Муром — это маленький городок во Владимирской области, где живут чуть больше 100 тыс. человек. Один из древнейших городов России, упоминание о нем впервые встречается в 862 году в «Повести временных лет». Несмотря на то, что это маленький городок, история его довольно интересна и обширна. Святые Петр и Феврония, Илья Муромец, муромский калач… Что еще мы знаем о Муроме? |
Впервые Муром упоминается в Лаврентьевской летописи под 862 г. наряду с такими городами, как Новгород, Полоцк, Ростов. С 1097 года Муром становится столицей Муромо-Рязанского княжества. В середине XII — начале XV века — Муромского княжества.
В то время здесь жили мурома — финно-угорские племена. К IX веку уже имелось большое поселение на реке Оке. Предприимчивое племя рано завязало торговые связи со своими соседями – славянами и булгарами. Муром продавал меха, рыбу, пчелиный воск, получая взамен ремесленные изделия. Постепенно в город стали переселяться славяне и Муром становится славянским городом: строятся укрепления, воздвигаются деревянные стены, славянская дружина охраняет восточный форпост Руси. В 1088 году город разорили волжско-камские булгары. Потом — монголо-татары. И в 1293 году Муром совсем опустел, но в 1351 году возродился вновь.
В 1552 году, когда Иван Грозный шел на Казань, в Муроме был разбит военный лагерь. Тогда Иван Грозный поклялся, что если возьмет Казань, то поставит в Муроме каменный храм. Клятву свою он сдержал, в 1555 году был воздвигнут Спассо-Преображенский собор на территории Спасского монастыря.
Спассо-Преображенский собор Спасского монастыря в Муроме.
Сам монастырь – одно из самых древних сооружений на Муромской земле (первые упоминания в летописях в 1096 году). Если верить легенде, то старше этого монастыря на Руси была только Киево-Печерская обитель. По преданию, монастырь возник на месте укрепленного двора первого Муромского князя Глеба. Сначала монастырь назывался «Спасский, что на бору». Это была неприступная крепость на отвесном берегу, главное оборонительное сооружение. Смута была тяжелым временем для монастыря. Обитель грабили, разрушали ее храмы. Во времена царствования Михаила Федоровича монастырские дела пошли в гору: обитель привели в порядок за счет щедрых вкладов.
Во второй половине XVII века в Спасском монастыре велись активные строительные работы. Был построен каменный настоятельский корпус. В 1691 году кардинально перестроили церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
XVIII век был нелегким для русских монастырей. Петру I требовались деньги на ведение затяжной Северной войны. А Екатерина I в 1764 году упразднила множество монастырей, оставив уцелевшим скудное государственное содержание. К 1880-м годам дела в обители шли совсем плохо, даже прекратились богослужения. Но в 1878 году архимандрит Антоний привез икону Божией Матери «Скоропослушница» со Святой Горы Афон. Благодаря помощи Пресвятой Богородицы монастырь воспарял. В 1891 году был построен трехэтажный братский корпус.
В 1917 году, как только к власти пришли большевики, начался конфликт. А в 1918 году вспыхнул антибольшевистский мятеж, который быстро подавили. Но чекисты объявили, что нити заговора ведут к Спасскому монастырю. На обитель обрушились репрессии. Монастырь был закрыт, епископ Митрофан заключен в тюрьму. В 1996 году монастырь был передан Церкви.
Воскресенский монастырь
В конце XI — начале XII вв. Муром принадлежал князьям Черниговским. В 1097 году город отдают в удел сыну Черниговского князя Святослава — Ярославу (Константину). Ярослав с сыновьями Михаилом и Федором пытались крестить окрестные племена. Но славянские традиции были очень сильны в этой области, муромские язычники не желали принимать князя и христианство, они убили младшего сына Михаила. Согласно преданию, Константин показал язычникам икону Божьей Матери, увидев которую они раскаялись. На этом месте был построен храм во имя Благовещения Богородицы, Михаила похоронили в храме сразу, позже здесь нашли свой покой Константин и Федор. Сейчас все трое – святые, и их мощи можно увидеть в Благовещенском каменном храме.
Храмы Мурома — отдельная тема. Ими можно любоваться бесконечно! Златоглавые церкви и белокаменные монастыри сохраняют дух вечности и святости. В Муроме четыре действующих монастыря. Самому старинному из них — более 900 лет. Главные муромские монастыри — Троицкий и Благовещенский. Они и сегодня действуют. Оба расположены на месте древних княжеских дворов и кажутся похожими друг на друга, поскольку имеют одинаковые архитектурные элементы: центральный пятиглавый собор, одноглавую церковь над Святыми воротами, шатровую колокольню и монументальные стены с башнями.
Муром — родина не только легендарного богатыря, но и русских святых Петра и Февронии.
Во второй половине XV века неизвестным муромским автором было создана "Повесть о Петре и Февронии". Она повествует о князе Петре и крестьянской девушке Февронии. Их история — удивительный рассказ о простой человеческой любви и семейных ценностях.
Князь Петр был тяжело болен – «покрылся он струпьями от крови злого летучего змея, которого он убил своею рукою». И ни один врач не мог его вылечить. Мудрая девушка Феврония так прямо ему и сказала: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». Князь, конечно, опешил, но делать нечего согласился. Феврония вылечила и стала его женой и княгиней.
Мудрой Февронии приписывают разные изречения, например: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?»
Умерли Петр и Феврония в один день, были они настолько почитаемы, что после смерти их причислили к лику святых, они являются покровителями любви и брака. День почитания — 8 июля. Мощи их находятся в Свято-Троицком женском монастыре. Над ними до сих пор свершаются чудесные исцеления.
Свято-Троицкий женский монастырь
Пожалуй, наиболее известный факт из истории Мурома — это то, что он является родиной былинного русского богатыря Ильи Муромца. А ведь в детстве мальчик был слаб и не мог ходить… Однажды в церкви Илье явился Николай Чудотворец и попросил у мальчика воды. Илья ответил, что не может встать. Николай Чудотворец велел мальчику: — Встань и сходи! Свершилось чудо! Ребенок не просто стал ходить, но и обрел богатырскую силу.
У Ильи Муромца была реальный прототип – историческое лицо, жившие в XII веке. Летописи не сохранили имени этого героя. Зато он появляется в германском эпосе XIII века под именем Ильи Русского.
Имя Ильи Муромца всплывает только в 1574 году: в «Вестовой отписке» старосты города Орши Филона Кмиты говорится о богатырях Илье Муравленине и Соловье Будимировиче.
То, что его имя не сохранилось в летописях, ничего удивительного нет: герой был незнатного происхождения, и составители могли умышленно избегать упоминаний о нем или эти записи могли быть удалены позже. Да и в конце жизни богатырь принял монашество и сменил имя, может быть в монашестве он и стал Ильей, а мирское имя могло быть и другим.
Илья жил рядом с Муром в селе Карачаве. «В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» — так былины рассказывают нам о месте его рождения. (Надо заметить, что на родину Ильи Муромца претендует и другой город – Моровск и Карачев, Черниговской области Украины).
Жизнь в этом маленьком городе течет плавно, тихо, не суетливо, как и в большинстве древних провинциальных городков. Люди здесь спокойные, добрые, отзывчивые и приветливые. Мурому присуща своеобразная, я бы сказала, классическая провинциальность. Здесь есть весь «набор» черт, характерных для маленьких провинциальных городов: река, уютные улочки, яблоневые сады, кусты сирени, мещанские и купеческие дома с резными наличниками и палисадниками. Провинциальность Мурома какая-то особенная, она убаюкивает, успокаивает. Здесь не хочется торопиться, куда-то бежать. Хочется неспешно гулять по узким муромским улочкам и наслаждаться покоем.
Еще одно, чем славен город Муром — муромский калач. Это своеобразный съедобный символ города. Появление трех калачей на городском гербе Мурома связывают с устным преданием, что во время проезда через город Императрицу Екатерину II угощали калачами, которые ей очень понравились. В этой связи 16 августа 1781 года город Муром получил новый герб, описанный в Полном собрании законов Российской империи: «В верхней части в красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест. В нижней — на голубом поле три крупичатых калача, которыми сей город отменно славится». Голубой фон Муромского герба обозначает красоту, мягкость, величие, а золото калачей — символ богатства, справедливости, великодушия.
Муромские калачи отведал и Император Павел I. Местные историки отметили, что при встрече государю преподнесли пять калачей, «а калачам цена по 30 копеек каждый». Павел I хвалил хлеб и даже отправил особым курьером в Петербург несколько калачей, сказав на прощание хлебосольным горожанам: «Буду помнить ваши Муромские калачи, которые скоро увидит моя императрица …». Муромский краевед В. И. Богатов писал: «Калачи пользовались огромной популярностью и в девятнадцатом и в начале двадцатого века. Почти в каждой пекарне, в каждой харчевне можно было их приобрести».
Муромский калач делали из ситного теста (пропущенного через сито, а не решето). Главная особенность теста для муромского калача — это его скважистость: тесто долго мяли («тёрли») руками на льду, благодаря чему не испарялся содержащийся в нём углекислый газ — и изделие получалось пористыми, с большими пустотами внутри. Благодаря тесту возникло второе название муромского калача — «тёртый». Муромский калач должен быть пышным, скважистым, с мягкой корочкой, и тягучим, упругим, приятным хлебным мякишем. Но вкус муромского калача неповторим, так же, как и его внешний вид. Калач состоит из трёх частей: толстого «животика», нависающей над ним поджаристой, хрустящей «губы» и поддерживающей их обоих «ручки» или «дужки» (в древности называлась ещё «перевясло»). Каждая часть отличается нюансами вкуса, так как при разной форме и объеме они выдерживаются в печи одинаковое время и поэтому по-разному пропекаются и «поджариваются».
Хотя калачи пекут до сих пор, но они даже по внешнему виду мало походят на те, что составляли славу города. Сейчас калачи напоминают пресную лепешку, сделанную в виде калача, но уже никак не тот пышный прадедовский «висячий замок», сделанный из пористого, пружинящего теста.
***
Приглашаем на отдых в Подмосковье в Долголуговском охотхозяйстве , что находится в 65 км от Москвы по Щелковскому направлению. Домик охотника расположен на живописной поляне прямо в лесу на берегу пруда. Подьезд очень удобный, и до самого домика охотника можно проехать на любом автомобиле.
Другие статьи на эту тему:
- Отдых в выходные: Путешествие в Волоколамск
- Уголки России: Заманчивый Углич
- Малые города России : Рыбинск — НПО Сатурн
- Малые российские города могут зарабатывать на собственной привлекательности
- Уголки России : Ульяновск — город Ленина и Колобка
- Плещеевская маёвка: Переславль-Залесский
- Четыре чуда Русского Севера
- Уголки России : Зарайск
- Уголки России: город Боровичи
- Уголки России: Северодвинск — город монахов и корабелов
- Санки для взрослых
- Подсмотренные сны древнего Рыльска
- Здесь охотились Наполеон и Геринг, а Кирова закопали
- По Руси с Проводником — Рыбинское водохранилище, г. Весьегонск