Гламурные валенки, абашевская игрушка и петриковская роспись

Гламурные валенки, абашевская игрушка и петриковская роспись

Изготовлению абашевской игрушки теперь будут учить профессионально. Уникальные тюменские ковры представят в рамках Дней России в Австрии. Искусством изготовления кедровых бочек владеет бондарь из Черемхово. Конкурс «Сибирский валенок» пройдет в Тюменской области. Писанки, петриковская роспись и казацкие обычаи признаны культурным наследием Украины.

Изготовлению абашевской игрушки теперь будут учить профессионально

Искусство вечно! Увы, о народных промыслах это не всегда можно сказать. Что-то безвозвратно потеряно, и этого не вернешь. Однако в Пензенской области, благодаря действенным мерам со стороны региональной власти, старинные ремесла удается сохранять и развивать. Самое яркое тому подтверждение — абашевская игрушка.

Реальный шанс обрести вторую жизнь появился у одного из исконных символов Пензенской области — абашевской игрушки. К списку профессий, которым обучают в Спасском колледже промышленных технологий и бизнеса, добавилась еще одна — специалист по изделиям из керамики. Желающие повозиться с глиной, да еще и научиться на этом зарабатывать, нашлись быстро.

«С удовольствием дети ходят на занятия и получают необходимые навыки, многие взяли глину вообще впервые в жизни и потому каждый день узнают много нового для себя в этой области искусства», – рассказывает преподаватель внеклассной работы средней школы села Абашево Надежда Купава.

Потомственный мастер и предприниматель одновременно Владимир Ворожейкин уже несколько лет делится секретами изготовления абашевской игрушки с молодежью. В школах кружки, а здесь — теоретические и практические занятия.

«В течение 10 месяцев они должны научиться выполнять основные мотивы абашевской игрушки, делать разнообразные игрушки, в основном, тех животных, которых видим рядом с собой, то есть разнообразных птичек, собачек, коровок», – говорит педагог дополнительного образования средней школы села Абашево Владимир Ворожейкин.

С каждым уроком движения пальцев становятся более ловкими и точными. Постепенно из бесформенного куска глины возникает игрушка. Такая же, какую здесь, на спасской земле делали и 50, и 100 лет назад.

Свистулька и барыня — самые известные и популярные у любителей народной керамики игрушки. Их можно просто копировать или лепить, добавляя фантазию. Стремление студентов создать что-то свое, отличающееся от народных традиций, только приветствуется. Главное, чтобы полученные молодыми людьми знания пошли им на пользу.

«Возможно, кто-то из них увидит в этом перспективу, все зависит от тех преподавателей, мастеров, и по ним видно, что они просто-напросто не могут без этой игрушки, если они привьют им эту любовь, думаю, все может получиться», – поделился с корреспондентом директор Спасского колледжа промышленных технологий и бизнеса Виктор Никирин.

Молодым глиняных дел мастерам есть на кого равняться. Недавно двое их земляков, торгуя абашевской игрушкой, заработали на машину.

***

Уникальные тюменские ковры представят в рамках Дней России в Австрии

Сибирская ковровая фабрика вошла в число 22 российских предприятий, которые после строгого отбора представили свою продукцию на международной выставке в швейцарском Базеле в 2012 году. Об этом в интервью «Тюменской линии» рассказала генеральный директор фабрики, председатель Ассоциации народных промыслов и художественных ремесел Тюменской области Елизавета Кондратьева.

«В общероссийский реестр предприятий художественных промыслов входит всего 70 фабрик и заводов, мы оказались в числе избранных. Наряду с нашими коврами, на выставке в Базеле были представлены такие знаменитые российские брэнды, как хохлома, жостовские подносы, вятские кружева и палехская миниатюра», — отметила Елизавета Кондратьева. По ее мнению, 2012 год был для Сибирской ковровой фабрики успешным.

«У нас оптимистические планы на будущее — думаю, 2013 год будет не хуже. Мы планируем принять участие в Днях России в Австрии в марте, а также в постоянно действующей выставке народных промыслов в Вене», — рассказала генеральный директор Сибирской ковровой фабрики.

***

Искусством изготовления кедровых бочек владеет бондарь из Черемхово

В нынешнем веке специалистов по изготовлению бочек — бондарей, почти не осталось. Житель чела Черемхово, Красночикойского района, Михаил Бураков — один из немногих, кто владеет этим искусством.

Мастерская бондаря Михаила Буракова известна далеко за пределами его родного села Черемхово. Он один из немногих мастеров в крае, которые владеют искусством изготовлением кедровых бочек.

При этом кедр мастер не рубит. Сырье получает только из валежника.

«На овладение искусством изготовления бочек ушло восемь лет», — рассказывает Михаил. Важна каждая плашка, каждая клепка. В хорошо сделанной бочке может храниться даже масло — не вытечет.

Михаил Бураков, бондарь: "Сделал бочку — ищешь ошибку. А потом над этой ошибкой работаешь".

Для производства бондарь использует специальные приспособления: станок, сделанный из двигателя стиральной машинки и деталей и старого мопеда. И ножницы по металлу:

Михаил Бураков, бондарь: "А это мне такие ножницы достались, с Норильска мужик сделал. Они титановые. Это вечные ножницы, у них нож — четырехсторонний, бумагу папиросную режет".

И вечные ножницы по металлу, изготовленные мастером из Норильска, как говорит Михаил, из титана. Кроме того, ему заказывают так называемые купели — модные сейчас бочки для купания из кедра. Внутри бочку наполняют целебным паром. За кедровыми бочками к нему едут со всех концов России. Работает принцип «из уст в уста» — лучший вид рекламы.

Штучным товаром также считается манок для охоты на изюбря. Он издает звук, похожий на рев животного. Современные охотники используют даже оцифрованные записи рева зверя. Но лучше манка — нет, говорят бывалые.

Первый раз Михаила в десятилетнем возрасте привел в кедровник отец. Его увлечение кедровым ремеслом началось с добычи орехов.

Михаил Бураков, бондарь: "Шишку пришли собирать да и все. Вывезли — продали Велосипед купили. Но это в десять лет я сам себе купил велосипед. А в 40 лет также шишку сдал — за месяц машину купил".

С тех пор будущий мастер понял — кедр в Чикойской тайге — это святое.

Михаил Бураков, бондарь: "Тут все создано на одном орехе и все, что построено, построено на орехе, и живет человек, только не будет кедры — не будет соболя. Тут люди так живут, он не будет сук рубит, на котором сидит".

***

Конкурс «Сибирский валенок» пройдет в Тюменской области

Традиционный конкурс «Сибирский валенок» пройдет в городе Ишиме Тюменской области 25 января 2013 года. Праздник седьмой год подряд с успехом проводит Ишимский историко-краеведческий музей с целью сохранения народных традиций и пропаганды сибирских промыслов и ремёсел.

сибирский валенок

В рамках праздника проводятся конкурсы, в которых принимают участие все желающие организации, творческие коллективы, индивидуальные мастера и семьи. Состязания проводятся по трем номинациям: «русский шик» (художественный дизайн валенка), дизайнерское оформление предметов из вяленой шерсти и конкурс «валенки в стихах, песнях и частушках». Фестиваль традиционно начинается с зимнего марафона здоровья (забега в валенках).

Лучшие валенки 2012 года можно будет увидеть на шоу-программе «от Ишима до Амура валенки — предмет гламура». Также в рамках праздника ишимцы и гости города поиграют в хоккей в валенках и примут участие в зимнем марафоне здоровья.

Первый фестиваль Сибирского валенка состоялся в городе Ишиме в марте 2007 года. С тех пор этот праздник проходит ежегодно и привлекает гостей и участников из разных регионов. Фестиваль сибирского валенка с первого дня стал привлекательным брендом, ярким примером событийного туризма.

По окончании праздника фонды музея пополняются потрясающими эксклюзивными образцами украшенных валенок, увидеть которые можно в залах музея.

Валяльному делу обучились сотрудники музея и теперь с удовольствием изготавливают сувенирную продукцию. Чаще всего сувенирные валенки берут гости города и любители фэн-шуй. По правилам китайского учения, для сохранения любви и согласия в юго-восточной части каждого дома должен находиться парный предмет, а что может быть лучше пары валенок, скатанных вручную, символизирующих достаток и домашний уют. Не случайно в народе говорят «ладные валенки», упоминая древнерусскую богиню любви и семейного очага Ладу.

***

Писанки, петриковская роспись и казацкие обычаи признаны культурным наследием Украины

В Украине основан Перечень объектов нематериального культурного наследия. Соответствующим приказом Министерства культуры определены первые объекты (элементы) нематериального культурного наследия Украины и утвержден образец соответствующей учетной карточки, передает УНН.

Объектами нематериального культурного наследия Украины признаны и включены в перечень следующие явления:

1) Казацкие обычаи, традиции, игры, танцы, трюки и упражнения: мастерское владение кнутом, саблей, копьем, луком и стрелами, приемы вольтижировка (акробатические упражнения верхом, движущийся), которые применяли украинские казаки-воины в XV-XVIII ст. (географический ареал исторического и современного бытования — г. Запорожье, о. Хортица; носитель — конный театр "Запорожские казаки");

2) Косовская керамика как традиционное ремесло Карпатского региона XVI-XXI вв. (Ареал — Ивано-Франковская обл., Косовский район, г. Косов; носитель — Косовский институт декоративно-прикладного искусства Львовской национальной академии искусств);

3) Кролевецкие тканые полотенца — использование традиционной техники перебора из ремизный-челночным ткачеством, сочетание красно-белых цветов, орнаментика (ареал — Сумская обл., Кролевецкий район, г. Кролевец; носитель — КП "Кролевецкое художественное ткачество");

4) Опишнянская керамика — техника изготовления росписи (ареал — Полтавская обл., Зеньковский район, пгт. Опишне; носитель — ЧП "Гончарный круг");

5) Петриковская роспись — украинского декоративно-орнаментальное малярствоXIX-XXI вв. (Ареал — Днепропетровская обл., Петриковский р-н, пгт. Петриковка; носитель — Петриковское КП "Центр народных ремесел Петрикивщины");

6) Роспись (ареал бытования — вся территория Украины, а также места компактного проживания украинских за пределами Украины; носитель — музей "Писанка" в г. Коломыя Ивано-Франковской обл.).

петриковская роспись
Петриковская роспись

Кроме того, предприятиям, учреждениям и организациям, которые обеспечивают создание надлежащих условий для хранения и передачи нематериального культурного наследия, а именно — Национальному заповеднику "Хортица"; Национальному музею-заповеднику украинского гончарства в Опишне; управлению культуры Ивано-Франковской, Сумской, Днепропетровской областных государственных администраций — поручено в месячный срок обеспечить изготовление учетных карточек на соответствующие объекты (элементы) нематериального культурного наследия. Образец учетной карточки будет размещен на сайте Минкультуры и опубликован в официальном печатном органе Министерства (газете "Культура и жизнь").

Напомним, два объекта из приведенного перечня — Косовская керамика и Петриковская роспись — в 2012 году были номинированы в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Другие статьи на тему Народные промыслы:

Оцените статью