Береста с давних пор привлекала внимание народных умельцев. При обработке она сохраняла свои свойства – мягкость, гибкость и прочность. Испокон веков люди знали удивительные лечебные свойства бересты. Народный умелец из Рязанской области Алексей Акинин поделился секретами изготовления изделий из бересты и рассказал о ее уникальных свойствах. |
Береза традиционно считалась деревом, символизирующим Русь, а береста с давних пор привлекала внимание народных умельцев. При обработке она сохраняла свои свойства – мягкость, гибкость и прочность. Высокое качество этого материла подтверждают и берестяные славянские грамоты, дошедшие до нас. Берестяной промысел не забыт и сегодня. В Рязанской области его развивает мастер Алексей Акинин.
Испокон веков люди знали удивительные лечебные свойства бересты. Многие крестьяне в России носили лапти из бересты вовсе не от бедности, а чтобы быть здоровыми и предохранить суставы от ревматизма и других заболеваний. Из бересты делались раньше, да и сейчас делаются, туеса – сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с квасом, и в самый жаркий день напиток оставался холодным. В берестяной посуде даже воду кипятить можно, если повесить такую емкость над костром. Береста не загорается из-за того, что жидкость ее охлаждает. А если березовую кору приложить к свежей ране, то заживет она в два раза быстрее. Мало кто знает, но на Руси из бересты еще и сапоги делали. Ходили в них по болотам, и ноги не промокали.
Для Алексея Ивановича Акинина береста не просто материал для творчества. Он часами может рассказывать о ее целебных свойствах, многовековых традициях использования бересты в быту. Практически все изделия мастера уникальны. В отличие от большинства сувениров из бересты, которые легко можно купить в магазинах, его работы выполнены вручную. А ценители наверняка поймут, насколько это важно.
– Помню, когда я был совсем маленьким, у моей бабушки на кухне стоял глиняный горшок. Со временем он треснул, и бабушка обмотала его широкой берестяной полосой. Почему-то я на всю жизнь запомнил этот момент, – рассказывает Алексей Акинин. – Вообще, когда работаешь с берестой, чувствуешь ее положительную энергетику, теплоту. Ведь недаром березу называют теплым деревом.
Родился Алексей Иванович в селе Федотьево Спасского района, но через несколько лет пришлось переехать на родину матери – в Киргизию. Будучи школьником, маленький Алеша увлекся радиотехникой. Погрузившись в хитроумный радиомир, он пытался что-то конструировать, собирал приемники. После окончания профессионально-технического училища Алексея забрали на два года в армию, где он был даже начальником радиостанции. После демобилизации работал в телецентре. В 80-х годах вернулся на родину, в Спасский район Рязанской области. Стремясь реализовать свои радиотехнические способности, Алексей выбирал работу, близкую в какой-то степени любимому делу. Трудился во вневедомственной охране при органах внутренних дел, был начальником спортивно-технического радиоклуба ДОСААФ, работал и заведующим фермой, и учителем труда, информатики в сельской школе.
Алексей Акинин с супругой Натальей
– Живя долгое время за городом, начинаешь острее чувствовать духовную связь с природой, пытаешься ее понять и осмыслить. Особенно когда гуляешь в лесу, ощущаешь себя в полной гармонии с окружающей тебя красотой, – говорит Алексей Акинин. – В какой-то момент я начал делать изделия из дерева. Однако таким ремеслом занимаются многие мастера, да и сам процесс изготовления сложноватый, требует специального обучения. Тогда я решил попробовать свои силы в берестяном промысле. И всем сердцем прикипел к нему…
Алексей Иванович ездил на разные ярмарки, ходил в музеи, штудировал книги, искал информацию об изготовлении изделий из бересты в Интернете… Учителей, которые поведали бы все тонкости такого творчества, у него не было. Зато сам он передавал накопленный опыт ребятишкам в Федотьевской школе на уроках труда. Только вот, к сожалению, несколько лет назад школу закрыли – детей в селе маловато…
Как рассказывает Алексей Иванович, процесс изготовления берестяных изделий трудоемкий. Кору с березы можно снимать только весной. Иногда приходится пешком проходить десятки километров, искать места, где и транспорт никогда не проезжал. Именно в таких глухих уголках окрестных лесов береза чиста, нежна и пахуча.
– Когда снимаешь бересту, само дерево после этого не погибает. На следующий год кора вырастает снова. И у каждой березы она особенная. Как нет одинаковых людей, так и нет одинаковой бересты. Она разнится по фактуре, цвету, бывает белой, красной, коричневой и даже зеленой, – говорит Алексей Акинин.
Сегодня берестяной промысел особенно развит в Сибири. Там богатые леса и устойчивые традиции. Однако в работах Алексея Акинина есть деталь, которая явно отличает его творчество от сибирской школы. Мастер использует в туесах не деревянное дно, а берестяное. Поэтому в изделиях нет никаких щелей и они практичны. А ведь берестяная посуда обладает изумительными бактерицидными свойствами. Молоко в ней долго не прокисает, хлеб, творог, сметана, рыба остаются свежими. Как говорит супруга Алексея – Наталья (которая, кстати, тоже занимается берестяным промыслом), бывает, положишь в туесок влажную соль, и через три дня она абсолютно сухая. А в крупе и муке, хранящейся в берестяном коробе, никогда не заведутся никакие жучки.
Кроме бытовых предметов, Алексей Акинин делает из бересты украшения. Все его изделия с удовольствием покупают на различных ярмарках, они хранятся даже в музеях столицы и за рубежом. Есть у Алексея Ивановича мечта – сделать из бересты композицию: стол, на котором бы стоял самовар и чайный сервиз. Ведь берестяные изделия не только служат украшением домашнего интерьера, но и создают тепло, уют в жилище. Недаром наши предки говорили: «Если в доме береста, жить вам лет до ста».
Другие статьи на эту тему:
- История берестяного промысла
- Народные промыслы: Шемогодская резьба
- Берестяное барокко Владимира Махнюка
- Ремесленники Коми возрождают уникальные виды промыслов
- Современные гончары: Счастье своими руками
- Городецкая роспись по валенкам
- Фольклорные элементы
- В традициях скопинских гончаров
- Народные промыслы: Мезенская роспись по дереву
- Как создаются жостовские подносы?
- Тагильские подносы. История и возрождение народного промысла
- Городецкий мастер из Деревни Гончаров
- Смогут ли художественные промыслы стать бизнесом?
- Кружевной снегопад из Иркутской области
- Народные промыслы: Павлово-посадские платки
- Народные промыслы: Городецкие гончары
- Народные промыслы: Вологодские кружева
- Народные промыслы: Каргопольская игрушка
- Народные промыслы: Оренбургский пуховый платок
- Фестивали народных промыслов в Туле и в Городце и грант на 4 млн рублей