традиции, народная тряпичная кукла, история русской игрушки. Я прошла курс практических занятий «Куклы сергиевские промысловые. Загорская матрешка» у М.Ю. Дмитриевой и Е.Ю. Дмитриевой, мастер-классы «Куклы из фондов Вологодского музея-заповедника» у Народного мастера России М.А. Сысоевой. Также посещаю занятия в «Семейном центре мастерства и ремесел» при Никольском кафедральном соборе и сотрудничаю с клубом «Рукодельница» при Художественной галерее.
«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете», — утверждал великий русский писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский. Остается только пожелать мастерам успехов и вдохновения, которое с приходом весны буквально витает в воздухе.
Другие статьи на тему Народные промыслы:
- Филимоновская игрушка
- Старооскольская глиняная игрушка
- Выставки народных промыслов: Дымковская игрушка, лоскутное шитье, ткачество
- Народные промыслы: Абрамцево-кудринская резьба
- Магазин народных промыслов откроется в подмосковном Доме правительства
- Народные промыслы: Кожлянская глиняная игрушка
- Выставки народных промыслов в Кирове, Саратове, Сургуте
- Народные промыслы в Подмосковье и поддельная Хохлома