Народный мастер России Вера Демичева преподает в Орловской детской школе изобразительных искусств и народных ремесел, передает своим ученикам знания о древнем искусстве ткачества. Ученики Демичевой не только берут уроки ремесла, но и получают полноценное художественное образование. |
Ученики Демичевой не только берут уроки ремесла, но и получают полноценное художественное образование. Ремесло — это, вообще, база для творчества, так что вечные споры о художниках и ремесленниках в данном случае неуместны. Здесь ремесло и искусство объединяются вместе.
— Чтобы в ткачестве двигаться в творческом направлении, надо изучить очень много ремесленных основ, чтобы знать, какую взять нитку, какой толщины, сколько, в каком порядке, как заправить стан, — говорит Вера Васильевна.
Кстати, оказывается, чтобы только заправить ткацкий стан, необходимо порой полтора десятка уроков по сорок минут. А если одну какую-нибудь нить не туда направишь, дело не пойдет, и все придется начинать сначала. Представляете, каким терпением, какой аккуратностью надо обладать мастерице?
— Не всякой современной девчонке под силу такая кропотливая работа, — рассказывает Демичева. — Иногда вижу, как жаль себя иной ученице, с какой неохотой она берется переделывать то, что напутала. Но тут ничего не поделаешь, ткачество требует предельного внимания. В любом деле с опытом вырабатывается еще и чутье. Однако это приходит не сразу и не ко всем.
У Веры тоже не все гладко поначалу было. И любовь к ткачеству вовсе не была восторженной любовью с первого взгляда. Напротив, наблюдая за работой народных мастеров, Демичева прежде всего отмечала, насколько сложная это и филигранная работа. Но тяга к рукоделию жила в ней с детства. Уроженка Челябинска, она в свое время окончила худграф Магнитогорского пединститута. Потом были преподавание на художественно-графическом отделении Беловского педучилища Челябинской области и работа в Челябинской детской художественной школе. И когда Демичева в 1991 году переехала в Орел, нить ее творческой судьбы не оборвалась. Поначалу была Орловская опытно-экспериментальная фабрика народных промыслов. С 1998 года Вера Демичева преподает в Орловской детской школе изобразительных искусств и народных ремесел. В 2002 году получила звание «Народный мастер России». В ее творческом багаже многочисленные победы и награды на всевозможных выставках, конкурсах и фестивалях. Одно из последних ярких достижений: стала лауреатом премии Правительства Российской Федерации «Душа России-2011» в номинации «Народный мастер».
В общем, ткацкая нить стала для Веры Демичевой нитью ее судьбы. И не только для нее. Некоторые ученики также влюблены в ткачество и занимаются им много лет.
Одна из самых талантливых учениц Демичевой — Елена Сидорова, студентка пятого курса кафедры «Дизайн» архитектурно-строительного института Госуниверситета-УНПК — занимается ткачеством уже 10 лет. Чтобы не расставаться с любимым занятием, устроилась лаборантом в мастерскую ткачества в школе искусств и ремесел.
— Я очень благодарна Вере Васильевне за все то, чему она научила меня, больше всего мне нравится работать над воссозданием старинных тканей и орнаментов, будто к прошлому прикасаешься, — признается Елена.
В арсенале мастерской ткачества девять ткацких станов, семь из них — старинные, хранящие память о прошлых веках.
Домашний стан Демичевой — хороший новодел, но он ничем не отличается от станов, на которых ткали наши предки. Кстати, своего рода мода на домашнее ткачество сейчас начинает развиваться в таких странах, как Швеция, Финляндия и Новая Зеландия. Именно в этих странах больше всего изготавливается оборудования и материалов для ткацкого дела. Наши русские женщины-современницы пока что проявляют себя в вышивке нитью и бисером, но, как знать, может быть, в будущем и за ткацкие станы возьмемся. Все-таки наше, исконное.
Известный российский писатель Василий Белов в своих очерках о народной эстетике в книге «Лад» говорит следующее: «По-видимому, в разговоре о прошлом нашего народа культуру тканья можно поставить наравне с культурой земледелия или же строительства. Трудно даже предположить, из каких веков, из каких древних (передних, как говорили) времен тянутся к нам льняные нити холщовой основы. Сложнейшая ткацкая технология всегда сочеталась с высоким художественным мастерством, более того, степень этого мастерства в ткацком деле зависела от степени технологической сложности».
Опытному мастеру, естественно, в более сложной технике работать интереснее. Однако времени на это уходит очень много. Если узорный половик, к примеру, за час может «вырасти» на десять — двенадцать сантиметров, то тонкая ткань для завески (такой «фартучек» в старинном свадебном костюме невесты), дай бог, на четыре — восемь сантиметров за день. Но это уже, как говорится, высший пилотаж. Начинают же все с поясков, кушаков да рушников.
Тканьё — дело по¬ большей части женское, но и мужчины-ткачи не перевелись еще. В мастерской у Веры Демичевой занимается 11 летний Артем, и как бы девчонки иногда ни ехидничали на его счет, ткет он, по отзывам своего учителя, просто замечательно. В чем секрет? Да просто он «рукастый», как говорят в народе, мальчишка. И с душой работает. А когда дело не только руками творишь, но саму душу вкладываешь, тебе словно «вселенная помогает».
Кстати, в древних представлениях некоторых народов Вселенная изначально была соткана из бесчисленного количества нитей. Но это так, что-то вроде лирического отступления.
Другие статьи на тему Народные промыслы:
- Магазин народных промыслов откроется в подмосковном Доме правительства
- Промыслы нижегородского села Пурех
- Холуй — опера лаковой миниатюры
- Как цари и генсеки спасали северную чернь
- Народные промыслы: Капокорешковый промысел
- Пряники русские, ароматные, сладкие…
- С чего начинается Хохлома
- Кузбассовцы и куклы-обереги
- Народные промыслы: Выставки, конференции, совещания
- Народные промыслы: Красна изба рушниками
- Нина Мишинцева: «Деревня — это возможность для творчества»