Главная / Статьи / Троя – пятый благотворительный том Царской Книги теперь доступен каждому

Троя – пятый благотворительный том Царской Книги теперь доступен каждому

Троя - пятый благотворительный том Царской Книги теперь доступен каждому

Вышел в свет пятый том общедоступного бесплатного факсимильного издания Летописного Свода Ивана Грозного, с благотворительной целью выпущенного Обществом любителей древней письменности под руководством Германа Стерлигова и при финансовой помощи Токарева Николая Петровича, Президента ОАО Транснефть. Одновременно, очередным значимым событием для филателистов и сигиллатов стал выпуск ограниченной серии почтовых конвертов и марок, посвященных 130-летию Общества любителей древней письменности.

Известный меценат и Председатель Правления Общества любителей древней письменности Герман Львович Стерлигов в очередной раз порадовал нас, представив уже пятый по счету том "Царь-Книги", – первого в России общедоступного издания "Царской Книги", – "Летописного Свода" Ивана Грозного.

Книга пятая – "Троя" продолжает "всемирную историю" отраженную в лицевом своде Ивана IV. Как и прежние тома, а именно – четыре тома Елисаветградского Евангелия, – книга совершенно бесплатно доступна каждому желающему в Доме Пашкова, в Обществе любителей Древней письменности.

Герман Львович Стерлигов 25.02.2011 Дом Пашкова - фото Андрей Шалыгин

Герман Львович Стерлигов с пятым томом Царь-Книги 25.02.2011 Дом Пашкова – фото Андрей Шалыгин

Ранее я уже писал о серии благотворительных изданий Германа Стерлигова и Лицевом Своде Ивана Грозного, – материалы доступны по данным ссылкам:

• 04.02.2011 Лицевой Свод Ивана Грозного и его фальсификация

• 06.10.2010 Царская Книга: Летописный Свод Ивана Грозного впервые доступен каждому

Напомним, что до настоящего времени в России просто не существовало доступного даже ученым факсимильного издания Свода. Оригинал главного исторического свидетельства об Истории России сегодня хранится в различных частях в различных библиотеках страны, а факсимильные издания, выпущенные единичным тиражем ранее, в основном были рассчитаны на использование в качестве неиспользуемого подарка различным "ВИП" лицам  никакого отношения к науке, истории и письменности не имеющим. Да и стоимость такого издания выходила за все разумные границы, поэтому издание было доступно только тем, кто в нем не нуждался.

Герман Стерлигов еще продолжает бесплатную раздачу всем желающим переизданного им факсимиле "Елисаветградского Евангелия", которое он снабдил кратким домашним самоучителем старославянского языка.

Теперь на деньги благотворителей в факсимиле Лицевого Летописного Свода, или так называемой "Царской Книги", созданной для личной библиотеки Ивана IV, стал доступен самый крупный по обьему том "Троя".

Так Герман Львович сам прокомментировал данное событие:

 

Герман Стерлигов об издании пятого тома Царской Книги – видео Андрей Шалыгин

Следует сказать, что издание пятого тома по времени затянулось не слишком сильно, чего всегда можно было бы ожидать от официальных издательств, и тем более государственных. Наоборот, как оказалось, личная инициатива меценатов работает гораздо быстрее нежели любая официальная машина. Буквально только что мы с Германом Львовичем обсуждали гигантские средства, затраченные на первые четыре тома и сложности точного воспроизведения цветоделения на оборудовании в полиграфии разных стран, издатели которых были привлечены к данному делу. И вот, у меня в руках уже пятый, самый обьемный том "Троянская история".

/images/load/Image/svod4.jpg

Елисаветградское Евангелие в кабинете Германа Стерлигова – фото Ольга Фрунзэ

На этот раз книга имеет транскрипцию старославянского текста, которая, безусловно, упростит чтение для тех кто не владеет старославянским. Кстати, обучиться нашему родному языку совершенно бесплатно можно тоже в Фонде любителей Древней Письменности.

Царская книга - факсимильное издание Германа Стерлигова - фото Андрей Шалыгин

Царская книга – факсимильное издание Германа Стерлигова – фото Андрей Шалыгин

"Троянская история" – полностью факсимильное издание, только снабженное транскрипцией и одной страничкой, на которой Герман Стерлигов выражает благодарность за финансовую помощь в издании данного тома Токареву Николаю Петровичу, Президенту ОАО Транснефть.

Имеется также краткое похвальное слово от Академика Российской академии образования, советника РАН, Сигурда Оттовича Шмидта.

Царская книга - факсимильное издание Германа Стерлигова - фото Андрей Шалыгин

Царская книга – добавочный лист факсимильного издания Германа Стерлигова – фото Андрей Шалыгин

В этот же день Герман Львович известил нас о том, что только что из типографии пришли почтовые конверты и почтовые марки, выпущенные ограниченным тиражем (1000 экз.) в память о 130-летии Общества любителей древней письменности.

Данные конверты и марки уже с самого своего появления станут филателистической редкостью и мечтой сигиллатов. О гашении марок будет обьявлено дополнительно. Но уже сейчас можно сказать, что 1000 экземпляров – это крайне мало, а гашение сделает негашеные экземпляры еще большей ценностью. К слову сказать, и книги и марки и конверты – все выпускаются тиражем именно в 1000 экземпляров, так что тем, кто хочет непременно получить книгу, – следует не откладывать это дело в долгий ящик.

Герман Львович Стерлигов 25.02.2011 Дом Пашкова - фото Андрей Шалыгин

Герман Львович Стерлигов 25.02.2011 Дом Пашкова – фото Андрей Шалыгин

Конверты и марки к 130-летию Общества Любителей Древней Письменности - фото Андрей Шалыгин

Почтовый конверт и марки посвященные 130-летию Общества любителей древней письменности – фото Андрей Шалыгин

Хочется еще раз подчеркнуть, что Первое в России общедоступное факсимильное издание Летописного Лицевого Свода безусловно является значительным событием в культурной жизни России, так как конкретно и предметно делает Великое Дело приобщения всех желающих к Основам Русской Культуры, к Основам Русской Истории, к Основам Православия с использованием не многократно исправленных и подправленных "историй", "заветов" и так далее, а по самым главным Первоисточникам, имеющимся в распоряжении научных учреждений. Составители Свода постарались уйти от выдумок "Шестодневов", неизвестны им и выдумки "песен птицы Гамаюн", и других подложных "историй". Что было достоверно известно на тот момент, то и изложено.

Посудите сами. "Времена сегодня не бездуховные, а антидуховные", как говаривал мне  частенько протоиерей Александр Салтыков, известный подавляющему большинству людей близких к Церкви и иконописи. Даже если просто заглянуть в сегодняшнюю ленту новостей с самого края, то, например, в разделе "Культура" и "Общество" Вы легко увидите сверху всего – "самые популярные", олицетворяющие собой нашу сегодняшнюю "Культуру" и "Общество":

Правы были русские святые – "последние времена", всеобщее оскудение, содомия и зоофилия, церковь ворует мощи, подложные святыни, люди вожделеют питаться спермой и женским молоком, я уж не буду всего перечислять. И это все только за один день. И так каждый день…

А что знают наши дети? Что они вообще читали и кто это писал? "Эти" министры "культуры", которые обвиняли друг-друга в развращении малолетних и взяточничестве, или "те" советские "историки"? А, может, украинские "историки", у которых вся история за последние 15 лет переписана по 20 раз?

Вот возьмем, например, Трою. Откуда наши дети знают Гомера? Да никто его не читает даже в школе. А в школе что там преподают о Трое? Домыслы? Или мракобесие сказаний об эллинских богах. Макнули "боги" Ахилла в чашу держа за пятку, и потом его в пятку и поразили стрелой. Бред. Но они же и этого бреда не знают и не читали. Они кино смотрели с Брэдом Питом, и по этому кино историю только и знают. Вот и вся история.

Одни пишут-пишут всяких бред, а другие полоумные этот бред умножают, а третьи – вталкивают этот бред нашим детям в головы. Круговорот бреда в природе, в итоге оказывающийся бредом Пита. Не так давно беру один журнал об охоте, а там написано полоумными тетками на полном серьезе: "Артемида спасала животных от бессмысленного уничтожения…" Господи, да откуда такие умопомраченные берутся-то только. Она про Артемиду пишет как про факт об историческом персонаже, да еще и в Гринпис записала "богиню охоты". Редактор охотничьего журнала. Тотальное умопомрачение, горделивая глупость, непроходимая необразованность, серость беспросветная и спесивая. Мрак кругом, умноженный на безбожие.

После "бреда Пита" у российской молодежи Ахиллес стал чуть ли не величайшим героем троянской войны, о которой они судят исключительно по фильму, или в лучшем случае, по Википедии, которую составляют такие же студенты на общественных началах. А "учебники древней истории" у нас рассказывают фольклор Овидия и Еврипида как историю, повествуя о том, что, оказывается "бог Аполлон" поразил в образе Париса Ахилла в пятку, которая единственная была уязвима, так как "богиня Фетида" после рождения, держа его за пяту, макала его по разным версиям или в кипяток, или в огонь, или в Стикс. Разумеется, в Иллиаде Ахилл убил 23 троянца, а в бреднях уже читаем и 72, и уже в бою свататься идет куда-то в часовню…

Никто, разумеется, Ахилла никуда, держа за пятку, не макал, да и Гектора он убил вовсе не в таком уж и честном поединке. Скорее, в совершенно нечестном поединке. И сам погиб вовсе не от руки какого-то особенного героя, и уж тем более "бога Аполлона", а скончался от многочисленных ран, которые скрупулезно описаны в Троянской истории.

Вот вам для примера страница как раз о гибели Гектора, писанная переводчиками Гомера еще 450 лет назад. Читайте сами. Гектор, которого Ахиллес не мог много раз поразить в неоднократных поединках, погнался  в очередном бою за одним из греческих царей, стреляя в него из лука, и для удобства перевесил щит за спину. Ахиллес, когда понял, что спереди теперь Гектор беззащитен, взял копье и быстро напал на него спереди, поразив лучника в незащищенную грудь. Деомон, увидев что Гектор убит, подъехал и немедленно поразил Ахилла в ответ.

Да и предыдущие поединки Ахиллеса с Гектором всегда заканчивались более в пользу Гектора, о чем летописец упоминает неоднократно, например, что после удара Ахилла Гектор сидел на коне неподвижно, а после удара Гектора Ахиллес в седле сильно шатался. Да и пробить доспех как получилось у Ахилла гораздо проще чем рассечь шлем как сделал  в ответ Гектор. Гомеру ни к чему было преуменьшать заслуги Ахилла и возвеличивать Гектора. Все как раз наоборот. Поэтому, судя по описанию летописцев, Гектор был более искусным бойцом чем Ахиллес. И уже потом греческие историки (так как троянских не осталось), – возвеличили Ахилла до небес. Гомер постарался быть точным.

Ровным счетом ничего в Троянской истории ни про какую пяту Ахиллесову не написано. Три стрелы Париса имеются в числе других ран, стрела в начале боя тоже, много ран от меча числится, но потом еще много войнов погибло от руки Ахилла даже после стрел Париса и то семеро убиты Ахиллом. И умер он от ран не сразу, и не на том же месте. Но нынешнюю историю диктуют сегодняшние обстоятельства, поэтому она и переписывается в угоду потребителя.

Царская книга - факсимильное издание Германа Стерлигова - фото Андрей Шалыгин

Царская книга – факсимильное издание Германа Стерлигова – фото Андрей Шалыгин

Так что для знания Истинной Истории всегда нужно читать именно первоисточники, – тогда сразу начинаешь понимать сколько в мире живет вранья по любому поводу.  И только факсимильные издания позволяют нам вплотную приблизиться к настоящей Истории без всяких лжеучебников.

 Герман Стерлигов о содержании книги "Троя" Летописного Свода Ивана Грозного

Лицевой Летописный Свод, или Царь-Книга, был составлен по повелению Ивана Грозного. При всей неоднозначности фигуры Ивана IV, ему необходимо отдать должное в становлении государственности на Руси, создании института царской власти, утверждении исторической духовной преемственности Руси как Третьего Рима, и составлении первого краеугольного исторического свода Российской Истории, которую он повелел описать начиная от Библейской Истории, через историю Рима и Византии, полагая Русь их правопреемницей, "а четвертому (Риму) не быть". Под то правопреемство и История собиралась бережно для потомков в назидание.

Как правило, все составители про других пишут правду, а про себя творят легенды. Все "боги" начинают именно так. Сам себя Иван Грозный возводил к римскому императору Августу, бывшему, якобы, предком Рюрика согласно придуманной к тому времени родословной легенде. Правда, инсигнии вроде шапки Мономаха да и история самого Ивана Грозного оказались далеки от совершенства, но это мы уж можем восстановить и по другим источникам.

При Грозном начался созыв Земских соборов, создана первая типография в Москве, составлен Судебник 1550 года, проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне. При Иване IV были завоёваны и присоединены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1572 году в результате упорной многолетней борьбы положен конец нашествиям Крымского ханства, началось присоединение Сибири (1581). Итогом правления Ивана Грозного было сохранение Московской Руси как независимого государства. Площадь территории Руси увеличилась вдвое.

Иван  IV  Грозный скульптура Третьяковская Галерея - фото Андрей Шалыгин

М. М. Антокольский. «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Мрамор. 1875 год.

Скульптура выполнена по заказу П. М. Третьякова. – фото Андрей Шалыгин

В дополнение следует, наверное, упомянуть, что дальнейшая бесплатная подписка на оставшиеся 35 томов Летописного Свода оформляется сразу же при получении первых пяти томов, а в дальнейших планах Германа Львовича уже намечается очередной благотворительный проект, – издание Православного Молитвослова. Опять-таки, – на основании исключительно первоисточников, имеющихся в распоряжении ученых. Так что всем желающим настоятельно рекомендую навестить Германа Львовича в Доме Пашкова.

Андрей Шалыгин

 

Наша справка:

Лицево́й летопи́сный свод

(Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) — летописный свод событий мировой и особенно Русской истории, создан в 40—60-х годах XVI века (вероятно, в 15681576 гг.) специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 17 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года. Слово «лицевой» в названии Свода означает наличие огромного количества миниатюр, то есть история дана "в лицах"

Тома сгруппированы в относительно хронологическом порядке:

  • Библейская история
  • История Рима
  • История Византии
  • Русская история

Содержание томов

  1. Музейский сборник (ГИМ). 1031 л., 1677 миниатюр. Изложение священной, древнееврейской и древнегреческой истории от сотворения мира до разрушения Трои в XIII в. до н. э.
  2. Хронографический сборник (БАН). 1469 л., 2549 миниатюр. Изложение истории древнего Востока, эллинистического мира и древнего Рима с XI в. до н. э. до 70-х гг. I в. н. э.
  3. Лицевой хронограф (РНБ). 1217л., 2191 миниатюра. Изложение истории древнеримской империи с 70-х гг. I в. до 337 г. и византийской истории до X века.
  4. Голицынский том (РНБ). 1035 л., 1964 миниатюры. Изложение отечественной истории за 1114—1247 г. и 1425—1472 гг.
  5. Лаптевский том (РНБ). 1005 л., 1951 миниатюра. Изложение отечественной истории за 1116—1252 гг.
  6. Остермановский первый том (БАН). 802 л., 1552 миниатюры. Изложение отечественной истории за 1254—1378 гг.
  7. Остермановский второй том (БАН). 887 л., 1581 миниатюра. Изложение отечественной истории за 1378—1424 гг.
  8. Шумиловский том (РНБ). 986 л., 1893 миниатюры. Изложение отечественной истории за 1425, 1478—1533 гг.
  9. Синодальный том (ГИМ). 626 л, 1125 миниатюр. Изложение отечественной истории за 1533—1542, 1553—1567 гг.
  10. Царственная книга (ГИМ). 687 л., 1291 миниатюра. Изложение отечественной истории за 1533—1553 гг.

История создания свода

Свод создан, вероятно, в 15681576 гг. (согласно некоторым источникам работа началась в 1540-х годах), по заказу Ивана Грозного, в Александровской слободе, бывшей тогда резиденцией царя. В работе принимал участие, в частности, Алексей Фёдорович Адашев. Около 1575 года в текст внесены правки, касающиеся царствования Ивана Грозного (видимо, под руководством самого царя). Первоначально свод не был переплетён — переплет осуществлялся позже, в разное время.

Место хранения

Единственный оригинальный экземпляр Свода хранится раздельно, в трёх местах:

  • Государственный исторический музей (тома 1, 9, 10)
  • Библиотека Российской академии наук (тома 2, 6, 7)
  • Российская национальная библиотека (тома 3, 4, 5, 8)

Культурное влияние и значение

Б. М. Клосс охарактеризовал Свод как «самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси». Миниатюры из Свода широко известны и применяются как в виде иллюстраций, так и в искусстве.

***

Токарев Николай Петрович,

Президент ОАО "Транснефть", бывший генеральный директор ОАО" Зарубежнефть". Родился 20 декабря 1950 года.

Образование: Окончил Карагандинский политехнический институт по специальности "электрификация и автоматизация горных работ" в 1973 году.

Профессиональная деятельность: Работал в горнорудной промышленности. Служил в Первом главном управлении КГБ СССР (ПГУ, внешняя разведка) и ФСБ.
С 1993 по 1996 год – начальник отдела внешних связей АОЗТ "Русско-Германская лизинговая компания".
С 1996 по 1999 год – заместитель генерального директора Унитарного государственного предприятия по управлению собственностью за рубежом Управления делами Президента РФ.
С 1999 года – руководитель службы безопасности, затем – вице-президент ОАО "АК "Транснефть", курировал внешнеэкономический блок и информационно-аналитическую работу.
В сентябре 2000 года был назначен генеральным директором ФГУП "Российское внешнеэкономическое объединение "Зарубежнефть", преобразованного в 2004 году в ОАО "Зарубежнефть".
15 октября 2007 года был избран президентом ОАО "АК "Транснефть".

Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2006).

Контакты: Открытое акционерное общество "АК "Транснефть" Адрес: 119180, Москва, Большая Полянка, 57 Телефон: (495) 950-81-78

***

Общество Любителей Древней Письменности,

возникло в эпоху Великих реформ Александра II по инициативе известного историка князя Павла Петровича Вяземского и московского предводителя губернского дворянства графа Сергея Дмитриевича Шереметева. Их начинания поддержали сорок восемь учредителей – виднейших государственных деятелей, ученых и предпринимателей, и среди них: фельдмаршал князь А.И. Барятинский, князь П. П. Вяземский, граф А.В. Бобринский, директор московских Музеев В.А. Дашков, митрополит Макарий, граф С. Г. Строганов, ректор Московского университета академик Н.С. Тихонравов, историки П.И. Бартенев и В.О. Ключевский, филолог и хранитель Румянцевского музея Е.В. Барсов, старший хранитель Императорской Публичной библиотеки Р.И. Минцлов, московский предприниматель и владелец художественной галереи К.Т. Солдатенков и др.

Со дня основания Общество находилось под покровительством императрицы Марии Александровны. После 1917 г. Общество некоторое время работало под названием Общество древней письменности и искусства.

Среди изданий Общества – «Изборник Святослава», «Синодик Холмогорский», «Радзивилловская летопись», «Книга Козьмы Индикоплова» и другие памятники древней письменности.

Общество имело богатый музей и располагало обширным собранием древних рукописей (более 1 700) и старопечатных изданий.

Устав ОЛДП был утвержден 17 мая 1877 г. Министерством народного просвещения на основании высочайше утвержденного 6 мая 1877 г. положения комитета министров. Первый основополагающий пункт Устава гласил: «Общество Любителей Древней Письменности имеет целью издавать славяно-русские рукописи, замечательные в литературном, научном, художественном или бытовом отношении, и перепечатывать книги, сделавшиеся библиографической редкостью, без исправлений». В соответствии с Уставом в круг изданий ОЛДП вошли:

  1. Рукописи Святого Писания с лицевыми изображениями и без оных, но лишь в точных снимках; отдельные жития святых, пастырские поучения, слова, беседы и другие статьи духовного содержания.
  2. Учебники старого времени, как то: буквари, грамматики, цифирное искусство и прочее; теоретические статьи по разным наукам и художествам, трактаты по естествоведению, астрономии, медицине, музыке, военному искусству и т.п.
  3. Рукописи географического содержания: космографии, описания городов и монастырей, хождения и путешествия, древние карты, планы и рисунки.
  4. Исторические сочинения и переводы, летописи с лицевыми изображениями, хронографы, древнерусские переводы польских летописцев и т.д.
  5. Рукописи, содержащие произведения словесности, не исключая и народной, как то: повести, легенды, сборники песен и басен, драматические произведения и т.п.
  6. Кроме рукописей с лицевыми изображениями по предыдущим разделам, вообще рукописи с лицевыми изображениями, предназначаемые для точного и роскошного их воспроизведения.
  7. Отдельные листы, воспроизводимые посредством светописи или гравирования, по всем вышеупомянутым разделам».

На средства ОЛДП только в 1870–1890-е гг. было издано свыше 200 факсимильных изданий рукописей и их фрагментов, создана уникальная библиотека, музей и коллекция (хранящаяся ныне в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки), организовывались археографические экспедиции, субсидировались научные проекты. Общество занималось и самостоятельными научными исследованиями, по результатам которых проводились заседания, заслушивались доклады и сообщения, читались лекции. ОЛДП пережило Октябрьскую революцию и прекратило свое существование в 1932 г.

***

Начало деятельности Благотворительного фонда содействия развитию культуры «Общество Любителей Древней Письменности»

Идея возрождения традиций ОЛДП возникла в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки и неоднократно обсуждалась на Румянцевских чтениях. В начале 2008 г. эти замыслы нашли понимание и поддержку среди московских предпринимателей, объединенных любовью к русской истории, рукописной книге и заботой о подрастающем поколении. Было принято решение возродить традиции ОЛДП на базе НИО рукописей РГБ, что и реализовалось совместными усилиями осенью 2008 г. в рамках создания Благотворительного фонда содействия развитию культуры «Общество Любителей Древней Письменности». Вместо торжественной презентации Фонд сразу приступил к работе и уже осуществил свое первое факсимильное издание одной из самых красивых рукописей, хранящихся в Российской государственной библиотеке: Елисаветградского Евангелия.

Свою главную задачу Фонд видит в просвещении и воспитании подрастающего поколения на высоких образцах древней православной письменности, которые должны наконец перейти из разряда раритетов, доступных лишь ограниченному кругу ученых, в необходимую составляющую образования и культуры.

Adblock
detector