Выставки народных промыслов: Дымковская игрушка, лоскутное шитье, ткачество

Выставки народных промыслов: Дымковская игрушка, лоскутное шитье, ткачество

Выставка «Дымка» объединила «глянцевые» игрушки современников и авангардные творения предшественников. В этнографическом музее Саратова открылась выставка  "Волшебство народных промыслов". В Якутске проходит выставка «Лоскутная мозаика Якутии». В Саратовском областном Доме работников искусств открыта выставка «Сотканный мир».

На выставке дымковской игрушки покажут барынь и Степана Разина

Экспозиция «Дымка» стала первой в цикле фондовых выставок по промыслам в Музее декоративно-прикладного искусства. Выставка приурочена к юбилеям двух мастеров, во многом определивших судьбу дымковской игрушки: 160-летию Анны Мезриной и 120-летию Алексея Деньшина. В одной из витрин выставлен раритетный альбом «Вятская глиняная игрушка в рисунках» 1917 года. Алексей Деньшин боялся, что промысел начнет вымирать, поэтому в нескольких альбомах зафиксировал в рисунках типичные формы дымковской игрушки и полностью описал процесс ее создания. Рядом с рукописью мастера выставлены его работы, среди которых — очаровательные сундучки с миниатюрной игрушкой.

выставка дымковской игрушки

На выставке экспонаты расставлены по хронологии: от работ мастеров начала XX века до наших современников. Определить возраст игрушек можно без труда. Дело не только в качестве материалов и яркости красок. При всей преемственности традиций нынешние умельцы создают более «глянцевые» образцы в отличие от довольно авангардных и нестандартных творений предшественников, на которые невозможно смотреть без улыбки.

Самая известная форма дымковской игрушки — барыня — представлена на выставке очень широко. Это и традиционные куклы, и дамы с собачкой, с веером, букетом цветов, с младенцем на руках. При неизменной форме каждая из барынь имеет уникальный узор на платье, глядя на который невольно вспоминаешь орнаменты художников-модернистов.

И старые, и новые мастера дымковской игрушки не ограничиваются традиционными темами и сюжетами. Воплощение в глине получают не только разнообразные семейные бытовые сцены, но и эпизод спасения грибника от медведей, цирковые представления и даже лодочная прогулка Степана Разина с княжной. 

Есть на выставке и целые серии из игрушек: масленичные гулянья, деревенские свадьбы. В серии «Уржумская ярмарка» потомственной мастерицы Зои Пенкиной фигурки воссоздают яркую картину народного праздника: тут и балаганный театр, и карусели, и купцы, уличные музыканты и танцовщики, цыганки.

С 11 апреля по 12 мая в рамках выставки пройдет тематическая программа для детей «Весенняя дымка». Юные посетители смогут не только посмотреть на дымковскую игрушку, но и сделать собственноручную роспись медали «дымковское солнышко».

***

В этнографическом музее открылась выставка "Волшебство народных промыслов"

На выставке "Волшебство народных промыслов" представлено более 130 ярких работ саратовских мастеров декоративно-прикладного творчества: Нины Галаниной, Виталия Феофанова, Валентины Ермаковой, Галины Матвеевой и Ларисы Серебрянниковой. Большое количество авторов обеспечило выставке разнообразие: здесь и иконы, и вышитые картины, и украшения из бисера и камней.

Нина Галанина пишет иконы. Десять лет назад она занялась их реставрацией, а потом перешла к иконописи в технике афонского гладкого письма и плави. Нина Михайловна использует темперные краски, что позволяет создать эффект внутреннего свечения и прозрачности.

В этнографическом музее открылась выставка

Тему православия продолжает вышитая картина Виталия Феофанова "Ангел-хранитель", напоминающая о том, что у каждого человека есть помощник и защитник. Работа Виталия Владимировича отличается тончайшими цветовыми переходами благодаря использованию старинной техники "гладь в раскол". Она была популярна в монастырях конца XVIII – начала XIX в.

Не менее ценной является вышивка белым по белому, сделанная Валентиной Ермаковой. Мастерица также применяет традиционные техники: счётную гладь, шитьё, филе (вышивка по сетке). Она виртуозно вышивает по шёлку, кружеву, хлопчатобумажным и шерстяным тканям, батисту и крепдешину. Дизайнерские идеи она заимствует у самой природы, например, ее вдохновляют морозные узоры на стекле.

Вышивка крестом представлена картинами Галины Матвеевой. Яркие букеты и полные жизни пейзажи словно приглашают в путешествие по России.

Лариса Серебрянникова создает изделия из бисера и натуральных камней. Она использует жемчуг, бирюзу, аметист, малахит, гематит, агат, горный хрусталь. Изучив российскую моду начала XX веха и техники бисероплетения Византии, Египта, Европы и Китая, мастерица создала уникальную коллекцию ожерелий, гривен и браслетов. По словам автора, каждое ее украшение служит не только аксессуаром, но и оберегом.

***

 Лоскутная фантазия якутских мастериц

Раз лоскуток, два лоскуток, вот и сложился орнамент, а затем и целая картина. Если бы было также легко это сделать на деле. Но  над некоторыми работами, представленными на выставке «Лоскутная мозаика Якутии», авторы трудятся в течение трех лет.

Лоскутные одеяла, настенные украшения, предметы быта считаются традиционными в обиходе древних якутов. В традиционном понимании якутский пэчворк – это цветные ромбики, квадратики, сложенные строго в геометрических пропорциях. Но на выставке представлены работы в разном стиле. Здесь множество чепраков, настенных ковриков, одеял, сшитых вручную. Некоторые из них были комбинированы украшениями из бисера, деталями из замши, вышитыми узорами. Наряду с ними выставлены лоскутные одежды для кукол, яркие игрушки из лоскутков в европейском стиле. Есть  картина из ткани, детали которой  сложены из цветных кусочков разного размера.

Вызывает восхищение  работа Веры Варфоломеевой из с.Булгунняхтах. На расстоянии кажется, что Собор Василия Блаженного на картине сложен из цветной мозаики. На самом деле рукодельница сшила его из маленьких кусочков ткани одинакового размера на полотне размером 150*100, воссоздав реальное изображение храма. Как отметили, на это ушло три года кропотливого труда.

 Лоскутная фантазия якутских мастериц

По словам другой участницы – мастера народных художественных промыслов Анисии Фадеевой, лоскутные картины, как открытка – это вчерашний день.  «Я была в позапрошлом году в Иванове на «лоскутной выставке». Так там все работы объемные, из-за этого кажется, что они более «живые»», — говорит мастерица и демонстрирует свои свежие работы, выдержанные в этой технике. На ее картинах, действительно, волны из синего шифона бушуют, скалы уносятся ввысь, а шелковый закат розовеет.

Еще из цветных лоскутков ткани  можно создать абстрактное произведение искусства, которое имеет эмоциональное воздействие на наблюдателя. Созерцая триптих «Сага о женщине» О.Гуляевой, И.Ивановой, невольно принимаешь типичную женскую роль, причем осознанно и с необычайной легкостью.

Выставка работает в Доме дружбы народов имени Кулаковского до 21 апреля. Лучшие из работ будут представлены в IX Всероссийском фестивале-конкурсе «Лоскутная мозаика России» в Иванове.

***

В Саратовском областном Доме работников искусств открыта выставка «Сотканный мир»

В Саратовском областном Доме работников искусств (ул.Комсомольская, 41) продолжает работу отчетная выставка студентов, обучающихся специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» на социально-гуманитарном факультете Саратовского государственного технического университета им. Ю.А.Гагарина.

Творчество студентов уже высоко оценили заместитель председателя Поволжского отделения Российской академии художеств Светлана Кузнецова, член-корреспондент РАХ, заслуженный художник России Андрей Щербаков, председатель Саратовской организации Союза художников России Павел Маскаев, заслуженный художник России Татьяна Хаханова.

С 2010 года специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» как среднее профессиональное образование входит в состав социально-гуманитарного факультета СГТУ. Студенты данной специальности изучают рисунок, живопись, композицию, историю искусств и различных видов декоративно-прикладного искусства, народный орнамент, основы формальной композиции (дизайна) и моделирования одежды, а также создают изделия в технике художественной росписи ткани (батик) и ручного ткачества (гобелен).

За время существования отделения его закончило около 60 человек. Выпускники отделения продолжают обучение в разных вузах страны: в Санкт-Петербургской высшей художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица, в Текстильном университете им. А.Н.Косыгина в Москве, в Академии архитектуры в Екатеринбурге, в Санкт-Петербургском институте дизайна, в Московском институте технологии и дизайна, многие продолжают обучение на кафедре культурологии в СГТУ.

Другие статьи на тему Народные промыслы:

 

Оцените статью