История расписных пасхальных яиц — писанок уходит в далекое прошлое. Как символ весеннего возрождения природы, писанка известна многим народам мира. Христиане, которые переняли обычай писать писанки, увидели в них знак воскресения и вечной жизни. Писанка стала символом радости, всепрощения и пасхального приветствия. |
Андрей Шалыгин — Примечание: Для информации — ко всем современным "иссследованиям традиций", особенно на Украине, следует относиться с известной степенью осторожности. Так как в попытке изыскания неизыскиваемого украинские националисты очень часто начинают придумывать то чего сроду никогда не было, как в случае с учебниками украинской истории, литературы и искусства. Они уже и флот, и русских, и даже неандертальцев произвели от украинцев вполне официально. К этому же разряду следует отнести и черные пасхальные яйца с солярной свастикой. Предание о яйце и Римском Кесаре гласит о покрасневшем яйце, поэтому "правильным" являются оттенки красного, и уж совершенно точно никогда они не были черными. А попытка на черный цвет нанести знаки униатских националистов, — это просто попытка хоть каким-то боком завуалированно всунуть в Предание хоть какую-то лазейку легитимизации исторических корней этого самого национализма. Дескать, это не националистические традиции, а чуть ли не пасхальная традиция.
Но, для общего образования такие статьи стоит почитать. И, заодно, понимать, что далеко не каждая традиция, даже в самые великие православные праздники, — является исторической, православной, да и вообще благой. Благими намерениями, как справедливо говорят, — дорога в Ад стелется. Очень просто, берем немного Предания, разбавляем его черной краской с нацистской символикой, и тем самым устанавливаем "историчность" и "православность" символики украинских националистов-униатов:
***
Наши предки верили, что писанка имеет магическую силу — она приносит добро, счастье, достаток, защищает человека от всего злого. Хозяева закапывали писанки в землю, ибо верили, что сила яйца способствовать щедрым жатве, раскладывали писанки на могилах отцов и дедов, закапывали в могилы детей, дарили друг другу влюбленные юноши и девушки подобное. Считалось, что писанку надо уметь написать, знать, когда именно это сделать, уметь замолить, а главное — разбираться, кому какую дарить, чтобы символика оберега отвечала смысла дарения.
О писанке сохранилось много легенд. Одна из них такова: судьба мира зависит от того, сколько писанок ежегодно пишется. Пока пишут писанки, мир будет существовать, а когда этот обычай не будут, тогда зло в виде страшного дьявола освободится из своих железных оков и уничтожит мир. Этот дьявол живет под землей, прикован к скале цепями. Ежегодно он посылает своих слуг вокруг света, чтобы те подсмотрели, или пишутся еще писанки и сколько их написано. Когда много, то железные оковы крепко сжимают дьявола, и он теряет силу, ибо человеческая любовь побеждает зло наибольшее.
Писанка, как символ весеннего возрождения природы, известная многим народам мира. История писанок уходит в далекое прошлое. Христиане, которые переняли обычай писать писанки, увидели в них знак воскресения и вечной жизни. Писанка стала символом радости, всепрощения и пасхального приветствия.
Варианты сравнения писанок Олега Киращука с коллекцией Gucci 2008 года
Символика основных писанковых мотивов такая.
Солнце — источник света и тепла, "всевидящее око", символ Христа. Крест — символ вселенной, четырех сторон света, четырех времен года; святой знак искупления, которым церковь все начинает, благословляет и освящает. Древо жизни — символ мироздания, оно сочетает в себе верх и низ, землю и небо, прошлое и будущее; в Священном Писании дерево обозначает все хорошо и стоящее, является образом Божьей мудрости.
Спираль — знак зарождения новой жизни, плодородия, символ порядка таинства литургического года. Сварга — знак вселенной, символ величия Божия. Троерожник — знак святого огня и Святой Троицы. Заря восьмиугольная — знак неба, Богини-Матери, символ Девы Марии: как заря, она предвещает восход Солнца-Христа. Церковь — знак устремлений к высотам, вечности, единения с небом.
Грабельки — символ дождя, воды, солнца с неба к земле и объединяет землю с небом (или девушку с парнем), в Ветхом Завете дождь является прообразом обещанного Спасителя в Новом Завете — символом ласки и благовестия Святой Евангелии. Ветка — символ плодородия, ежегодного весеннего возрождения побегов; образ живучести Божьей милости, символ бесконечного жизни. Дубовый лист — символизирует мужскую силу, это знак древнего бога Перуна; в Священном Писании дуб является сакральным знаком полноты жизни Божьего народа и символом Божьей справедливости.
Птичка — символ единения земного и небесного, хранитель душ предков; птицы символизируют добродетели святых и их вознесения к Богу. Петух — предвестник дня, сторож добра против зла — является символом света, поборол темноту, — Христа. Лошадь — символ неутомимого движения солнца; образ бесстрашного вестника веры, который летит в мир, готовый на смерть. Рыба — символизирует воду, следовательно, как и вода, является символом жизни и здоровья, это также символ новохрешених.
Олень — связан со светом, он является спасителем-победителем, хранителем истины, проводником, это образ искание Бога и взаимной помощи. Виноград — символ рода; виноградная лоза — символ Христа. Безконечник — символ воды, бессмертной природы, вечной жизни. Сорок клиньев символизируют успех в хозяйстве, благосостояние и достоинства человека. Цветы — означают радость, красоту, детей.
Есть несколько легенд из разных территорий Украины о православном происхождении писанок.
Одна из них, гуцульская, рассказывает следующее. Вскоре после своего Воскресения Христос победил дьявола и заковал его двенадцатью железными цепями в подземелье под Голгофой, за двенадцатью железными дверями, которые заперты на двенадцать железных замков. Но нечистый еще имеет силу, день и ночь он рвется на волю, разгрыз уже одиннадцать железных замков и слизал одиннадцать железных дверей. Еще мгновение — и упадет последняя, двенадцатая преграда. Вырвется тогда дьявол на белый свет, и настанет миру конец. Но именно в этот момент звонят в церкви колокола, люди здороваются словами "Христос воскрес!" и одаривают друг друга писанками. Тогда сразу возобновляются все оковы на нечистом, все двери и замки. Поэтому сидеть там, за ними дьяволу вовек — пока люди на земле писать писанки и приветствовать друг друга с Пасхой.
Другая легенда, из Киевщины, рассказывает, что когда Иисус Христос ходил со св. Петром по земле, то они проходили через одно село, а там Иудеи. Увидели Иисуса Христа, и начали камнями и комьями швырять в Него. И как коснется камень Иисуса одежде — сделается из того камня писанка, а как коснется комок, то превратится в яйцо. Св. Петр собрал все то в карман, а позже людям раздал. С этого и пошел обычай готовить писанки и крашенки к Пасхе.
Подольская легенда описывает, как Иуда предал Иисуса и вернулся домой, мать приняла его вареными яйцами и стала укорять за его поступок. При этом говорила: "Ты продал своего Господина, а он тем временем воскреснет". На это Иудеи засмеялся и ответил: "Мой Господин тогда воскреснет, как из яиц вылезут цыплята". Но едва это произнес, как из вареных яиц действительно выбежали цыплята.
По галицкой легенде, писанки впервые появились как благодарность доброму человеку. Когда Спаситель нес крест на гору Голгофу, то встретил мужчину, именно нос яйца в корзине в Иерусалим на продажу. Мужчина видел, как тяжело Иисусу нести крест, поставил свою корзину в рве на дороге, а сам бросился помогать Спасителю. Шли они вместе несли крест даже на Голгофу. Когда Иисуса уже распяли, вспомнил тот человек за свою корзину, и вернулся на то место, где его поставил. Приходит, смотрит, а в корзине все яйца — исписанные и окрашены. Не понес он их больше продавать, а вернулся домой и держал как памятник, потому что имел то чудо за благодарность от Христа за то, что помог нести крест. От того и пошла окраска яиц на Пасху.
А это легенда о красном цвете писанок. Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.
Но когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.
Хочу обратить внимание, что писанки — это обобщенное название пасхальных яиц. Выделяют несколько видов пасхальных яиц.
Крашенки — от слова красить. Красить яйца можно по-разному. Раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.
Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом — ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо карандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой. Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.
Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки — настоящие произведения народного творчества. Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.
Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым — крестильная сорочка писанки.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску — «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.
Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.
***
Отдохнуть от городской суеты можно в экологически чистом районе Тульской области, в 130 км от Москвы, на Охотничьей базе "Барсучок". База представляет собой центральную усадьбу с расположенными вокруг домами отдыха для клиентов и баней. Невдалеке удобно спланировано подсобное хозяйство, которое является не только поставщиком экологически чистого питания для клиентов, но и местом отдыха. Здесь можно поохотиться, пострелять по тарелочкам на специальной площадке, покататься на лошадях, полетать на дельталете, отпраздновать событие.
Развлечения на базе:
— бильярд и бар-караоке;
— спортинг и арбалетный тир;
— лошади, пони, фаэтон, экипаж;
— конное фото-шоу с ловчими птицами и борзыми;
— экскурсионные туры в питомник собак и зоопарк.
Другие статьи на эту тему: