Тяжеловозы: Силачи с рыцарской кровью

Тяжеловозы: Силачи с рыцарской кровью

Тяжелоупряжные породы лошадей, или попросту тяжеловозы, стали активно развиваться в Западной Европе в эпоху раннего капитализма. В это время они трудились во многих отраслях хозяйства, являясь прообразом современных тракторов, тягачей и прочей тяжелой техники.

По внешности тяжеловоза от скакуна или рысака отличит даже маленький ребенок. Весь его вид – крепкий, массивный, широкий, округлый, устойчивый – выдает специализацию: навалившись грудью в хомут, сдвинуть повозку с тяжелой кладью и мерным шагом (иногда можно рысью) доставить в нужное место. Он красив – густые, длинные грива и хвост, щетки или фризы над копытами как будто окутывают всё его могучее тело драгоценной тканью – и, как все силачи, добр и великодушен.

Тяжеловозы выводились по общей схеме путем последовательного преобразования мелких местных лошадей в рыцарскую, затем в военную верховую и, наконец, в тяжелую рабочую. Путь этот занимал от пяти до восьми столетий. В культурной Европе был выведен весь диапазон тяжеловозов: от некрупных, ростом около полутора метров, до гигантских, достигающих в высоту двух и более метров и весом более тонны. В каждой стране выкристаллизовались свои – одна, а то и несколько – породы тяжелоупряжных лошадей, отвечающие ее национальному укладу и природному ландшафту. Одни из этих пород малоизвестны за пределами своей родины, другие получили мировое признание. Не касаясь первых, коротко познакомимся со вторыми.

Богаче всех на тяжеловозов выглядит Великобритания – здесь три самые известные породы: шайрская и суффолькская в Англии и клейдесдальская в Шотландии. Все они относятся к разряду крупных. Самая старая порода – суффолькская, свое название она получила от графства в Восточной Англии, где ее разводили с XVI века. Уникальность породы заключается в том, что все суффольки происходят от одного жеребца, называемого Криспс из Аффорда, родившегося в 1760 году.  От него все суффольки унаследовали рыжую масть с разнообразными оттенками. Суффольков отличает яркая особенность экстерьера – тяжелый удлиненный корпус на сравнительно коротких ногах, за что их в народе называют «панч», или «коротышка». Чаще всего суффольков использовали в экипажах, они проворны и неутомимы. Сельские хозяева любят их за способность сохранять силу и отменное здоровье на сравнительно скромных кормовых рационах.

Тяжеловозы: Силачи с рыцарской кровью

Самыми крупными считаются шайры и клейдесдали (высота в холке от 168 до 184 см, обхват пясти до 30 см). Между этими породами очень много общего, как во внешности, так и в происхождении. В отличие от суффольков они высоконоги и имеют на ногах красивые густые волосы, называемые фризами – они растут от самых запястных и скакательных суставов, причем у шайров фризы составляют главную гордость и называются перьями, они покрывают не только заднюю поверхность ноги, но обхватывают ее юбочкой по всей окружности. При движении эти перья вздымаются волнами. Коннозаводчики, для подчеркивания особенностей тяжеловозов, выработали свод требований к туалету и правил показа этих животных на племенных выставках. Выставочный шайр или клейдесдаль – это могучие формы и шелковые фризы. Грива и хвост, чтобы не отвлекали внимание, минимизированы: хвост скручен баранкой и завязан бантиком, грива заплетена в плоскую косицу. Шайры считаются наиболее красивыми из английских тяжеловозов, они являются прямыми потомками средневековой боевой рыцарской лошади, называвшейся Великой лошадью, позднее переименованной в английскую вороную. На последнее название повлияло прилитие крови вороных голландских фризов. Основными районами разведения этих лошадей стали центральные графства Линкольншир, Дербишир, Стаффордшир – отсюда и произошло их окончательное название – ширы или шайры. Официальный статус породе был придан в конце XIX века, когда была издана первая племенная книга. В 1878 году было организовано племенное общество, названное Обществом старых английских ломовых лошадей, переименованное в 1884 году в Общество по разведению шайров, под этим названием оно существует и ныне.

Тяжеловозы: Силачи с рыцарской кровью

Клейдесдали получили свое название по реке Клайд, протекающей в шотландском графстве Ланкашир. Эта порода ведет свою историю со второй половины 18 века от местных фермерских лошадей, улучшаемых фландрскими и шайрскими жеребцами. Клейдесдали отличаются крепким здоровьем, энергичным и добронравным темпераментом, просторными движениями.

Согласно одному из утвержденных племенным обществом критериев оценки, идущий позади движущейся лошади человек должен видеть каждую ее подкову.

Франция прославилась двумя тяжелоупряжными породами, получившими мировое признание – першеронской и арденской. Правда, арденская порода разделилась между двумя хозяевами – Францией и Бельгией, так как место ее возникновения – лесистые районы Арденских гор на границе этих стран. Ардены относятся к разряду некрупных тяжеловозов (высота 152–163 см), они энергичны, послушны и экономны в содержании. Происхождение их достаточно древнее, и не всегда они выглядели как современные, в начале XIX века они использовались и для верховой езды, в них добавляли кровь арабской и даже английской верховых пород. Во время Первой мировой войны ардены в качестве артиллерийских лошадей прославились как лучшие. Характерной особенностью этих лошадей является чалая масть на рыжей или гнедой основе.

Тяжеловозы: Силачи с рыцарской кровью

Название першеронской породы происходит от округа Перш на юге Нормандии. Это самая элегантная порода тяжеловозов, вобравшая в себя большое количество восточной крови, особенно на первой стадии ее формирования, связанной с нашествием мавров в Европу в VII веке н. э. Причем и в более поздний период к першеронам периодически приливалась арабская кровь, так, один из наиболее известных производителей Жан ле Блан (род. в 1830 г.) был сыном арабского жеребца Галлиполи. Першероны относятся к разряду крупных тяжеловозов, среди них прославился огромным ростом Доктор ле Жер, родившийся в 1902 году. Его высота в холке достигала 213 см, а вес – 1370 кг. Как правило, першероны серой масти.

Бельгия дала миру самую популярную породу – брабансонскую, это название связано с местностью в Центральной Бельгии. Брабансоны – потомки древней рабочей лошади, известной в Средние века под названием фландрская, которая сыграла большую роль при создании шайров, клейдесдалей, суффольков и некоторых других тяжелоупряжных пород. Брабансоны представляют собой наиболее специализированных крупных, массивных, широкотелых и коротконогих тяжеловозов, часто с элементами грубости и сырости конституции – это настоящие работяги. 

Тяжеловозы: Силачи с рыцарской кровью
Русская тяжеловозная лошадь (битюг). Жеребец Сильный

Огромная аграрная Россия выпестовала лишь одну породу – битюга, – к сожалению, исчезнувшую в первой половине ХХ века. И слово «битюг», если кто его еще помнит, приобрело нарицательный смысл, им обозначали что-то большое, сильное и даже неуклюжее. Всё дальше уходит оно в архаизмы, отрываясь от своего значения – единственной русской национальной тяжелоупряжной породы лошадей. Свое название порода получила по притоку Дона речке Битюг, где заливные луга и непаханые целинные степи создали местным крестьянам благоприятные условия для занятия коневодством. Основанием породы послужили тяжелые рабочие лошади, выписанные из Голландии в конце XVII – начале XVIII века царем Петром I. Определенную роль впоследствии сыграл и расположенный поблизости Хреновской конный завод, где граф Орлов создавал своего знаменитого рысака и откуда крестьянам попадали лошади различных пород. Главным центром разведения битюгов стали село Шукавка и все окрестные селения Воронежского уезда. Из многочисленных местных коневодов большое усилие в совершенствовании и распространении породы по всей Воронежской и соседней Тамбовской губерниям проявила династия крестьян Боевых. Слава битюга взошла в зенит в 1867 году, когда на Всемирной конской выставке в Париже битюг Васька, покоривший зрителей своими могучими формами и добрым нравом, был приобретен Нормандским случным депо для улучшения местных рабочих лошадей.

В связи с меняющимися условиями, в частности распашкой целинных степей, сократившей возможности привольного содержания и, главным образом, ограниченным генофондом породы, битюг постепенно стал исчезать. Его остатки вошли в состав так называемой воронежской упряжной породы, судьба которой в настоящее время неизвестна.

Тем временем производство в России, переживающее подъем, нуждалось в тяжелых рабочих лошадях. В страну массово завозились тяжеловозы из Англии, Бельгии, Франции.

В России заморские кони приспосабливались к новым условиям, участвовали в скрещивании с местными рабочими лошадьми для повышения их силы и роста, а впоследствии, уже при плановой советской экономике, стали основой для создания отечественных тяжелоупряжных пород: русского, советского и владимирского тяжеловозов. Первые две породы были утверждены в 1952 году, третья – в 1946 году. Глядя на любую из них, можно отчетливо увидеть ее
главную исходную составляющую: в русском тяжеловозе – ардена, в советском – брабансона, во владимирском – шайра и клейдесдаля.

Но, как правило, их отличает от исходных пород более сухая и прочная конституция, большая подвижность и неприхотливость.

Тяжеловозы: Силачи с рыцарской кровью
Жеребец владимирской породы Перец, 1935 год, колхоз «Новый путь»

Наивно думать, что если вдруг исчезнет та или другая отечественная порода (а они катастрофически сокращаются, как численно, так и качественно; конные заводы влачат жалкое существование), можно будет завезти из Европы лошадей исходных пород, которые заменят русских, советских и владимирских тяжеловозов. Завезти их, конечно, можно, но это будут несчастные лошади, непривычные к новым условиям: климату, корму, да и просто к русской ментальности…

С отказом от коллективных сельскохозяйственных предприятий и организацией фермерских хозяйств мог бы возникнуть спрос на тяжеловозов, что в свою очередь вызвало бы подъем тяжелоупряжного коннозаводства. Не раз было подсчитано, что в условиях небольших хозяйств хороший тяжеловоз экономичнее и производительнее трактора. А если учесть сохранение структуры обрабатываемой почвы, отсутствие загрязнения окружающей среды, конский навоз как ценнейшее естественное удобрение, то тяжеловозам цены нет! При том, что цена самой лошади всегда была не столь высокой.

Еще одно немалое достоинство лошадей тяжелоупряжных пород – скороспелость. Уже с двухлетнего возраста они могут использоваться в работе, разумеется, соответствующей степени трудности.

И еще. В отличие от неодушевленных машин лошадь способна совершать кратковременный рывок с силой, заметно превосходящей ее обычную. Что не раз наблюдалось, когда требовалось, например, вытащить из кювета автомобиль, и трактор с этой задачей не мог справиться.

А если вспомнить, что в каждом тяжеловозе живет боевой и благородный дух рыцаря, то можно взглянуть на него совсем иными, романтическими глазами. Разве этого мало?

Юлия Кузнецова, «Охотничий двор» №10/2011

 ***

КСК Левадия катание на лошадях

Подробнее о Конно-спортивном комплексе Левадия >>

 Другие статьи на тему Породы лошадей:

Оцените статью