Главная / Новости / Страстная седмица: проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Страстная седмица: проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Страстная седмица: проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

В четверг Страстной седмицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Страстная Пятница: Православная Церковь вспоминает страдания Христовы… Кому и почему не нравится Святейший Патриарх?

Слово в Великий четверг в Храме Христа Спасителя

12 апреля 2012 года, в четверг Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Литургия святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя

***

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с Великим четвергом.

Этот день в середине Страстной седмицы мы именуем великим праздником, и он действительно является таковым наравне с двунадесятыми, потому что воспоминание о событии, которое легло в основу этого празднования, живет в Церкви особым образом.

 Многое, что приходит к нам из прошлого, содержится в летописях, в книгах. Открывая их, мы можем узнать о том, что было до нас, что было в прошлом, и это возбуждает наше воображение — мы стараемся представить себе древних героев, вождей, полководцев, императоров, князей. Такое воспоминание, которое порождается чтением, осуществляется в нашем сознании, в нашей памяти, в том числе силой нашего воображения.

Но Господь Иисус Христос, совершив Тайную Вечерю, сказал Своим ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание; и когда вы будете есть хлеб сей и вкушать от чаши сей, то вы смерть Мою будете возвещать до тех пор, пока Я не приду» (см. 1 Кор. 11:26). Совершенно очевидно, что воспоминание о Тайной Вечери — это не то воспоминание, которым мы связываем себя с прошлым. Если нечто совершается до скончания века, то это уже не воспоминание — это некая связь с той реальностью, которая была тогда, когда Христос произнес эти слова.

И действительно, из слов Священного Писания, из великой святоотеческой традиции мы знаем, что воспоминание, которое творит Святая Церковь, совершая Святую Евхаристию, подобно Господу и Спасителю освящая хлеб и вино, пресуществляя их в истинное Тело и Кровь Спасителя, есть не ментальное воспоминание на уровне разума, сознания, памяти. В этом действии присутствует Дух Святой, и Он непостижимым образом вводит нас, людей XXI века, соединяющихся в храме вокруг своего епископа или священника, в соприкосновение с той Тайной Вечерей, которую совершил Господь. Находясь в храме, будучи отделены временем и пространством от той Тайной Вечери, мы силой Святого Духа становимся не зрителями, вспоминающими только сознанием своим, но реальными соучастниками той Тайной Вечери, которую Господь совершил с учениками Своими.

Вот почему воспоминание о Тайной Вечери, Таинство Святой Евхаристии мы именуем Таинством Церкви. Не сегодня появилось это определение — оно появилось в святоотеческой древности, потому что Церковь призвана все то, что совершил Господь Иисус Христос не силой человеческой, а силой Духа Святого, актуализировать, делать достоянием каждого последующего поколения. И, подобно апостолам, мы с вами были сегодня на Тайной Вечери, оставаясь здесь, в этом храме, отделенные от Тайной Вечери двумя тысячами лет. Силой Святого Духа мы совершили то, что совершил Господь Иисус Христос, учредив Таинство Святой Евхаристии.

А почему преподобный Симеон Новый Богослов и вслед него многие другие учителя Церкви именуют Евхаристию Таинством Церкви? Да потому что Церковь есть Тело Христово, по слову апостола (1 Кор. 12:27), и оно являет себя как Тело Христово, совершая Таинство Евхаристии. Мы Церковь, когда мы вместе молимся и когда мы от единого Хлеба и от единой Чаши причащаемся подлинного Тела и подлинной Крови Христовых.

Литургия святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя

В этот момент происходит нечто опять-таки непонятное человеческому уму. Причащаясь от единого Хлеба и Чаши, мы входим друг с другом во Единого Духа причастие, мы входим в нерасторжимое единство. Именно в этом Божественное обоснование единства Церкви, именно из этого факта проистекает осуждение всяких расколов, ересей, которые препятствуют людям участвовать в этой священной Евхаристической трапезе. Тот, кто разделяет Тело Христово, тот разрушает Святую Евхаристию, тот идет против Бога, против Его заповедей, против всего того, что запечатлено мудростью святых отцов и кровью мучеников, — против единства Церкви Христовой.

Поэтому сегодняшний праздник установления Святой Евхаристии есть праздник Церкви, праздник молящейся евхаристической общины, праздник нашего нерасторжимого единства, и никому не дано этого единство поколебать, несмотря на соблазны века сего, ложь, клевету, сомнения, которые сеются врагом рода человеческого. Именно из этого проистекает учение Церкви о том, что всякое разделение наносит непоправимый духовный ущерб, является несмываемым грехом для того, кто вступает на путь разделения. Но каким бы ни было по масштабу это разделение, будь то единицы, сотни или даже тысячи людей, никакое разделение неспособно разрушить единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, которая будет до скончания века, ибо по обетованию Спасителя «врата ада не одолеют ю» (Мф. 16:18).

Литургия святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя

Пусть сегодняшний день, осознанное духовное переживание Таинства Святой Евхаристии, Таинства нашего участия в жизни, страданиях, смерти и Воскресении Спасителя, Таинства нашего участия в Его последней вечери с апостолами укрепит каждого в вере, единомыслии, твердости и непоколебимой решимости, следуя за Христом, соблюдать все то, что Он передал нам, все то, что Духом Святым укоренено в жизни Церкви и в сознании верных, сохраняя единство духа в союзе мира (Еф. 4:3). Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

***

Патриарх Кирилл. Слово пастыря (Первый канал)

***

Страстная Пятница. Православная Церковь вспоминает страдания Христовы…

 Великая Страстная пятница считается самым скорбным днем церковного года. В этот день Господь наш Иисус Христос был распят и умер на Кресте, искупая людские грехи. В Евангелии от Иоанна сказано: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную".

Плащаница

Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из четырех евангелистов (Мф 26. 20-27. 66; Мк 14. 17-15. 47; Лк 22. 14-23. 56; Ин 13. 1-19. 42), согласно которым все, что произошло в Великую Пятницу являлось важнейшей частью Божественного плана человеческого спасения. Приговоренный судом Синедриона к смерти, в этот день Господь был доставлен к римскому прокуратору Понтию Пилату. Тот не нашел никакого преступления в Его делах, но несмотря на свое желание отпустить Христа и после нескольких неудачных попыток сделать это, Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие, предварительно омыв руки, тем самым возлагая всю ответственность за совершающееся на еврейский народ, кричавший, что "кровь Его на нас и на детях наших" (Мф 27. 25).

После бичевания и поругания в претории Господь Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и распят римскими солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе. Претерпев несколько часов крестных страданий, свидетелями которых было множество народа, Господь Иисус Христос умер на Кресте, "и завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли" (Мф 27. 51-52). Двое из Его тайных учеников Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и вместе с женами-мироносицами погребли тело Христа "во гробе" – небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв ее большим камнем.

В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях. Вечерня Великой пятницы – Вынос Плащаницы – посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение – "гроб", украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница – большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Плащаница находится в центре храма до начала воскресного пасхального богослужения. В день Пасхи она вновь возвращается на Престол алтаря. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым.

В Страстную Пятницу православные христиане соблюдают строгий пост, не вкушая ничего до выноса Плащаницы, и стараются прийти в церковь – на самое печальное и проникновенное богослужение года.

Русская линия

 ***

Кому и почему не нравится Святейший Патриарх?

C 1994 года по настоящее время мне посчастливилось работать в Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора под непосредственным руководством сначала митрополита Смоленского и Калининградского, а с 2009 года – Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Накопленные личные впечатления, достигнутые в коллективном соработничестве позитивные результаты, моя гражданская позиция позволяют дать ответ на вопрос: «Кому и почему не нравится Святейший Патриарх Кирилл?»

Патриарх КириллВ последнее время заметно участились нападки на него российских либералов. Они и ранее никогда не жаловали РПЦ, но обычно воздерживались от прямых выпадов лично по адресу Главы Русской Православной Церкви. Очевидно, что повысить «градус борьбы» их вынуждает усиливающееся осознание российским обществом краха «либеральной идеи», как таковой, и вклад в этот процесс Русской Православной Церкви и лично её Предстоятеля.

Как известно, от выбора национальной идеи зависят особенности и характер общественно-экономического устройства государств. Эта идея хорошо разработана в трудах русских философов и историков. Кратко её можно сформулировать как сбережение территории России, упрочение её государственности, процветание и благополучие всех проживающих в ней народов при сплачивающей роли русской нации. Исключение русской нации из межнациональных отношений гибельно для всех без исключения других народов России. Общим домом для всех нас является не весь другой мир, а только Россия.

Нынешняя российская модель «капитализма для своих» не прошла испытание временем, разделила российское общество на два антагонистических лагеря – богатых и бедных – каждый со своей идеологией. Она дискредитировала себя как «чуждое насаждение» (по терминологии Н.Я.Данилевского) для русских традиций и культуры, которые предпочитали придерживаться ориентации на идею социальной справедливости.

Стремление «реформаторов» построить так называемую «новую Россию» на развалинах многовековой российской истории и на совершенно чуждых нам идеалах и ценностях уподобляет их не «мужу благоразумному, который построил дом свой на камне», но «человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Мф. 7: 24, 26).

В общественном сознании России всё более ощущается потребность в переосмыслении общественных отношений, в основе которых не может навеки оставаться запредельное социальное расслоение между «золотой сотней» российских миллиардеров и остальным населением страны. На смену им стучится в дверь новая идеология осознания каждым членом общества личной ответственности за судьбу государства и коллектива, его права на достойную жизнь вместо философии безответственной «толерантности».

У русского народа, как и у русских экономистов прошлого, всегда была нравственная основа понимания труда – физического и умственного – как нравственного долга человека. На такое отношение к труду благотворно влияла православная вера. Сама вера понималась нашими предками как традиция или обычай. Когда надо было подчеркнуть особенности местных правил и обычаев, то говорили: «Здесь такая вера, у них такая вера». Вера и неверие порождают совершенно противоположные воззрения на труд. Вера воспитывает в человеке уважение к труду. Для неверия труд – не нравственный долг человека, а всего лишь средство обогащения, которое порождает дух стяжательства и наживы.

Для русской экономической мысли всегда было характерно понимание важности духовности и нравственности человека в его трудовой деятельности. В отличие от западных экономистов русские учёные придерживались точки зрения, что индивидуализм препятствует развитию промышленности. Об этом говорил и Д.И.Менделеев, и И.А.Ильин, который утверждал, что «разрешение проблемы состоит в том, чтобы сочетать строй частной собственности с «социальным» настроением души: свободное хозяйство с организованной братской справедливостью». Николай Бердяев в работе, опубликованной в январе 1918 года, подчёркивал: «Труд … не должен находиться в исключительной и неограниченной власти капитала. Отношения труда и капитала не могут быть регулированы индивидуально, предоставлены исключительной власти личной конкуренции – они подлежат государственной и общественной регуляции».

Хозяйственные отношения на Руси также имели существенные отличия от западной модели. Отношение к собственности у нас формировалось под воздействием православных взглядов на эту проблему, которые исходили из того, что каждый человек должен трудиться, только трудом он может приобретать себе собственность и хлеб насущный. Нормой отношений русских предпринимателей было доверие, а не обман. Слова «вера» и «кредит» были на Руси синонимами, а беспроцентный кредит был распространённой практикой. Неслучайно девизом крупнейшей дореволюционной газеты России «Биржевые ведомости» было: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли!» В почёте была щедрая благотворительность, а в благодарной памяти народа навсегда остались такие меценаты как Третьяков, Бахрушин и многие другие.

Сегодня перед нашей страной снова остро встала проблема выбора – продолжать ли копировать западный опыт или вернуться к своим историческим корням, вопреки гибельным призывам интегрироваться в западное «цивилизованное сообщество». Эта проблема тем более актуальна, что сам правящий в России слой начинает осознавать свой собственный конфликт с созданным им режимом.

Либеральная модель общественно-экономического устройства дискредитировала себя не только в России. Она переживает сейчас кризис в глобальном масштабе из-за безответственной политики спекулятивного мирового финансового капитала. Западная цивилизация не имеет духовной основы. Комплекс христианских ценностей протестантско-кальвинистского направления трансформировался сначала в протестантскую мораль, т.е. культ власти, силы и рационализма, а в настоящее время вообще отвергнут атеистической цивилизацией. Сегодня есть все основания сделать следующие выводы:

1. Можно без преувеличения сказать, что Русская Православная Церковь стала первой авторитетной силой, обратившей общественное внимание на несоответствие либеральных идей не только русским, но и вечным ценностям человечества.

2. Многим известно, что РПЦ приняла самое активное участие в создании в 1993 году Всемирного Русского Народного Собора, заместителем Главы которого стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В приветствии первому Соборному съезду Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – Главы Собора – было заявлено, что «Русская Православная Церковь была и будет оставаться силой, способствующей становлению национального духа России, созидающей ее духовную культуру, заботящейся о ее единстве и целостности как национально-государственного организма».

Ещё в декабре 1995 года Собор обратился к соотечественникам с призывом: «помнить о нравственной первооснове экономики, о развитии ее в интересах общего благополучия, а не личной корысти», а итоговым документом VII ВРНС стал «Свод нравственных правил в экономике» для добровольного принятия этого документа руководителями предприятий и коммерческих структур, предпринимателями и их сообществами, работниками, профсоюзами и всеми другим участниками экономических процессов, в том числе государственными органами и общественными объединениями, вовлеченными в хозяйствование.

Тема духовно-нравственного возрождения России всегда была лейтмотивом заявлений и РПЦ, и выступлений Святейшего Патриарха Кирилла. В Слове после интронизации он со всей ясностью вновь подчёркнул, что его особой заботой и в дальнейшем будет «церковная проповедь духовно-нравственных идеалов». В докладе XI Всемирному Русскому Народному Собору он указал на бездуховность либеральной идеи как первопричины кризисных явлений в обществе. Выступая перед молодёжью в Измайлово в рамках XIII Всемирного Русского Народного Собора, Святейший Патриарх призвал «выстраивать систему отсева информации», которая не должна разрушать психику и души людей, их самобытность, подлинность, духовную, культурную и национальную идентичность, способность отличать добро от зла посредством внутренней сигнальной системы – голоса нашей совести.

«Духовное проросло сквозь материальное, потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды», – эти пророческие слова также принадлежат Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Финансово-экономический кризис, охвативший сегодня весь мир, является прямым следствием духовного и морального кризиса «золотого миллиарда». Это одновременно и кризис аморальной идеологии культа наживы, которая была навязана России в 90-е годы протестантским Западом. Виртуальная экономика с её виртуальными деньгами, виртуальным фондовым рынком и разного рода «деривативами» обеспечивала в последние десятилетия паразитическое сверхпотребление «золотого миллиарда» за счёт сырьевых, трудовых ресурсов и растущего обнищания остального мира.

Переживаемый мировой экономикой затяжной кризис обрушил не только миф о способности капиталистической системы к саморегулированию, но и о её жизнестойкости. Все «капитаны крупного бизнеса» не только в России, но и в «цивилизованных странах» выстроились в очередь с протянутой рукой за государственными кредитами. Но на щедрую государственную поддержку реального сектора и банковской системы «эффективные собственники» ответили в России резким сокращением уплаты налогов в бюджет, а банкиры умножили валютные спекуляции. Не остались в стороне и «топ-менеджеры» крупных компаний и банков, увеличив себе в разы зарплаты и бонусы.

3. Соборные слушания под руководством Патриарха Алексия II, а в настоящее время Кирилла неоднократно возвращались к болезненной для общества «русской теме». Суть их сводилась к концепции, что непременным условием выживания любой нации и государства является сохранение и развитие их духовных ценностей и исторических традиций. Попытки «переучредить» нации и государства по надуманным лекалам обречены, в конечном счёте, на провал. Россия была и остаётся одной из крупнейших и уникальнейших мировых цивилизаций. Её государственный суверенитет всегда был един и неделим для всех проживающих на её территории народов и никогда не размазывался на «национальные суверенитеты» отдельных субъектов. Государственное строительство в России не делило её коренные народы на «титульные» и «нетитульные», но одновременно исходило из признания неоспоримого факта стержневой роли русских в сохранении устоев Российского государства и права проживающих на её территории различных наций и этносов на развитие своих национально-культурных традиций. Уважение национальных традиций различных народов при равенстве их гражданских прав и ответственности был и должен оставаться краеугольным камнем традиционной русской государственности.

4. Важнейшим событием общественной жизни России стали комплексные предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье, материнстве и детстве, которые в январе 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил государственному руководству Российской Федерации.

Можно с уверенностью утверждать, что все последние годы не было ни одной актуальной проблемы, рассмотрением которой не озаботилась бы Русская Православная Церковь с позиций православной морали. К таким проблемам относится, в частности, и здоровье нации. В «Основах социальной концепции» РПЦ, принятых в сентябре 2005 года, с тревогой отмечалось, что «народы, традиционно окормляемые ею, ныне находятся в состоянии демографического кризиса». В этом документе содержится важный вывод о том, что широкое распространение алкоголизма и наркомании являются «проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспеяния, за бездуховность и утрату подлинных идеалов». В «Основах социальной концепции» содержится и другой основополагающий вывод о том, что «критерий жизненных потребностей должен превалировать над критерием рыночных отношений».

Таким образом, вполне очевидно, что подобные инициативы и установки Русской Православной Церкви, в разработке которых Святейший Патриарх принимал самое деятельное участие, изначально противоречили «азам» и «измам» либеральной мифологии. Реформаторы «допутинской» поры не скрывали конечной цели всех их затей – во что бы то ни стало интегрировать Россию в «цивилизованное сообщество». Они и сегодня не отказались от своих прежних идей. Переизбрание В.В.Путина, как Президента РФ, не устраивает их не потому, что он якобы «авторитарен» и практикует неконституционные методы «управления» демократией. Он не устраивает их из-за претензий России на собственный суверенитет. Им не нравится и поддержка Русской Православной Церковью идеи «симфонии» власти и народа, то есть стабильности российской государствен-ности и предотвращения хаоса в стране.

К чему бы не прикасалась за последние годы рука российских либералов, – они обязательно всё изгадят. Задумали они создать слой «эффективных собственников» – получились гламур и «куршавель». Взялись за реформу образования – развалили лучшую в мире школу, систему подготовки кадров национальных специалистов. Провалились непродуманные преобразования в армии и правоохранительных органах, процветает коррупция, несмотря на объявленную борьбу с ней. Либералы разрушили практически всё, что могли разрушить. Но им не удалось до конца разрушить несущий стержень российской государственности – православную мораль и её носителя в лице РПЦ, вокруг которой продолжается процесс сплочения всех здоровых сил России. Это и есть подлинная причина, по которой российским либералам не нравится Русская Православная Церковь и лично её Предстоятель.

2012 год объявлен Указом Президента РФ Годом исторической памяти России. Российская общественность будет отмечать в этом году не только 200-летие блистательной победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года, но и 400-летие преодоления Смутного времени на Руси. Мы не имеем права забывать уроки нашей истории, которая даёт убедительный ответ всем тем, кто выступает против участия Русской Православной Церкви в общественной жизни нашей страны и против её благотворного влияния на происходящие в России процессы. Именно Русская Православная Церковь стала организационной, мобилизующей и моральной силой, во многом позволившей 400 лет назад преодолеть хаос Смутного времени. И в наши дни РПЦ выступает авторитетной моральной силой российского общества, а Святейший Патриарх Кирилл рассматривается как авторитетный национальный лидер не только православными гражданами России.

Нам всем необходимо помнить, что какими бы разными мы не были, с государственной и общественной точек зрения имеет значение, прежде всего, наша гражданская позиция. Поэтому надо понимать, что именно безупречная гражданская позиция Святейшего Патриарха, его жертвенное служение России и её традиционным ценностям, его постоянная готовность защищать её историческое наследие – и есть первопричина нападок на него наших и зарубежных недругов.

Нина Борисовна Жукова , член Бюро Президиума ВРНС, сопредседательСоюза православных женщин

 Другие статьи на эту тему:

Adblock
detector