Золотой Витязь: Итоги ХХI Международного кинофестиваля

Золотой Витязь: Итоги ХХI Международного кинофестиваля

С 22 по 31 мая в Омской области по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при поддержке Правительства Омской области, Министерства культуры Омской области и Союза кинематографистов России прошел ХХI Международный кинофорум «Золотой Витязь». По словам президента кинофорума Николая Бурляева, «Этот кинофорум был лучшим».

На ХХI Международном кинофоруме «Золотой Витязь» было показано 202 фильма — из них 172 конкурсных картины и 30 внеконкурсных. В конкурсной программе было представлено 8 фильмов для детей, 12 — игровых, 26 — полнометражных документальных фильмов, 29 короткометражек. Широко было представлено анимационное кино — 47 фильмов, также зрители увидели 37 студенческих и дебютных фильмов, которые не раз похвалило экспертное жюри. В этом году в программу были включены и 13 игровых телевизионных фильмов.

Конкурсные фильмы посмотрели 18 311 омичей, на творческих встречах с актерами побывало 11 145 человек.

На церемонии открытия, которая прошла 22-го мая в Концертном зале Омской филармонии, состоялось вручение первых наград кинофорума. Лауреатом «Золотой медали им. С.Ф.Бондарчука за вклад в кинематограф» и обладателем «Золотого Витязя» за фильм «Достоевский» стал известный режиссер Владимир Хотиненко.

владимир хотиненко
Владимир Хотиненко — лауреат "Золотого Витязя"

В приветственном слове по случаю открытия кинофорума митрополит Омский и Тарский Владимир сказал: «У нас в России есть сила, способная поднять духовность». Эти слова прозвучали девизом фестиваля «Золотой Витязь», который в очередной раз начал свою просветительскую работу.

На второй день работы кинофорума состоялся гала-концерт, в котором приняли участие известные актеры России, Украины, Сербии, Болгарии, Грузии. Каждый из них – это жемчужина в ожерелье киноискусства, поскольку все они создали и создают неповторимые образы любимых нами героев. На сцене филармонии, сменяя друг друга, выступали те, кто за день до этого прошелся по красной дорожке на открытии фестиваля: Лариса Лужина, Зинаида Кириенко, Оксана Сташенко, Елена Борзова, Лариса Шахворостова, Борис Щербаков, Алексей Булдаков, Николай Чиндяйкин, Аристарх Ливанов, Евгений Леонов-Гладышев, Эвклид Кюрдзидис, Тимофей Федоров, Раиса Недашковская (Украина), Ицхак Финци (Болгария), Мариам Кацарава (Грузия), Ивана Жигон (Сербия)… Больше всех аплодисментов досталось Николаю Чиндяйкину, который в свое время 15 лет проработал в Омском Академическом театре драмы.

Примечательно, что и на презентации его автобиографической книги «Не уймусь, не свихнусь, не оглохну», несмотря на раннее начало, не оказалось свободных мест. «Омск – дорогой для меня город – признался Чиндяйкин. — Каждый приезд сюда очень волнующ, сильно эмоционален для меня».

С большим зрительским вниманием прошли: музыкально-художественный вечер Ларисы Голубкиной, презентация книги Николая Бурляева «Жизнь в трех томах», концерт польских актеров во главе с Эвой Шикульской.

Организаторы кинофорума подготовили ряд выездов в районы Омской области. Участники фестиваля посетили Ачаирский и Большекулачинский монастыри, Историко-культурный центр «Страна Сибирская», Исилькульский район, поселок Иртышский и другие замечательные места.

С большой пользой для студентов Омского государственного Университета прошли мастер-классы Юрия Беляева, Ольги Красько, Маргарита Николова (Болгария). Сергей Мирошниченко, Председатель жюри документальных фильмов, во время своей лекции поделился секретами работы над документальным кино: «Снимая героя своего фильма, нужно разговаривать с ним так, чтобы раскрыть его подсознание… Не оскорбить его, не унизить… Наблюдать за мыслями, а не за физиологией… Необходимо выискивать в человеке то, что потом останется летописью».

никита михалков

Но самым важным, пожалуй, событием для Омской молодежи стала встреча с Председателем Союза кинематографистов Никитой Михалковым. Пришедших на творческую встречу с мастером в Омский государственный университет интересовало влияние массовой культуры на кинематограф, Марчелло Мастрояни, отношении оратора к примечательным работам современников, место религии в обществе, судьба канала «Бесогон-ТВ» и многое другое. Ситуацию в современном кинематографе Никита Михалков назвал трагической. Российские режиссеры, по мнению мэтра, должны давать зрителю возможность узнать себя в кинолентах. «Я бы хотел видеть правду, даже самую жестокую о себе. Я должен как зритель знать — кого ты любишь, режиссер. Меня интересует, как жить можно, а не как жить нельзя». Михалков посетовал на то, что в стране с сильными литературными традициями большое влияние на киноиндустрию оказывает масскультура. «Жаль, если ее влияние будет настолько мощным, что вытеснит литературу классиков. Нужно просто совмещать одно и другое».

29-го мая в Омской областной библиотеке состоялся «круглый стол»: «Будущее кинематографа – возвышение или уничтожение души?», в котором приняли участие кинематографисты из России, Белоруссии, Украины, Грузии, Польши, Болгарии и Сербии. Президент кинофорума Николай Бурляев напомнил присутствующим о том, что кинематограф, как и любое искусство, совершает, прежде всего, духовную работу: «Создатель глядит на то, что мы делаем: с нашей культурой, с нашей планетой».

Профессор Софийской академии театра и кино Маргарит Николов в своем выступлении отметил несколько аспектов, по которым необходимо развивать современное кино. Среди них: создание телемоста, по которому можно транслировать проходящие на фестивалях фильмы; создание творческих студий во всех славянских странах; создание фондов культуры, управляемых творческими людьми.

Известная польская актриса Малгажата Потоцка обратилась к молодому поколению кинематографистов, выражая свою тревогу за то, что многие из них стараются изначально делать свои проекты коммерческими. Она уверенна, что «если идти с правдой в сердце, то найдешь верный путь».

Киновед Валерий Фомин сравнивает сегодняшнюю пропаганду на телевидении низменных пороков с той пропагандой, которая велась в Германии перед ее нападением на СССР. Тогда фашисты внушали, что славяне – не достойны жить на земле. То же самое, по мнению В. Фомина, несут в себе такие фильмы, как «Елена» и «Жила-была одна баба». «Это – плевок в нашу душу. Я свою Родину оккупированной не признаю» –подытожил Валерий Фомин.

Участники обсуждения единогласно приняли Обращение к общественности и СМИ, зачитанное на «круглом столе» Президентом кинофорума Н.П.Бурляевым (С полным текстом можно ознакомиться перейдя по ссылке).

31-го мая были подведены итоги кинофорума. В номинации «Фильмы для детей» «Золотой Витязь» достался греко-французскому фильму «Пеликан». Трогательная история с Эмиром Кустурицей в одной из главных ролей о дружбе птицы и людей покорила не только зрителей, но и детское жюри. Между тем, организаторы фестиваля в очередной раз посетовали на дефицит фильмов для детей российского производства. «Уважаемые кинематографисты, — обратился со сцены Председатель жюри Саша Мелешков, — мы хотим смотреть хорошее кино».

Главную награду анимационной программы получила картина Дмитрия Лазарева «Девочка и бабушка» — о расколовшейся семье ветерана Великой Отечественной войны, не смирившегося с замужеством дочери и ее отъездом в Германию.

Высоко оценило качество представленных работ жюри студенческих и дебютных фильмов. Среди лауреатов — студенты и выпускники СпбГУКиТ, ВГИК. А победителем стала картина молодого болгарского режиссера Елизаветы Боевой. Фильм «Вера» — это ироничный монолог знаменитого актера Ицхака Финца, пронизанный тревогой в отношении сегодняшнего дня.

В номинации короткометражных документальных фильмов основные призы поделили между собой кинематографисты из Белоруссии и Сербии. Так, «Бронзовый» и «Серебряный Витязи» достались нашим соседям — Сергею Катьеру и Ольге Дашук, а Милош Попович из Сербии стал лауреатом высшей награды за фильм «Дети бессмертия».

Жюри полнометражных документальных фильмов во главе с Сергеем Мирошниченко оказалось наиболее щедрым на награды. Фильмы этого жанра на протяжении многих лет на «Золотом Витязе» являются украшением программы. Вот и на этот раз специальных призов были удостоены новые фильмы известных документалистов: Сергея Роженцева, Бориса Лизнева, Людмилы Коршик…

Приз за лучшую режиссуру им. Александра Сидельникова и «Серебрянный Витязь» получила Валентина Гуркаленко за фильм «Спас-камень», повествующий о судьбе вологжанина, инженера Александра Плигина и истории возрождения им к жизни Спасо-Каменного монастыря. Второй «Серебряный Витязь» достался сербскому режиссеру Горану Матичу за фильм «Рыжий» о судьбе знаменитого баскетболиста Радивое Кораче, трагически погибшего на взлете своей спортивной карьеры. «Золотых Витязей» вручено также два: болгарскому режиссеру Георгию Стоеву за картину «Отец Иван и его дети» и краснодарцу Валерию Тимощенко за новый фильм из цикла «Русский заповедник» — «Трезвитесь».


Краснодарский документалист Валерий Тимощенко — лауреат "Золотого Витязя"

Среди игровых фильмов наград за лучшую режиссуру, актерский ансамбль и музыку удостоился фильм Майкла Хоффмана (Великобритания) – «Последнее воскресение» о последних днях Льва Толстого. Трогательная история Аиба Шахабиддинова из Узбекистана «Поздняя жизнь» награждена «Бронзовым Витязем» и призом за лучшую мужскую роль. «Серебряный Витязь» достался польскому режиссеру Феликсу Фальку за фильм «Иоанна». Как и в документальном кино, лауреатами «Золотых Витязей» стали две картины: дебютная работа Вячеслава Златопольского «Дом ветра» (также отмеченный призом за лучшую женскую роль Полине Кутеповой) и фильм Михаила Ильенко «ТотКтоПрошелСквозьОгонь». Новая лента украинского режиссера («Фучжоу», «Седьмой маршрут») повествует о судьбе летчика, Героя Советского Союза Ивана Додоки, который в годы Великой Отечественной войны был обвинен в государственной измене и приговорен к лагерям.

В номинации телевизионных фильмов «Бронзового Витязя» удостоен украинский сериал Ивана Войтюка «Платон Ангела». Серебряную награду получил телефильм Алексея Мурадова «Жуков», а в номинации «Лучшая мужская роль» за созданный образ маршала в этой картине приз под аплодисменты омичей получил Александр Балуев. «Золотой Витязь» за фильм «Достоевский» ранее был вручен Владимиру Хотиненко. А главным призом кинофорума — «Гран-при» — награждена телевизионная версия фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». Кроме того, эта лента удостоена специальных дипломов – за лучшую женскую роль (Надежда Михалкова), за лучшую мужскую роль (Никита Михалков). Все награды в Омске забирала Наталья Суркова, также получившая приз за лучшую женскую роль второго плана. Взяв в руки три диплома, Суркова с улыбкой отметила: «Нечасто актриса получает Диплом за лучшую мужскую роль».

Полный список лауреатов представлен на сайте «Золотой Витязь».

Новый губернатор Омской области Виктор Назаров (его инаугурация прошла накануне, 30-го мая) поблагодарил Николая Бурляева за проведение такого масштабного для всего региона культурного события.

«Мы готовы встретить и следующие фестивали, сцена для вас открыта всегда, – обратился губернатор к президенту кинофорума. – Мы всегда вас поддержим!» Кроме этого, Виктор Назаров отметил специальным губернаторским призом документальную картину Галины Евтушенко «Михаил Ульянов: о времени и о себе». «Эта работа оставила в моей душе большой отклик, – признался со сцены глава региона. – Ульянов – наш земляк, он наша гордость. Я признателен авторам этой ленты за то, что они сохранят для будущего поколения память об этом человеке».

Подвел итоги ХХI МКФ «Золотой Витязь» Николай Бурляев: «Всего 10 исторических дней продлился кинофорум в Омске. Почему "исторических" — мы будем понимать по ходу удаления от этих дней, от этих удивительных солнечных дней, которые потрясли не только Омск и Омскую область, но и участников этого форума». Он поблагодарил организаторов – Правительство и Министерство культуры Омской области за прекрасную организацию фестиваля. «Этот кинофорум был лучшим», — заключил Н.П.Бурляев.

Дмитрий Якунин, Ирина Ушакова

Другие статьи на эту тему:

Оцените статью