В Саратовской области прошла первая выставка по развитию внутреннего туризма. В ее рамках проблемы, существующие в этой отрасли, обсудили представители турфирм, гостиничного бизнеса, предприниматели, занятые народными промыслами, музейные работники, ученые и журналисты. |
Объемы внутреннего туризма в России в последние годы постоянно растут, сейчас, по данным международных экспертов, он дает почти 6 процентов валового национального продукта, это больше чем объемы автомобильного или химического производства. Саратовская область на этом фоне пока в числе аутсайдеров. Правда, по данным госстатистики, число внутренних туристов в регионе превышает 400 тысяч человек, но сюда отнесены и школьники, и студенты, и пассажиры проплывающих по Волге мимо Саратова теплоходов.
Достопримечательности недоступны
Серьезно сдерживает развитие туризма отсутствие необходимой инфраструктуры. Так организованная в преддверии выставки министерством молодежной политики, спорта и туризма поездка журналистов к одной из местных достопримечательностей — утесу Степана Разина — едва не сорвалась. Водитель экскурсионного автобуса наотрез отказался ехать в село Белогорское, сославшись на отсутствие асфальтированной дороги. Спас ситуацию сотрудник министерства Алексей Голованов, который нас сопровождал. Ему удалось договориться о найме уазика, который должен был доехать до утеса. Трясясь 12 километров по ухабам и глотая меловую пыль, мы поняли, что водитель автобуса, в сущности, был прав: для автобусных экскурсий эти легендарные места не подходят.
Ощущение ненапрасности поездки появилось, как только приволжские горы разбежались в стороны и открылась красивая панорама старинного полузаброшенного села Белогорское. В начале прошлого столетия здесь жило две с половиной тысячи человек, была церковь. Сейчас в селе остались одни старики, автолавка два раза в неделю привозит хлеб, школа закрылась…
Утес Степана Разина
По дороге от села вдоль берега Волги едем к утесу Степана Разина. Окрестные названия напоминают о разбойничьей вольнице: Крестовый мар, Дурман-гора, Ванька-Каин, гора Беркутова могила, ущелье Тюрьма. Вдруг в противоположной стороне от нашего пути неожиданное зрелище: над деревьями на волжском берегу стоит самолет на постаменте. Белогорское — родина дважды героя СССР, маршала авиации Николая Скоморохова. На постаменте — настоящий самолет МИГ-15, на котором летчик летал после войны.
По оврагу, в котором возвышается высокая полуразрушенная башня, сложенная в начале прошлого века для обжига извести, спускаемся к подножью утеса. За его изгиб планирует громадная птица — белохвостый орлан. Скалистый берег сползает в Волгу. У отвесного обрыва — нагромождение белоснежных глыб и обломков, среди которых мы отыскали окаменевшие раковины — "чертовы пальцы". Наш проводник — доцент географического факультета Саратовского государственного университета Александр Башкатов показывает на склоне черные ниши — вскрывшиеся из-за осыпи могилы. В древности на утесе, который с двух сторон отсекают глубокие овраги, а с третей стороны — рвы и валы, была стоянка людей бронзового века, а позже здесь обосновались волжские разбойники.
— Сейчас туристы вынуждены добираться сюда на свой страх и риск, многие проблемы решило бы открытие маленького экскурсионного бюро Тем более и помещение для этого есть: здание школы с прекрасным музем, которое сохранил в хорошем состоянии ее бывший директор, — говорит Башкатов.
Только для школьников
Примечательно, что чуть ниже по течению Волги в соседней Волгоградской области еще в прошлом десятилетии организован Щербиновский природный парк. А всего волгоградцы создали в своем регионе восемь таких природных парков, заложив таким образом базу для развития местного туризма на десятилетия вперед.
А вот саратовцы свой шанс упустили. Областные власти сосредоточились на возведении помпезного музея военной техники и национальной деревни на Соколовой горе в Саратове.
Национальная деревня на Соколовой горе в Саратове
В настоящее время лишь несколько саратовских турфирм занимаются внутренним туризмом. При всем богатстве потенциальных возможностей местный туризм преимущественно носит характер школьных экскурсий. С достаточно ограниченным выбором: место приземления Юрия Гагарина, Музей дальней авиации в Энгельсе, страусиная ферма в этом же районе, музей Боевой славы на Соколовой горе, лимонарий. Ко всем этим достопримечательностям можно без проблем добраться. Стоимость экскурсии для одного человека от 350 до 500 рублей.
— Школьный туризм носит сезонный характер — осень-весна, кроме того, в последнее время в регионе ужесточились требования к проведению детских автобусных экскурсий, многие учителя, которые раньше работали с нами, теперь отказываются — слишком много времени уходит на получение согласований, — говорит заместитель директора одного из турагентств Татьяна Красикова.
Никаких льгот
Сходная ситуация и с народными промыслами. Саратовские производства керамики продают свою продукцию … на Камчатку и в Амурскую область, в то время как в самом регионе мало кто знает об их существовании. В это же время Саратов забит сувенирной продукцией с местной символикой, которая изготавливается в Китае. Вместо глины и других натуральных материалов, это чаще всего поделки из пластмассы.
— Наши изделия продаются всего в одном магазине в центре Саратова, — рассказывает хозяйка одного предприятия Татьяна Полонская, — Был прилавок в одном из торговых центров, но там нас "задушила" арендная плата.
Никаких льгот для народных ремесленников в регионе не предусмотрено — ни по производству, ни по продаже продукции . По словам предпринимательницы, едва ли не самая большая проблема — отсутствие хороших мастеров, падение профессионального уровня. Учиться молодежи из-за развала системы профессионального образования тоже негде. Сейчас трое работников этого предприятия получают образование в Гжельском художественно-промышленном институте. В мечтах у Полонской получить грант на открытие учебного заведения, где бы готовили мастеров народных промыслов.
Один из немногих промыслов, до которого туристы имеют реальный шанс добраться — небольшое гончарное предприятие в селе Золотое. Мануфактура, располагающаяся на бывшей базе райпотребкооперации — тоже один из постоянных пунктов школьных экскурсий. Туристы, следуя нехитрым указаниям, могут собственноручно вылепить глиняную мышку или крокодила, а затем приобрести в магазине кошку-копилку или цветочный горшок, сделанный уже мастерами. Но большая часть продукции тоже продается за пределы области.
Старое хорошо забыли
Новые схемы привлечения туристов в регионе пока не заработали, а те, что были созданы еще в советское время, практически прекратили существование.
Представители туристического бизнеса сетуют на то, что Саратов лишился речного порта: здание выкуплено (там теперь магазины и кафе), при этом не предусмотрено было даже сохранение зала ожидания. А руководители саратовских музеев жалуются, что с пароходов, пристающих к городу, к ним перестали приводить туристов.
— Обсуждается открытие новых туристических маршрутов, но ведь у нас уже есть готовые туристические объекты, так в прежние времена на территории музея-усадьбы Николая Чернышевского одновременно проводились экскурсии для 15-20 групп, — рассказывает директор музея Галина Муренина.
Как объясняют специалисты, ранее посещение городских музеев включалось в стоимость туров по Волге, теперь иногородние фирмы от этого отказались, а собственных теплоходов в большом волжском городе нет. Да что там теплоходы, за последние годы в Саратове, по словам представителя первого в мире музея Юрия Гагарина Нины Буйкевич, не было издано даже … обыкновенного туристического путеводителя.
Мнение: Наиля Бриленок, министр молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области:
— Развитие внутреннего туризма для нас является приоритетом. Одной из важных задач министерство считает информирование жителей области о туристических возможностях, которые имеются в регионе. Успешно проводятся пресс-туры для СМИ и представителей турбизнеса. Много информации можно почерпнуть на нашем портале, посвященном туризму. Что касается ситуации с непосещением саратовских музеев экскурсиями, которые прибывают в наш город на теплоходах, мы попробуем ее урегулировать. Самая большая проблема — создание в регионе необходимой инфраструктуры для развития туризма, решить ее можно, объединив усилия власти, предпринимателей и общественности.
Другие статьи на тему Развитие туризма в России:
- Подмосковные фермы — туристам, достопримечательности Тульской области — иностранцам
- Туризм в Сибири пока меньше, чем туризм
- Осенью сельский туризм переживает пик популярности
- Чем плох новый закон о туризме
- Календарь событий и карты для российских туристов
- Выставка «Отдых Leisure — 2012» открылась в Москве
- В России развивают культурно-познавательный туризм
- Туристический брендинг вне и внутри Бурятии
- Минприроды, динозавры и «Золотое кольцо» сделают регионы популярными для туристов
- Что нужно делать для развития сельского туризма
- Какой объект назовут Чудом России 2012?
- Туризм по-тюменски: гиды во фраках, собачьи упряжки, сафари
- Туризм в России: Почему к нам мало едут иностранцы
- Отдых в национальных парках России
- В Подмосковье будут развивать туризм на 4 млрд рублей
- Туризм в России: Двухэтажные автобусы, курорты Краснодара и интерактивные карты
- Новые туристические маршруты Нижегородской области