Главная / Статьи / Развитие сельского туризма в Ленинградской области

Развитие сельского туризма в Ленинградской области

Развитие сельского туризма в Ленинградской области

Туристическая индустрия во всём мире переживает период активного развития. В Европе сельский туризм поощряется на государственном уровне. Доля экопутешествий в этих странах составляет около 20% от всех туристических услуг, а темпы ежегодного прироста достигают 30 процентов. Ростки агротуризма есть и в России. В лидерах по становлению агротуризма – Лениградская область.

Туристическая индустрия во всём мире переживает период активного развития. При этом параллельно с традиционными (активными и массовыми) формами отдыха получают развитие новые, разного рода «зелёные» путешествия: вместо отдыха по формуле солнце-море-песок предлагается формула пейзаж-традиции-досуг.

В Европе сельский туризм поощряется на государственном уровне. Доля экопутешествий в этих странах составляет около 20% от всех туристических услуг, а темпы ежегодного прироста достигают 30 процентов. Сельский туризм убедительно доказал, что является важным фактором решения социально-экономических проблем села – это и рост занятости, и развитие сельской инфраструктуры, получение стабильных и весомых доходов крестьян, укрепление бюджета сельских поселений. «Главным плюсом от развития туризма являются даже не сами доходы, а появление новых рабочих мест», – считает президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

 Торговля сувенирами в угличском кремле
Торговля сувенирами в угличском кремле © РИА «Новости» / Алексей Куденко.

Ростки агротуризма есть и в России. Так, в Ярославской области есть целые деревни, в которых все желающие могут получить мастер-класс по различным народным промыслам. В Псковской области большой популярностью пользуется деревня, где есть огромная баня вместимостью до 30 человек. Иностранные туристические группы заезжают сюда по дороге из Питера в Москву. Хозяйка самолично парит гостей березовым веником, а потом угощает деревенским молоком и творогом. По своей популярности этот туристический объект может конкурировать с национальными музеями.

И всё же в лидерах по становлению агротуризма Лениградская область. Есть примеры, на которых уже можно учиться. В 90-е годы братья Богатырёвы, некогда городские жители, в числе фермеров первой волны получили землю в Лужском районе и начали хозяйствовать. Брались за многое, но постепенно определилась специализация – заготовка и продажа кормов. Но траву можно было косить два, от силы три месяца в году. А что делать остальные девять? Сидеть на печи и жевать калачи?

– В остальное время будем продавать горожанам воздух, – решили братья, имея в виду не баночки с воздухом, а самый настоящий деревенский воздух, насыщенный ароматами трав и цветов, вкупе с окружающей природой – лесом, озером, речкой, приправленный национальными традициями – банькой по-чёрному, квасом, гармошкой, пляской, песнями и прочими забавами. Взяли в кредит денег, и на фундаменте старой разрушенной мельницы на речке Чёрной стали строить свой первый гостевой дом. Впоследствии их туристическая база так и стала называться – «Мельница на Чёрной речке».

Каким внутренним чутьём они угадали, что вскоре всё это будет востребовано? Ведь примерно в то же время туроператоры Питера сбивались с ног, мечась по области в поисках, а что бы этакое предложить городским клиентам, пожелавшим провести выходные или праздники на свежем воздухе. Места в пансионатах в такие дни быстро расходились, да и были они дороговаты для горожан среднего достатка. А тут старая мельница на речке, и цены более чем приемлемые.

Та группа, которая впервые приехала на отдых в Лугу, и помогла братьям выплатить первый кредит, взятый ими на строительство. Новые деньги от новых гостей Богатырёвы пустили уже на расширение своего предприятия. Вскоре рядом со старой мельницей выросли уютные домики, рассчитанные на 2–3 гостей, со всеми удобствами и индивидуальными саунами, с оригинальными интерьерами. А сегодня здесь целый туристический комплекс с бильярдной, настольным теннисом, залом отдыха, современной кухней, где круглый год подаются на стол экологически чистые продукты натурального фермерского хозяйства – овощи, мясо кролика, мёд, клубника.

В те же 90-е годы приехал на Карельский перешеек в Выборгский район и Владимир Алкснис. Помимо прочего разводил птиц: гусей, индюков, ушастых охотничьих фазанов, цесарок, голошеих куриц. Но мечтал о страусах. И однажды в сырых ленинградских лесах у берега Финского залива появились диковинные птицы. Владимир изложил информацию о своей страусиной ферме на бумаге, размножил её и на одном из туристических слётов раздал участникам. Сработало. Вначале робко, потом всё увереннее потянулись на ферму гости. Находившись и наигравшись до головокружения на свежем воздухе, гости стали спрашивать, а нельзя ли чего-нибудь у хозяев покушать? Возникла потребность в столовой. На гостевой стол пошли и мясо, и овощи. На полках ждут покупателей расфасованные по пакетам картофель, капуста, лук, морковь, другие дары огорода, мясо, лечебное мыло, сваренное на основе страусиного жира.

Самая северная в России страусиная ферма Владимира Алксниса.
Самая северная в России страусиная ферма Владимира Алксниса. Фото ИТАР-ТАСС.

Бывший геолог Владимир Алкснис говорит:

– Сегодня ситуация на рынке туристического бизнеса такова, что люди стали менять направления своего отдыха. Если раньше приоритетом было солнце-пляж-море, то теперь люди хотят более наполненного времяпрепровождения.

Сельский туризм, по его мнению, немногим отличается от дачного, который существовал ранее, когда люди приезжали, снимали домик на лето. Но в отличие от него здесь всю заботу о госте берёт на себя не глава семьи, не жена, и так круглый год обременённая домашними хлопотами, а принимающая сторона – хозяева фермы. Селят, кормят, ухаживают, предлагают услуги. И чем больше разных услуг, тем выше доход. Причём доход от туризма может быть значительно больше, чем непосредственно от самого сельхозпроизводства.

Но в большинстве регионов сельский туризм похож на игру в прятки с той лишь разницей, что глаза завязаны у обеих играющих сторон – того, кто ищет, где отдохнуть, и того, кто этот отдых готов предложить.

– Здесь не хватает одного звена в стандартной схеме туристского воспроизводства, – говорит представитель администрации Ленинградской области Татьяна Гаврилова, которая уже не первый год координирует развитие сельского туризма в регионе. – Есть производители услуги, есть потребители, но они никак не соединены между собой. Нет того, кто продаёт эту услугу, кто её продвигает.

Головной болью для организаторов деревенского туризма являются цена за электроэнергию и большие налоги. Они и съедают основные доходы. А небольшая прибыль почти полностью уходит на содержание огородов, деревянных домов, скотины и экзотических животных. На рекламу средств нет, и единственным инструментом пиара остаётся сарафанное радио. Но главное, некие расторопные люди всё настойчивее пытаются увести этот новый пока для нашей глубинки, но безусловно перспективный бизнес в тень. И в Ленинградской области всячески стараются этому противостоять.

– На сегодня существует три блока вопросов, – говорит Гаврилова. – И если мы два из них – совершенствование законодательной базы и формирование стандартов обслуживания – решим, то третий – налогообложение – выстроится сам.

Законодательная база на сегодня значительно отстаёт от реальности. В ней нет даже такого понятия, как гостевой домик, потому часто налоговики уравнивают избушку без удобств с отелем, а пожарный надзор, санслужба предъявляют к ним совершенно безумные требования. Кстати, в Польше если ты в деревне сдаёшь под проживание до 10 мест, то вообще налоги не платишь.

Но и ставить на одну доску номер с санузлом и телевизором и времянку с удобствами во дворе тоже нельзя. Поэтому исходя из условий проживания и перечня услуг необходимо провести градацию всех гостевых домов, используя для этого не звёзды, как это делается в гостиницах, а иную символику – ёлочки, ромашки. Белорусы, к примеру, рисуют цапель. И гостевой домик с пятью ёлочками по цене и налогообложению должен существенно отличаться от домика с двумя ёлочками.

Но при этом сельский «отель» ни в коем случае не должен превращаться в минигостиницу. Его изюминка как раз и заключается в том, что он стоит на территории крестьянского или фермерского хозяйства, где можно сорвать с веточки клубнику, покормить поросят, подоить корову, испечь вместе с хозяйкой пироги или порыбачить с хозяином на местной речке, а вечером у костра попеть песен под гармошку.

Наверняка подобную возможность имеет каждое село. Главное – позиционировать своё дело как туристический объект и проводить активное продвижение, привлекая потенциальных партнёров и клиентов. Доход будет зависеть от усилий и фантазии,  ведь туризм – это продажа новых впечатлений и положительных эмоций. Музеи в сельской местности и малых городах становятся серьёзным фактором мотивации отдыха. С помощью их люди как бы вживаются в живую ткань деревенского быта, они могут почувствовать, потрогать, понять вкус здешней жизни, что очень важно для сельского туризма.

Александр Калинин

***

Отдохнуть от городской суеты можно в экологически чистом районе Тульской области, в  130 км от Москвы, на  Охотничьей базе "Барсучок". База представляет собой центральную усадьбу с расположенными вокруг домами отдыха для клиентов и баней. Невдалеке удобно спланировано подсобное хозяйство, которое является не только поставщиком экологически чистого питания для клиентов, но и местом отдыха. Здесь можно поохотиться, пострелять по тарелочкам на специальной площадке, покататься на лошадях, полетать на дельталете, отпраздновать событие.

экологический туризм, агротуризм - охотничья база Барсучок

 Развлечения на базе:
– бильярд и бар-караоке;
– спортинг и арбалетный тир;
– лошади, пони, фаэтон, экипаж;
– конное фото-шоу с ловчими птицами и борзыми;
– экскурсионные туры в питомник собак и зоопарк.

Подробнее об охотничьей базе Барсучок  >>

Другие статьи на эту тему:

Adblock
detector