Уменьшение численности славян и православные курсы для мигрантов

Уменьшение численности славян и православные курсы для мигрантов

Глава Росстата Александр Суринов подвел вчера очередные промежуточные итоги переписи населения-2010. Численность населения страны продолжает уменьшаться. Наиболее активно идет прирост населения у представителей Северного Кавказа. Также сильно выросло количество мигрантов — киргизов, узбеков, таджиков. Встраивать мигрантов в российское общество взялись батюшки Ярославской епархии.

Росстат отчитался: Рекордсмены по рождаемости — горячий Кавказ и холодная Якутия

Глава Росстата Александр Суринов подвел вчера очередные промежуточные итоги переписи населения-2010. На этот раз речь шла о социально-экономическом положении лиц многочисленных национальностей России. Термином «многочисленные» социологи называют народы, численность которых превосходит 400 тысяч человек. В России таковых оказалось 22. По итогам переписи-2010 из этого списка выпали немцы. С 2002 года (тогда проводилась предыдущая перепись) их количество снизилось с 597 тысяч до 394 тысяч человек.

Численность населения страны продолжает уменьшаться. С 2002 года нас стало меньше еще более чем на 2 миллиона человек. Но есть в России народы, численность которых, наоборот, увеличивается. Это представители 10 национальностей: кумыки, даргинцы, лезгины, аварцы, якуты, ингуши, чеченцы, армяне, буряты и осетины. Как видим, наиболее активно идет прирост населения у представителей Северного Кавказа.

Среди национальностей, которые не относятся к многочисленным, впечатляющий рост показали киргизы — их численность с 2002 года увеличилась в 3,3 раза (с 32 до 103 тысяч человек), узбеки (со 123 до 290 тысяч) и таджики (со 120 до 200 тысяч). Впрочем, их совокупная доля среди населения по-прежнему менее 1%. И их прирост в основном происходит за счет миграции.

Традиционно среди горожан больше всего русских, украинцев и белорусов. Но на четвертое место неожиданно вышли азербайджанцы. В сельской местности предпочитают жить чеченцы, казахи, даргинцы, аварцы, ингуши и якуты.

В среднем в России на 1000 мужчин приходится 1163 женщины. В 2002 году ситуация с неравенством полов была чуть лучше: на 1000 представителей сильного пола приходилось «всего» 1147 слабого. Интересно, что женщин больше, чем мужчин, практически у народов всех национальностей России. Исключение составляют азербайджанцы, армяне и лезгины.

Численность трудоспособного населения сократилась на 1 миллион человек. Больше других людей «рабочего» возраста теряли белорусы (42%), украинцы (41%) и удмурты (38%). Число трудоспособных русских уменьшилось на 4,4%.

Самые пожилые народы у нас сейчас белорусы, украинцы и мордва.

Понемногу в стране растет рождаемость. Сейчас на 1000 женщин приходится 1469 детей. Наиболее высокие показатели у ингушей (2257 детей), чеченцев (2196) и даргинцев (1975). А также у якутов и бурятов (смотрите таблицу). Аутсайдеры — русские: на 1000 женщин 1405 детей. Кстати, русские — единственная национальность, где показатель рождаемости ниже общероссийского.

Зато русские входят в пятерку самых образованных. На 1000 человек 243 имеют высшее образование. Этот показатель выше только у осетин (299), бурятов (297), украинцев (258), якутов (245). Хуже всего дело с высшим образованием обстоит у казахов (113), чеченцев и марийцев (по 118).

Трудовую деятельность как источник средств к существованию при переписи указали 48% населения страны. Это означает, что люди получают зарплату на работе или имеют собственное дело. Выше среднероссийского этот показатель у украинцев, удмуртов, белорусов, русских, татар и мордвы. Самый низкий у чеченцев — 20%. Зато чеченцы и ингуши имеют самые высокие показатели по лицам, получающим пособия, — 53% и 41% соответственно.

У кого сколько детей

сколько детей у разных народов

Андрей Моисеенко

***

Как из араба сделать ярославца

При Ярославской епархии открылись курсы, где иностранцев учат любить Россию посредством русского языка и… православия. Что из этого вышло и можно ли перенести этот опыт на всю страну?… — Молодец, Назакет! — Преподаватель факультета русской филологии и культуры ЯГПУ им. Ушинского Ирина Шустина хвалит азербайджанку, которая наконец произносит слово «звонит». Причем произносит как надо, с ударением на последний слог. — Не повторяйте ошибки многих русских людей, которые говорят «звОнит»…

Назакет — одна из слушательниц того самого курса по изучению русского языка. Пришла она сюда не по своей воле — ее делегировал муж, который вдруг застеснялся, что супруга до сих пор толком не может объясниться с местными. Пока супруга пытается справиться с очередным ударением, тот нянчится с их ребенком у ограды Яковлевско-Благовещенского храма, при котором и действуют курсы.

— Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках, везет да языком, что решетом, так и сеет про щук и про леща, — почти без ошибок и акцента выдает Денис Байгельдыев, два года назад переехавший с папой-туркменом и мамой-русской из Туркменистана. Но эта земля для него не чужая — это родина его бабушки.

Рядом с Денисом старательно водит пальцем по листочкам с текстами тунисец Амор Кхадхрауи. Он пытается выговорить слово «плавниками», все время смягчая «л».

Четвертый ученик — друг Амора, сириец Алриес али Мужиддин, который пришел с ним за компанию, в Ярославле он живет уже 12 лет, оканчивает медакадемию и с русской женой растит сына.

Пловы разных народов…

Ученики тем временем получают новое задание: рассказать о себе, чем занимаются. Назакет снова смущается…

— Не надо бояться, мы все здесь учимся, — поддерживает сириец азербайджанку.

— Есть семья, трое дети, в Ярославле семь лет,  — наконец говорит она.

Денис успел прослужить в туркменской армии и поработать в автомастерской, а тунисец Амор, подобно сирийскому другу, также живет в Ярославле с русской женой, работает официантом и готовится стать гражданином России. Для этого ему и понадобились курсы — чтобы получить паспорт, нужно пройти тест на знание русского.

Наконец очередь доходит до Алриеса. Тот с удовольствием рассказывает о своей медицинской карьере, что в родном Дамаске у него вышла книга стихов, и жалеет, что не может написать стихи на русском: «великий и могучий» знает пока не так хорошо, чтобы выражать чувства.

— А еще люблю готовить! — добавляет он, и его «одноклассники» заметно оживляются. Алриеса просят рассказать про сирийский плов.

— …И хорошо туда вместе с рисом положить отваренный горох, — аппетитно заканчивает он изложение рецепта.

Пловы разных народов навевают ностальгические улыбки на лицах слушателей. Денис говорит, что горох на его родине некоторые тоже кладут, но лучше добавить кишмиш, а педагог Шустина жалеет, что не пришел ученик из Египта, который наверняка поделился бы познаниями в области своей национальной кухни.

— Всякие межнациональные глупости возникают от незнания, — скажет мне потом Ирина Шустина. — А такие уроки не только их, но и нас обогащают, мы от них узнаем что-то для нас интересное.

— Про плов, например?..

— И про плов тоже! — смеется она. — Я уже не один рецепт на таких уроках записала!

Идея — ФМС, деньги — прихода…

Судя по данным Ярославского УФМС, сегодня в регионе трудятся около 20 тысяч мигрантов. Прогуливаясь днем по Ярославлю, вы не увидите праздно шатающихся толп «трудолюбивых мигрантов». «Все при деле!» — гордо молвят по этому поводу чиновники. Статистика по преступлениям среди иностранцев кажется ничтожной — ими за пять месяцев совершено 138 правонарушений, треть из них — подделка документов. Как и по всей России, лидируют в этом списке граждане Таджикистана и Узбекистана. Вот их бы и интегрировать, но…

— Мы не можем насильно загонять под такие программы мигрантов, — говорит пресс-секретарь Ярославского УФМС Екатерина Шкловская. — Хотя мы и заинтересованы в их интеграции. Курсы — это эксперимент, рожденный в нашем управлении. Однажды рассказали об этой идее отцу Алексию, который с удовольствием ее поддержал, предложив проводить курсы в местной воскресной школе при приходе. Оплату труда педагога приход взял на себя.

— Странно, что государство переложило свои интересы на плечи церкви…

— У нас, к сожалению, нет такой статьи расходов. Вот сейчас думаем открыть такую же группу при мечети: большинство из мигрантов — мусульмане, и их настораживает, что обучение происходит на территории православного прихода.

— А вам это зачем, батюшка? — интересуюсь у главы епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерея Алексия (Кириллова).

— Надеюсь, что они станут добрыми и хорошими гражданами, которые будут уважать культуру, в которой они живут, — пылает оптимизмом священник. — В лучшем случае они станут нашими прихожанами, но не думаю, что это будет большой процент. Тем более у нас нет цели обращать их в веру… Вы заметили, что ни один из наших «студентов» не уходит после урока русского языка, остаются послушать лекции о православии, на котором основана русская культура? Им интересно!

мигранты и православные курсы

Жену в храм? конечно!

— …Прошу прощения, вас зовут, — Денис приглашает нас на второй урок — знакомство с православием.

Помощник отца Алексия, Михаил, подключает к ноутбуку проектор. На белом полотне стены появляется лик Иисуса Христа, и Михаил, избегая заумных слов, повествует «студентам» о том, зачем Божий Сын приходил в этот мир:

— Когда человек осознает, что гибнет, ему необходимо спастись. Но чтобы спастись, по нашему учению, надо освободиться от греха… Понятие «грех» понятно?

— Ошибка, — отвечает Амор.

— Ошибка, да… Чтобы избавить человека от последствий этих ошибок, Христу необходимо было все эти последствия принять на себя. Смерть он принимает на кресте, поэтому у каждого христианина есть нательный крест как знак. С креста Господь сходит в ад, но ад не способен удержать Бога. И ад разрушается, и с тех самых пор уже не имеет той силы над человеком. Человек освобожден, но сам может выбрать: жить ему с Богом либо отказаться от него…

Слушатели согласно кивают. Переходят к заповедям.

— Что такое? — просит уточнить Амор понятие «не прелюбодействуй».

— Ну чтобы жить только с женой, — объясняет ему сирийский друг.

— Точно! — радуется лектор.

— А если твоя жена захочет в храм, отпустишь? — спрашиваю позже у Амора.

— Конечно, она и ходит, — ничуть не смущается он. — Это же ее вера, вера ее предков!

— А сына как зовут? — интересуюсь у Алриеса.

— Борислав! — отвечает тот, и у меня кончаются всякие вопросы: интеграция в российское общество ему, похоже, не требуется. Остальные слушатели курсов тоже давно интегрированы через русских жен, общих детей, бабушек… И, наверное, правы отец Алексий и педагог Шустина, говоря, что они лишь обогатят российскую культуру, не претендуя на изменение устоявшейся среды под себя…

Окрыленный этой мыслью, я двинулся на одну из строек Ярославля, за воротами которой сновали смуглые люди.

— Че забыл? — шлагбаумом встал на моем пути охранник.

— Да вот интегрировать в российское общество ваших рабочих хочу, чтобы русскую культуру знали и язык (проходившие мимо гастарбайтеры напрягли слух), — заявил я. — ФМС для них специально курсы придумала…

Гастарбайтеров как ветром сдуло, охранник заржал.

— Ну ты придумал! Они же по-русски ни хрена не понимают, — отдышавшись, ответил он. — Только мат выучили и эти твои три буквы — ФМС! Как услышали, так сдернули сразу. А ты говоришь — интеграция…

Мнение эксперта

Роман Силантьев, исламовед, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора: «Желающих интегрироваться немного»

— Переоценивать значимость эксперимента я бы не стал — они же в основном деньги сюда приехали зарабатывать, зачем им куда-то ходить, время тратить?.. Однако для тех иностранцев, кто по-настоящему готов стать гражданином нашей страны, жениться здесь, растить общих детей, получить паспорт, платить налоги, — эксперимент неплохой, он действительно поможет им влиться в российское общество, стать полноправным гражданином. Но, как я уже говорил, таких есть и будет немного…

Алексей Овчинников

Другие статьи на эту тему:

 

Оцените статью